Слайд 2: Вопросы
1.Понятие «этика госслужащих». 2.Регулирование профессиональной этики госслужащих в Российской Федерации. 3.Международные стандарты профессиональной этики госслужащих. Зарубежный опыт.
Слайд 3: Общее понятие Э Г
ЭГ – это корпоративная профессиональная этика. Она является составной частью этики управления, или этики делового администрирования. ЭГ включает в себя основные элементы этики и культуры управления применительно к: - подготовке решений, - принятию решений, выполнению решений.
Слайд 4: Особенность ЭГ
Будучи разновидностью административной этики, ЭГ представляет собой совокупность правил, позволяющих реализовывать этические идеалы и представления в повседневной практике деятельности и поведения государственных служащих.
Слайд 5: Другая особенность ЭГ
Она является этикой публичного администрирования, или публичного управления. Это означает, что она распространятся на поведение полномочных субъектов, действующих не в сфере фирм и организаций, а в сфере государственного муниципального управления.
Слайд 6: Э Г и общественная мораль
ЭГ связана с общечеловеческими этическими нормами и принципами. Она конкретизирует их к сфере государственного управления.
Слайд 7: Историческая справка
Этические правила госслужбы восходят к периоду возникновения ГС (древний Шумер, Рим, Китай, Греция). В зависимости от традиций управления в различных странах и этических норм той или иной культуры ЭГ сочетает с себе инвариантные и вариативные черты.
Слайд 8: Сущность профессиональной этики ГС
Суть профессиональной этики государственных служащих заключается в регулировании морально-этической стороны госслужбы в целях обеспечения честного и добросовестного выполнения служащими своих должностных обязанностей, выражающихся в последовательном соблюдении государственными служащими интересов и защите прав и свобод человека.
Слайд 9: Этический кодекс принца Сетоку
Это первый этический Кодекс госслужащих ( VII в.). Принципы: служение государству и обществу, д ух согласия, исполнение законов, с ледование ритуалу и исполнение долга чиновниками.
Слайд 10: Статья 4
«Сановники и чиновники! В основу своей деятельности положите ритуал – это основа управления народом. Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка. Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления. Поэтому, если сановники и вассалы соблюдают ритуал, то положения рангов не нарушатся. Если простой народ соблюдает ритуал, то и государство управляется естественно».
Слайд 11: Статья 7
«Каждый человек должен иметь свои обязанности, и дела управления должны быть разграничены. Когда умного человека назначают на должность, тотчас же слышатся похвалы. Когда же беспринципный человек занимает должность, то многочисленны беспорядки. Все дела непременно будут улажены, е сли на должности будут приняты способные люди. Поэтому в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей».
Слайд 12: Статья 13
«Все назначенные государем чиновники должны одинаково хорошо исполнять свои обязанности, действовать в духе согласия. Чиновники! Не задерживайте государственные дела под предлогом того, что они к вам не относятся».
Слайд 13: Определения
Госслужба – это профессиональная служебная деятельность на должности госслужбы в соответствии с актом назначения на должность и со служебным контрактом и получением денежного содержания из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации. Госслужащий (гражданский служащий) – это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Госслужащий служит государству и представляет его в многообразных отношениях с гражданами, негосударственными организациями.
Слайд 14: Особенности госслужбы
ГС – это специфический вид управленческой деятельности, заключающийся в постоянном принятии и реализации властных решений. Они должны быть морально обоснованы и исключать моральные потери. ГС предполагает: в ластные, организационно-распорядительные полномочия госслужащих, п редполагает связь с осуществлением политики государства и реализации от его имени основных экономических, социальных и политических программ среди населения.
Слайд 15: ГС как идеологическая система
Госслужащие действуют не от своего имени, а от имени государства (т.е. не принадлежат сами себе). Деятельность госслужащих и их личностно-профессиональные качества должны подчиняться принципу субординации при достижение поставленных целей, которые могут носить идеологический характер. Правило ст. 13 Конституции РФ, запрещающего установление обязательной государственной идеологии, по отношению к государственным органам понимается ограничительно.
