Евгений Евтушенко — презентация
logo
Евгений Евтушенко
  • Евгений Евтушенко
  • Евгений Евтушенко
  • Евгений Евтушенко
  • Разновидности ТЕКСТОВ ЕГЭ
  • Художественный текст (повествовательный)
  • Художественный текст (бессюжетный)
  • Публицистический текст
  • Художественно-публицистический текст
  • Определите тип текста (1)
  • Определите тип текста (2)
  • Определите тип текста (3)
  • Определите тип текста (4)
  • Евтушенко Евгений Александрович (1932–2017) — русский поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец - оратор и актёр. Был номинирован на Нобелевскую
  • Евгений Евтушенко
  • Евгений Евтушенко
  • Евгений Евтушенко
  • Евгений Евтушенко
  • Евгений Евтушенко
  • Евгений Евтушенко
  • Способы определения проблемы в ХТ
  • Анализ художественного текста (метод Елены Петровны Дудиной)
  • Текст Е.А. Евтушенко
  • Евгений Евтушенко
  • Какие ДВА эпизода являются главными?
  • Евгений Евтушенко
  • Евгений Евтушенко
  • Что лежит в основе противопоставления?
  • Евгений Евтушенко
  • На чьей стороне автор?
  • На чьей стороне автор?
  • Текст Е.А. Евтушенко
  • Формулируем главную мысль текста
  • Анализ художественного текста
  • Ищем проблему
  • Признаки проблемы:
  • Главная мысль текста
  • Формулируем проблемный вопрос
  • Оценим проблемный вопрос:
  • Оценим проблемные вопросы
  • Евгений Евтушенко
  • Комментарий проблемы
  • Евгений Евтушенко
  • Комментарий проблемы
  • Как ввести пример:
  • Общая структура комментария
  • Составим еще одну схему:
  • Пример-иллюстрация. Как правильно?
  • Пример-иллюстрация. Как правильно?
1/48

Первый слайд презентации: Евгений Евтушенко

ЕГЭ 2023

Изображение слайда

Слайд 2

От главной мысли текста к формулировке проблемы текста

Изображение слайда

Слайд 3

АКСИОМА *: Чтобы правильно определить проблему текста, нужно сначала найти главную мысль, проанализировав текст. *АКСИ О МА,  -ы;  ж.  [греч. axiōma ].   2.   Неоспоримое утверждение, очевидная истина.  Одна из аксиом военной стратегии гласит: нельзя быть сильным везде.

Изображение слайда

Слайд 4: Разновидности ТЕКСТОВ ЕГЭ

Изображение слайда

Слайд 5: Художественный текст (повествовательный)

Есть герои (вымышленные); Есть сюжет ; Образный язык, насыщенный изобразительно-выразительными средствами.

Изображение слайда

Слайд 6: Художественный текст (бессюжетный)

Есть герои; Нет сюжета ; Образный язык, насыщенный изобразительно-выразительными средствами.

Изображение слайда

Нет героев, повествование ведется от первого лица (автор текста - реальный человек); Нет сюжета или сюжет представлен только в части текста; Рассуждение.

Изображение слайда

Слайд 8: Художественно-публицистический текст

Одна часть — рассуждение; Другая часть текста — сюжетный пример; Или: биографический текст о жизни какого-то реально существовавшего выдающегося человека.

Изображение слайда

Слайд 9: Определите тип текста (1)

( 1)В учёном мире для сохранения своего имени в веках необходимо быть первым у ленточки нового факта — нового, конечно, только для нас. (2)Вообще-то этот факт существует с того момента, как существует Мир. (3)Вообще-то этот факт будет открыт и объяснён рано или поздно. (4)Это неизбежно. ( 5)У художников нет Бюро патентов. (6)Оно не нужно художникам, ибо творчество субъективно. (7)Художники не способны повторить друг друга даже в тех случаях, когда они ставят перед собой такую задачу: открытия в художественном ощущении мира, в его восприятии всегда первичны для каждого. (8)Можно тысячи раз в любых географических пунктах и в любые века открыть силу тяготения или убедиться в том, что Земля круглая. (9)Невозможно создать вторую Джоконду, как невозможно равноценно заменить художественный талант чистым размышлением, ибо мысли повторяются, а художественность индивидуальна, а значит, неповторима. (По В.В. Конецкому )

