Первый слайд презентации: Этапы работы над проектом. Проблематизация, Целеполагание
Лекция 3. Казакова А.Е,
Слайд 2: Этапы работы над проектом
Важно помнить, что для работы над проектом необходимо иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения. Казакова А.Е,
Слайд 3: Этапы работы над проектом
Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Казакова А.Е,
Слайд 4: Этап проблематизации
Проблема – это противоречия между существующей ситуацией и личным представлением об идеальной ситуации, которые нужно решить. Проблемная ситуация – это осознанное затруднение, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет мыслить и находить способы выхода из затруднительного положения. Казакова А.Е,
Слайд 5: Этап проблематизации
Дан текст с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования. Необходимо сформулировать проблему, разрешение которой снимет указанное противоречие. Задание 1.1 Чтобы стереть с лица земли варварский, по их мнению, Карфаген, римляне во втором веке до нашей эры прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Противоречие Проблема Казакова А.Е,
Слайд 6: Этап проблематизации
Задание 1.2 На тему моей научно-исследовательской работы натолкнуло меня название статьи, прочитанной в газете. А название довольно-таки странное: «Пандемия словесного СПИДа». Уже в самом заголовке имеется иностранное слово «пандемия», чтобы это означало? Заглянув в словарь иностранных слов, я узнала, что пандемия (греческое слово) — это распространение какой-либо инфекционной болезни на целые страны и материки, более широкое, чем при эпидемии. В истории известны пандемия чумы, пандемия гриппа, в результате которых погибли миллионы людей, значит, в результате словесной пандемии умирают слова, умирает язык, следовательно, гибнет человечество. Язык в опасности! (Н.Ю. Григорьева) Противоречие Проблема Казакова А.Е,
Слайд 7: Этап проблематизации
Задание 1.3 – Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! – Какова калмыцкая сказка? – Затейлива, – отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину. (А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», Пугачев и Гринёв). Противоречие Проблема Казакова А.Е,
Слайд 8: Этапы работы над проектов
После определения проблемы формулируется цель проекта. Цель проекта предлагает конкретное решение обозначенной проблемы. Она должна быть сформулирована как изменение сложившейся ситуации: чего мы хотим достичь? Ставя цель необходимо тоже помнить о принципах постановки цели. Казакова А.Е,
Слайд 9: Этапы работы над проектов
Цель должна быть: конкретной - формулировка точного результата; достижимой – есть ли необходимые ресурсы для достижения цели; измеримой во времени - помогает оценить прогресс - что сделано и что еще осталось; актуальной - не противоречить другим целям и задачам; привязана к сроку – помогает планировать шаги. Казакова А.Е,
Слайд 10: Этап целеполагания
Дана информация проблемного характера о возможном объекте исследования, сформулирована проблема последующего исследования. Необходимо сформулировать цель предварительного исследования (что необходимо исследовать) для разрешения проблемы. Задание 2.1. Большинство растений имеют корни, выполняющие функцию укрепления растений в почве и всасывания воды с растворенными минеральными веществами. Однако встречаются растения, которые корней совсем не имеют. Проблема Цель Казакова А.Е,
Слайд 11: Этап целеполагания
Нерадивый лаборант поленился приготовить растворы солей к новому учебному году. На практической работе по химическим свойствам солей учащиеся видели непредусмотренные эффекты реакций: при взаимодействии водных растворов хлорида алюминия и карбоната натрия выделялся газ и выпадал осадок. Проблема: почему учащиеся видели непредусмотренные эффекты реакций? Какие химические процессы происходили при проведении данной практической работы? Главное Цель Казакова А.Е,