Слайд 16: Субъективный фактор ГС
Основные требования: объективность, ответственность, п рофессионализм, беспристрастность, о ткрытость. От состояния кадрового потенциала зависит принятие и эффективное исполнение решений, способных вызывать позитивные перемены в обществе. Отсюда реформы в системе госуправления предполагают развитие морально-этических требований к личности и поведению госслужащих.
Слайд 17: Теории управления и ЭГ
Развитие этики публичного администрирования – действенный способ повышения эффективности госслужбы, регулирования конфликта интересов, противодействия коррупции. В соответствии с этим, реформирование системы госслужбы в 20-21 веке связано с повышением роли ценностных, морально-этических регуляторов деятельности и поведения госслужащих.
Слайд 18: Государственная политика в сфере ЭГ
ЭГ как сложный и динамично эволюционирующий комплекс – предмет политики государства. «Система государственной бюрократии в нашей стране неэффективна, порождает коррупцию, массовый правовой нигилизм, вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики» (Из Послания Д.А. Медведева Федеральному собранию от 5 ноября 2008 года). Следовательно, модернизация страны должна начинаться с модернизации системы госуправления, в том числе посредством его этизации.
Слайд 19: Модернизация госслужбы
В настоящее время это понятие предполагает связь между повышением эффективности госслужбы с развитием правил ЭГ и их соблюдением. Модернизация госслужбы – это в том числе изживание исторического стереотипа бюрократа.
Слайд 20: Конституционные основания ЭГ
Они заключается в конституционном принципе поддержания доверия граждан к закону, суду и действиям органов государственной власти (п. 10 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 № 9-П, п. 4.2. Постановления КС от 6.02.2014 г.№ 2-П) Профессиональная этика госслужащих – это не только инструмент эффективного управления, но и способ реализации доверия граждан к государству и его органам. Неэтичное поведение госслужащих подрывает это доверие.
Слайд 21: Следствия данного принципа
1. Необходимость поддержания стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм. 2. Запрет произвола и злоупотребления служебным положением как принцип государственного управления.
Слайд 22: Понятие профессиональной компетентности госслужащих
Знание правил ЭГ – это составная часть профессиональной компетентности. Иные элементы: з нание сущности экономических процессов, особенностей развития территорий, з нание начал психологии, знание и умение применять методы и процедуры управления.
Слайд 23: Деловые качества управленца
Организованность, Коммуникабельность, Эрудированность, Творческое мышление.
Слайд 24: Последние тенденции
Степень воплощения морально-этических норм госслужбы входит в систему оценок эффективности государственного управления. В случае расхождения поведения с его должной моделью возникают девиации: Произвол, Коррупция. Хамство.
Слайд 25: Профессионально-этическая компетентность госслужащих
Способность устанавливать границу между требованиями профэтики, принципами универсальной этики и должностными обязанностями (которые могут трактоваться достаточно широко), а также собственными убеждениями, законами и подзаконными актами.
Слайд 26: Уровни ЭГ
Формальный : закрепленные в нормативных и нормативно-правовых актах этические принципы и нормы, выраженные в общей форме моральных требований и обязательств по отношению к нравственной и профессионально-этической сути госслужащего, назначению его деятельности, характеру его взаимоотношения с государством и населением. Неформальный : знания установленных норм, умения, и навыки их реализовывать.
Слайд 27: Сферы охвата ЭГ
1. Руководитель – подчиненный. 2. Сотрудник – сотрудник. 3. Д олжностное лицо – гражданин.
Слайд 28: Вопр. 2. Регулирование ЭГ в РФ
Нормы и принципы ЭГ подлежат формализации, т.е. закрепляются в нормативных документах. Формализация стремится быть системно завершенной, т.е. выражается в форме кодификации. на уровне законодательства (ст. 17 и 18 Закона о гражданской государственной службе в РФ 2004), н а уровне типовых кодексов профэтики, т.е. рекомендательных актов.