Изображение слайда

Слайд 10: Определите тип текста (2)

( 1)Как-то вечером мы сидели с отцом на крылечке дома. (2)Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака. (3)У неё были пустынно-тусклые, какие-то непромыто -жёлтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине серыми клоками шерсть. (4)Она минуту- другую пристально глядела на нас своим пустым взором и исчезла столь же мгновенно, как и появилась. — (5)Что это у неё шерсть так растёт? — спросил я. (6)Отец помолчал, нехотя пояснил : — Выпадает... (7)От голода. (8)И меня словно обдало банным паром. (9)Я, кажется, нашёл самое несчастное существо в посёлке. (10)Людей нет-нет да кто-то и пожалеет (11)А собака... (По В.Ф. Тендрякову)

Изображение слайда

Слайд 11: Определите тип текста (3)

(1)Говорят, что содержание определяет форму. (2)Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. (3)Известный американский психолог начала этого века Д. Джеймс писал: «Мы плачем оттого, что нам грустно, но и грустно нам оттого, что мы плачем». (4)Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. (5)Человек не должен был навязывать своё подавленное состояние другим. (6)Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже весёлым. (По Д.С. Лихачёву)

Изображение слайда

Слайд 12: Определите тип текста (4)

(14)Нужно сказать, что чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. ( 19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. ( По В.А.Солоухину )

Изображение слайда

Слайд 14

( 1)В бытность мою пионером неподалеку от метро «Кировские ворота», в ещё не снесенной тогда библиотеке имени Тургенева, шла читательская конференция школьников Дзержинского района по новому варианту романа «Молодая гвардия». (2)Присутствовал автор ― молодо-седой, истощённо красивый. (3)Переделка романа, очевидно, далась ему нелегко, и он с заметным напряжением вслушивался в каждое слово, ввинчивая кончики пальцев в белоснежные виски, как будто его скульптурную голову дальневосточного комиссара мучила непрерывная головная боль. ( 4)Мальчики и девочки в пионерских галстуках, держа в руках шпаргалки, на сей раз составленные с горячим участием учителей, пламенно говорили о том, что если бы они оказались под гестаповскими пытками, то выдержали бы, как бессмертные герои Краснодона.

Изображение слайда

Слайд 15

( 5)Я незапланированно поднял руку. (6)В президиуме произошел легкий переполох, но слово мне дали. (7)Я сказал: ― Ребята, как я завидую вам, потому что вы так уверены в себе. (8)А вот у меня есть серьёзный недостаток. (9)Я не выношу физической боли. (10)Я боюсь шприцев, прививочных игл и бормашин. (11)Недавно, когда мне выдирали полипы из носа, я страшно орал и даже укусил врача за руку. (12)Поэтому я не знаю, как бы я вёл себя во время гестаповских пыток. (13)Я торжественно обещаю всему собранию и вам, товарищ Фадеев, по-пионерски бороться с этим своим недостатком.

Изображение слайда

Слайд 16

(14)Величественная грудь представительницы гороно * тяжело вздымалась от ужаса. (15)Но она мужественно держалась, в последнее мгновение заменив крик общественного возмущения, уже высунувшийся из её скромно накрашенных губ, на глубокий педагогический вздох. ― (16)Этот мальчик ― позор Дзержинского района… ― сказала она скорбным голосом кондитера из «Трех Толстяков», когда в любовно приготовленный им торт с цукатами и кремовыми розочками плюхнулся влетевший в окно продавец воздушных шаров. ― (17)Надеюсь, что другие учащиеся дадут достойный отпор этой вражеской вылазке … ГОРОНО ́,  нескл., м.  Сокращение слов:  городской отдел народного образования.