Слайд 29: ФЗ от 27.07.2014 № 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.)
Статья 17 «Запреты, связанный с госслужбой». - занятие предпринимательской деятельностью, участие в управлении хозяйствующим субъектом (предусматриваются исключения); получение вознаграждений от физических и юридических лиц, связанного с исполнением должностных обязанностей; выезд за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц; р азглашение конфиденциальной информации; п убличные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов и их руководства.
Слайд 30: Запреты (продолжение)
п олучение без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, и спользование преимуществ должностного положения для проведения предвыборной агитации.
Слайд 31: Ст. 18 «Требования к служебному поведению»
и сполнять обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; осуществлять деятельность в рамках компетенции, очерченной законом; - равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам; не оказывать предпочтение к каком-либо общественному или религиозному объединению, профессиональным и социальным группам; не совершать действий, связанных с влиянием личных, материальных (финансовых) и иных интересов, п роявлять корректность по отношению к гражданам.
Слайд 32: Конфликт интересов
Закон о госслужбе предписывает (ст. 18) не допускать конфликтов интересов, способных нанести ущерб авторитету государственных органов. Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность государственных служащих влияет или может повлиять на объективное исполнением ими своих должностных обязанностей. В результате возникает противоречие между личными интересами госслужащих и интересами граждан, организаций, субъектов РФ и РФ в целом.
Слайд 33: Кодификация ЭГ в Р оссии
Базовые этические нормы деятельности госслужащих в РФ были разработаны и приняты только в 2002 году. «Общие принципы служебного поведения государственных служащих» (утверждены Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885); Изменения, касающиеся преамбулы, были утверждены Указом Президента РФ от 16 июля 2009 г.
Слайд 34: Общая характеристика «Общих принципов»
Имеют много сходных черт с аналогичными документами, принятыми в других странах. Однако положения, касающиеся антикоррупционного поведения, прописаны более детально. Общие принципы отражают такие принципы поведения госслужащих, как добросовестное исполнение обязанностей, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, исключение действий, связанных с влиянием личных, финансовых и интересов.
Слайд 35: Общие принципы» и иные документы
«Общие принципы» стали основой соответствующих положений Закона о госслужбе и Федеральной целевой программы «Реформирование государственной службы РФ (2009 – 2013 гг.)».
Слайд 36: Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Р Ф и муниципальных служащих 2010 года
Решение о разработке было принято 28 апреля 2010 года Президиумом Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ. Проект был разработан Департаментом госслужбы Министерства здравоохранения и социального развития РФ (июнь 2010 года). 8 июня 2010 года Проект был рассмотрен на Общественных слушаниях в РАГС. Было решено дополнить его понятием «муниципальные служащие». 23 декабря 2010 года Проект был одобрен Советом по противодействию коррупции (Протокол № 21).
Слайд 37: Предпосылка единых требований к госслужащим и муниципальным служащим
Ст. 7 ФЗ о гражданской госслужбе устанавливает единство между государственной службой и муниципальной службой. Оно обеспечивается: п осредством единых основных квалификационных требований; п осредством единых ограничений и обязательств при прохождении госслужбы и муниципальной службы; посредством единства требований и подготовки кадров.
Слайд 38: Особенности Типового Кодекса
Изначально рассматривался как модельный, т.е. как свод наиболее общих правил. Это также означает, что на его основе госорганы должны разработать собственные кодексы с учетом специфики их деятельности.
Слайд 39: Характеристика Типового кодекса
Устанавливает основные принципы административно-управленческой морали. Является основой для контроля со стороны общественности за деятельностью государственных и муниципальных служащих. По сравнению с «Общими принципами» Типовой кодекс является расширенным и детализированным сводом этических правил и норм. Предусмотрены меры дисциплинарной характера в случаях нарушения его положений.