Изображение слайда

Слайд 17

( 18)Неожиданно для меня из зала выдернулся Ким Карацупа, по кличке Цупа, который сидел на парте за моей спиной и всегда списывал у меня сочинения по литературе. (19) Цупа преобразился. (20)Он пошел к трибуне не расхлябанной марьинорощинской походочкой, обычной для него, а почти строевым шагом, как на уроках по военному делу. (21) Цупа пригладил рыжие вихры и произнес голосом уже не пионера, а пионервожатого: ― Как сказал Короленко, «человек создан для счастья, как птица для полета». (22)Но разве трусы, боящиеся наших советских врачей, могут летать? (23)Таких трусов беспощадно заклеймил Горький: «Рожденный ползать летать не может». (24)Трусость ужей не к лицу нам. (25)Мы, пионеры 254-й школы, единодушно осуждаем поведение нашего одноклассника Жени Евтушенко и думаем, что надо поставить вопрос о его дальнейшем пребывании в пионерской организации… ― (26)Ну почему единодушно? (27)Говори только за себя… ― услышал я голос моего соратника по футбольным пустырям Лехи Чиненкова, но его выкрик потонул в общих аплодисментах.

Изображение слайда

Слайд 18

― (28)Постойте, постойте, ребята… ― вставая, сказал неожиданно высоким, юношеским голосом Фадеев. (29)Лицо его залил неестественно яркий, лихорадочный румянец. ― (30)Так ведь можно вместе с водой и ребёнка выплеснуть… (31)А вы знаете, мне понравилось выступление Жени. (32)Очень легко ― бить себя в грудь и заявлять, что выдержишь все пытки. (33)А вот Женя искренне признался, что боится шприцев. (34)Я, например, тоже боюсь. (35)А ну-ка, проявите смелость, поднимите руки все те, кто боится шприцев! (36)В зале засмеялись, и поднялся лес рук. (37)Только рука Цупы не поднялась, но я-то знал, что во время прививки оспы за билет на матч «Динамо» ― ЦДКА он подсунул вместо себя другого мальчишку под иглу медсестры. ― (38)Не тот трус, кто высказывает сомнения в себе, а тот трус, кто их прячет. (39)Смелость ― это искренность, когда открыто говоришь и о чужих недостатках, и о своих… (40)Но начинать надо все-таки с самого себя… ― сказал Фадеев почему-то с грустной улыбкой.

Изображение слайда

Слайд 19

(41)Зал, только что аплодировавший Цупе, теперь так же бурно зааплодировал писателю. (42)Величественная грудь представительницы гороно облегченно вздохнула. ― (43)Наш дорогой Александр Александрович дал нам всем пример здорового отношения к своим недостаткам, когда он учёл товарищескую критику и создал новый, гораздо лучший вариант «Молодой гвардии», ― сказала она. (44)Фадеев снова ввинтил кончики пальцев в свои белоснежные виски…

Изображение слайда

Слайд 20: Способы определения проблемы в ХТ

Изображение слайда

Слайд 21: Анализ художественного текста (метод Елены Петровны Дудиной)

1. Разбейте текст на эпизоды. Смена эпизода – это изменение действующих лиц, изменение места или времени действия. 2. Найдите противопоставление. 3. Определите, на чём основано противопоставление ( отношение к …). 4. На чьей стороне автор? 4. Запишите позицию автора (главную мысль) в моральном аспекте. 5. Сформулируйте проблемный вопрос.

Изображение слайда

Слайд 22: Текст Е.А. Евтушенко

Какие эпизоды можно выделить?

Изображение слайда

Слайд 23

Какие эпизоды можно выделить? Запланированные выступления школьников. Признание Жени в страхе перед болью. Осуждающее выступление Кима Карацупы. Одобрительное выступление автора романа А.А. Фадеева. Какие ДВА эпизода являются главными?

Изображение слайда

Слайд 24: Какие ДВА эпизода являются главными?

Запланированные выступления школьников. Признание Жени в страхе перед болью. Осуждающее выступление Кима Карацупы. Выступление автора романа А.А. Фадеева, поддержавшего Женю.