Слайд 40: Сущность Типового кодекса
Этические нормы и правила служебного поведения нацелены на достойное выполнение служащими их проф. деятельности и содействие укреплению авторитета гос. и муниципального служащего, доверия граждан к гос. органам и органам местного самоуправления. Кодекс служит: основой для формирования должной морали в сфере г. и м. службы, я вляется инструментом общественного контроля и самоконтроля служащих.
Слайд 41: Основные принципы служебного поведения
- добросовестное исполнение обязанностей на высоком профессиональном уровне, п риоритет прав и свобод человека и гражданина, осуществление деятельности только в пределах полномочий, беспристрастность, и сключение действий под влиянием каких-либо личных и иных интересов, сообщение руководителю и правоохранительным органам о случаях склонения к коррупционному нарушению.
Слайд 42: Основные принципы служебного поведения
соблюдение установленных ограничений и запретов, соблюдение нейтральности, с облюдение правил служебной этики (ст. 7, 8) и правил делового поведения (деловой этики) (ст. 9). с облюдение корректности и внимательности в обращении с гражданами, проявление уважения и терпимости к обычаям и традициям народов РФ, учет особенностей различных этнических, социальных и религиозных групп и конфессий.
Слайд 43: Основные принципы служебного поведения
Воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективности исполнении должностных обязанностей, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету гос. органа или органа местного самоуправления. Принимать меры по недопущению конфликта интересов и урегулированию конфликта интересов. Не использовать свое положения при решении вопросов личного характера. Воздерживаться от суждений и оценок в отношении органов власти, их руководителей (если это не входит в обязанность служащего).
Слайд 44: Общие принципы служебного поведения
Соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Уважительно относиться к деятельности СМИ по информированию общества о работе гос. и муниципальных органов, оказывать им содействие в получении достоверной информации. Воздерживаться, в том числе в СМИ, от обозначения в иностранной валюте стоимости ТРУ и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателями бюджетов все уровней ….. Исключения должны быть предусмотрены законодательством РФ или международными договорами, обычаями делового оборота.
Слайд 45: Специальные принципы
Принцип законности: Основывать свою деятельность на законе и не допускать его нарушения.
Слайд 46: Антикоррупционное поведение
Сообщать о возможном конфликте интересов, Содействовать его разрешению, Запрет на получение подарков (ч. 4 ст. 5). Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями признаются федеральной собственностью, собственностью субъекта Федерации или органа местного самоуправления.
Слайд 47: Обращение со служебной информацией
Обработка и передача информации должна основываться на требованиях законодательства и локальных нормативно-правовых актах. Служащие должны придерживаться режима конфиденциальности информации.
Слайд 48: Этика поведения служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями (ст. 7)
Он должен быть: Образцом профессионализма, безупречной репутации, честности, справедливости, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата. Он должен принимать меры по предупреждению коррупции, конфликта интересов, содействовать реализации принципа нейтральности.
Слайд 49: Ответственность руководителя
Руководящий работник в соответствии с законодательством РФ несет ответственность за действия или бездействия подчиненных сотрудников, которые нарушают принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер по недопущению таких действий.
Слайд 51: Этические правила
Воздержание от дискриминации, Воздержание от грубости, пренебрежительного тона, заносчивости, необоснованных обвинений, угроз, и т.д., В оздержания от курения во время беседы.
Слайд 52: Этические правила
Служащие должны быть: в ежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными в общении с гражданами и коллегами.
Слайд 53: Внешний вид
Внешний вид при исполнении своих обязанностей должен соответствовать деловому стилю (официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность).
Слайд 54: Ответственность за нарушения кодекса
Ст. 10 «Ответственность государственного и муниципального служащего за нарушение Кодекса». Предполагает моральное осуждение (на заседаниях Комиссий по соблюдению требований к служащему поведению госслужащего) и юридическую ответственность в случаях, предусмотренных законодательством. Соблюдение правил поведения учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва и выдвижении на вышестоящие должности. Ответственность предусматривается ст. 68 Закона о госслужбе, но она имеет бланкетный характер.
Слайд 55: Ведомственные кодексы
Стали приниматься в 2010 году на федеральном и региональном уровне. Однако некоторые ведомственные кодексы были приняты до 2010 года: - Постановление Правительства РФ от 12.12.2004 года «Об утверждении типового кодекса профессиональной этики управляющих компаний, специального депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений». - Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел (Приложение к Приказу министра МВД от 24 декабря 2008 № 1138).
Слайд 56: Федеральные ведомственные кодексы
Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных и гражданских служащих Министерства финансов РФ от 23 марта 2011 г.; Приказ Минспорттуризма РФ от 18.05.2011 № 425 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ»; Приказ Росавиации от 18.05.2011 № 276 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства воздушного транспорта».
Слайд 57: Федеральные ведомственные кодексы
Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ от 11 апреля 2011 года; Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и загранаппарата Министерства экономического развития РФ (Утв. Приказом Минэкономразвития от 2 июня 2011 № 292); Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 4 марта 2011 года; Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Федеральной миграционной службы от 25 февраля 2014 года.
Слайд 58: Региональные ведомственные кодексы
Постановление от 24.02.2011 № 29 «О кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Ленинградской области в органах исполнительной власти и аппаратах мировых судей Ленинградской области»; Приказ Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области от 25 января 2013 года № 12-мпр об утверждение кодекса этики и служебного поведения госслужащих;
Слайд 59: Региональные кодексы общего вневедомственного характера
Кодекс этики и и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Коми от 10 марта 2011 года.
Слайд 60: Особенности ведомственных кодексов
В ряде случаев прописаны особенности разрешения этических конфликтов и конфликтов интересов. Детализировано поведение, которое считается коррупционно опасным. В некоторых региональных кодексах детально оговаривается внешний вид сотрудников (включая ограничение использования аксессуаров).
Слайд 61: Недостатки кодексов
В большинстве кодексов предусмотрена административная и дисциплинарная ответственность за нарушение их положений, однако механизмы и процедура контроля исполнения не прописаны в детальной форме. Сохраняется возможность широкого толкования некоторых положений.
Слайд 62: Дальнейшие направления кодификации ЭГ
Выдвигаются предложения: - по уточнению положений ЭГ применительно к функционированию «электронного правительства», - уточнению этических норм в процессе взаимодействия с бизнесом, при осуществлении кураторства над сделками с недвижимостью, займами и электронными торгами. Подготовка Положения о роли этических советников и комиссий по этике в гос. и муниципальной службе. Разработка клятвы Сперанского.
Слайд 63: Этический режим госслужбы (инфраструктура ЭГ)
1. Наличие официального документа, преимущественно Кодекса. 2. Необходимость наличия разъяснений каждого правила и приведение типовых примеров. 3. Закрепление этических норм в коллективных и индивидуальных трудовых договорах. 4. Адаптация общих норм к специфике конкретной организации.
Слайд 64: Этический режим госслужбы (продолжение)
5. Оценка этического поведения госслужащих как основа их продвижения по службе. 6. Наличие советника по этике, обладающего консультативными и административными полномочиями. Наличие комитета по этике внутри департаментов. 7. Обучение нормам этики чиновников всех уровней, начиная от вновь поступивших и заканчивая представителями высших эшелонов власти.
Слайд 65: Комиссии по этике – составная часть этического режима
Указ Президента РФ от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Слайд 66: Основные задачи деятельности комиссий
Обеспечение соблюдения федеральными госслужащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также обеспечение исполнения ими обязанностей, установленных ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции». Осуществление мер по предотвращению коррупции.
Последний слайд презентации: Этика государственной и муниципальной службы: Основания для заседаний комиссий (п. 16)
Предоставление госслужащими недостоверных или неполных сведений о доходах; Несоблюдение госслужащими требований об урегулировании интересов. Поступление обращения гражданина, давшего согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, работу которой он курировал, будучи госслужащим до истечения двух лет. Заявление госслужащего о невозможности по объективным причинам предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.