Изображение слайда

Слайд 25

Что чему противопоставлено? Запланированные выступления школьников Признание Жени в страхе перед болью. Осуждающее Женю выступление Кима Карацупы. Одобряющее Женю выступление автора романа А.А. Фадеева

Изображение слайда

Слайд 26

Что чему противопоставлено ? Противопоставлено отношение к поступку Жени В чем заключается поступок Жени? Открыто говорит о своем страхе, о своих недостатках Осуждение : тот, кто открыто говорит о своём страхе, — трус. Одобрение : тот, кто открыто говорит о своём страхе, — смелый. Ким Карацупа Фадеев

Изображение слайда

Слайд 27: Что лежит в основе противопоставления?

Отношение к … (ключевое слово) п роявлению смелости / трусости

Изображение слайда

Слайд 28

Позицию автора в художественном тексте выражает нормативный (положительный) герой — носитель моральной нормы. План анализа художественного текста (слайд №21)

Изображение слайда

Слайд 29: На чьей стороне автор?

Симпатии автора на стороне писателя Фадеева. ( 38)Не тот трус, кто высказывает сомнения в себе, а тот трус, кто их прячет. (39)Смелость ― это искренность, когда открыто говоришь и о чужих недостатках, и о своих … То, о чём говорит Фадеев — это верно, правильно. Он даёт верное определение понятию «смелость», «смелый человек».

Изображение слайда

Слайд 30: На чьей стороне автор?

Симпатии автора на стороне писателя Фадеева, а не стороне осуждающих Женю школьников и Кима Карацупы. (22)Но разве трусы, боящиеся наших советских врачей, могут летать? (23)Таких трусов беспощадно заклеймил Горький: «Рожденный ползать летать не может». (24)Трусость ужей не к лицу нам. То, что говорит Ким Карацупа, неправильно. Он даёт неверное определение понятию «трусливый человек».

Изображение слайда

Слайд 31: Текст Е.А. Евтушенко

Формулируем главную мысль Смелый человек может открыто говорит ь о своих недостатках, не боясь общественного неодобрения. Трус же тот, кто имитирует смелость, страшась сказать о своих недостатках. к лючевое слово а пелляция к человеку оценка

Изображение слайда

Слайд 32: Формулируем главную мысль текста

Смелый человек может открыто говорить о своих недостатках, не боясь общественного неодобрения. Трус же тот, кто имитирует смелость, страшась сказать о своих недостатках. Главная мысль текста является основой для формулировки проблемы, поднимаемой автором.

Изображение слайда

Слайд 33: Анализ художественного текста

1. Разбейте текст на эпизоды. Смена эпизода – это изменение действующих лиц, изменение места или времени действия. 2. Найдите противопоставление. 3. Определите, на чём основано противопоставление ( отношение к …). 4. На чьей стороне автор? 4. Запишите позицию автора (главную мысль) в моральном аспекте. 5. Сформулируйте проблемный вопрос.

Изображение слайда

Слайд 34: Ищем проблему

Проблема текста — это сложный нравственный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Проблема содержит оценочный морально-этический компонент. Выражая свою точку зрения относительно проблемы, человек опирается на собственные нравственные принципы.

Изображение слайда

Слайд 35: Признаки проблемы:

моральный аспект (должен, можно, допустимо, нужно, нельзя …); отнесённость к каждому человеку, а не к кому-то конкретно; возможность существования иной позиции.

Изображение слайда

Слайд 36: Главная мысль текста

Смелый человек может открыто говорить о своих недостатках, не боясь общественного неодобрения. Трус же тот, кто имитирует смелость, страшась сказать о своих недостатках.

Изображение слайда

Слайд 37: Формулируем проблемный вопрос

1. Кого можно назвать по-настоящему смелым человеком? Смелым человеком можно назвать того, кто открыто говорит о своих недостатках, не боясь общественного неодобрения. 2. Кого можно назвать трусом? Трусом можно назвать того, кто имитирует смелость, страшась сказать о своих недостатках открыто. 3. Что отличает труса от смелого человека? Смелый человек может открыто говорить о своих недостатках, не боясь общественного неодобрения. Трус же тот, кто имитирует смелость, скрывая страхи.

Изображение слайда

Слайд 38: Оценим проблемный вопрос:

Проблемный вопрос хороший, если: 1. Вопрос сформулирован ясно и четко, он мне понятен. 2. У меня есть ответ (с опорой на текст) на этот вопрос. 3. Я могу найти в тексте ДВЕ иллюстрации к моей проблеме.

Изображение слайда

Слайд 39: Оценим проблемные вопросы

Почему нельзя быть трусом? Может ли один человек пойти против мнения большинства? Нужно ли быть смелым? В чем проявляется лицемерие? Всегда ли мнение большинства на стороне правды? Как человек должен относиться к мнению большинства? Как должен вести себя человек в экстремальной ситуации?

Изображение слайда

Слайд 40

Изображение слайда

Слайд 41: Комментарий проблемы

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования ). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Изображение слайда

Слайд 42

Изображение слайда

Слайд 43: Комментарий проблемы

Пример-иллюстрация : то, что делает персонаж (то, что мы прочитали в тексте) Пояснение : то, как мы, читатели, понимаем прочитанное в тексте, что из этого следует, о чём это говорит, какие внутренние мотивы поведения героев или черты их характера обозначает.

Изображение слайда

Слайд 44: Как ввести пример:

Прямая цитата (прямая речь) Автор отмечает: « В зале засмеялись, и поднялся лес рук». Косвенная цитата (в виде СПП) Автор отмечает, что « в зале засмеялись, и поднялся лес рук». Пересказ Автор отмечает, что школьники дружно согласились с писателем.

Изображение слайда

Слайд 45: Общая структура комментария

1. Клише-переход от вступления + введение в ситуацию (кто герой, в каких обстоятельствах находится ). Пример1 + пояснение 1 + ( микровывод ). 2. Пример 2 + пояснение 2 + ( микровывод ). 3. Связь + анализ связи.

Изображение слайда

Слайд 46: Составим еще одну схему:

Поступок Жени поступок Кима Карацупы Писатель Фадеев

Изображение слайда

Слайд 47: Пример-иллюстрация. Как правильно?

1. На школьной читательской конференции рассказчик, пионер Женя, признался в своей слабости, в том, что «не выносит физической боли», и наивно, но честно пообещал «бороться с … недостатком »: для него пионеры-герои из романа Фадеева — образец мужества, он примеряет их поведение на себя, задумывается о соответствии этому образцу. 2. Рассказчик, пионер Женя, вспоминает о своём школьном детстве. Однажды он принимал участие в читательской конференции школьников Дзержинского района по новому варианту романа «Молодая гвардия», на которой присутствовал сам автор. Дети выступали с пламенными речами, «на сей раз составленными с горячим участием учителей», обещая вести себя мужественно, «как бессмертные герои Краснодона». Женя же «незапланированно поднял руку» и честно признался, что боится физической боли, «шприцев, прививочных игл и бормашины», когда ему «выдирали полипы из носа», он страшно «орал и даже укусил врача за руку» и именно поэтому не может обещать, что выдержит пытки.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Евгений Евтушенко: Пример-иллюстрация. Как правильно?

1. Речь Кима Карацупы, одноклассника Жени, который осуждает товарища за малодушие и нежелание заявить о готовности к любому подвигу, состоит лишь из плакатных фраз и идеологических штампов: «трусость ужей не к лицу нам», «мы… единодушно осуждаем поведение …». 2. На конференции решает выступить одноклассник Жени Ким Карацупа, который всегда списывал у него сочинения по литературе. Ким «преображается» и направляется к трибуне «не расхлябанной марьинорощинской походочкой, обычной для него, а почти строевым шагом, как на уроках по военному делу». «Пригладив рыжие вихры», он начинает «голосом пионервожатого» осуждать Женю за малодушие и нежелание заявить о готовности к любому подвигу. Его речь состоит из цитат Горького и Короленко — плакатных фраз и идеологических штампов: «трусость ужей не к лицу нам», «мы… единодушно осуждаем поведение …».

Изображение слайда

Похожие презентации