Первый слайд презентации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева » Кафедра художественного и музыкального образования ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА) ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРТЕПИАНО (В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ) Студентка группы ПЗОМ-122 А. О. Козлова Научный руководитель: д-р пед. наук, профессор Л. П. Карпушина
Слайд 2
Степень разработанности темы исследования Основные принципы педагогической деятельности, в процессе обучения игре на музыкальном инструменте рассматривались в работах Ю. Г. Акимова, А. Д. Алексеева, Л. A. Баренбойма, М. Н. Бариновой, Н. А. Любомудровой Принципы развития эмоциональной отзывчивости в ходе музыкальных занятий рассматривались в работах таких педагогов как Н. Б. Берхин, О. П. Радынова, А. Д. Артоболевская, а также музыковеда А. Н. Сохора.
Слайд 3
– потребность общества и государства в развитии эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано и недостаточном внимании системы дополнительного образования к данной проблеме; – значимость развитии эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории педагогической науки; – значительным потенциалом дополнительного образования в развитии эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано, и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса Противоречия
Слайд 4
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании? Проблема исследования
Слайд 5
Цель исследования Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании.
Слайд 6
Объект исследования: развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. Предмет исследования: педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании.
Слайд 7
– учет индивидуальных особенностей при формирование эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании; – использование различных методов, обеспечивающих успешность формирования эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании; – использование соответствующего репертуара, который может являться основой формирования эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании. Гипотеза исследования Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании будет успешно, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
Слайд 8
1. Рассмотреть педагогический аспект формирования эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников. 2. Определить потенциал раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании в развитии эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. 3. Выявить педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании. 4. Экспериментально апробировать педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании. Задачи исследования
Слайд 9
Эмоциональная отзывчивость – это личностное качество, позволяющее личности проявлять сочувствие, сопереживание как к окружающим, так и к произведениям искусства в виде эмоциональной реакции, обеспечивающей накопление личностный опыта эмоциональных переживаний(А. В. Славская ).
Слайд 10
1 ) художественно-образный компонент – способность старшего дошкольника описать художественный образ, заложенный в музыкальном произведении, определить характер звучащего музыкального фрагмента, рассказать об эмоциях, возникших в процессе слушания звучащего образца, отразить его характер в цветовой партитуре; 2 ) аналитический компонент – вербальное описание средств музыкальной выразительности, определение их; 3 ) двигательно-экспрессивный компонент – эстетическое сопереживание ребенком музыки, проявляющегося в отражение характера музыкального произведения в процессе пластического интонирования. Компоненты в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку
Слайд 11
Н аправления работы с детьми старшего дошкольного возраста Слушание музыки Ознакомление с клавиатурой Введение в основы ритма Композиторская деятельность Игры на развитие мелкой моторики рук и координации движений Обучение нотной грамоте Развитие игровых навыков Музицирование в ансамбле
Слайд 12
Первое педагогическое условие – учет индивидуальных особенностей при формирование эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании; Второе педагогическое условие – использование различных методов, обеспечивающих успешность формирования эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании; Третье педагогическое условие – использование соответствующего репертуара, который может являться основой формирования эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании. Педагогические условия
Слайд 13
База исследования: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 58» г. о. Саранск Возрастная категория детей: 8 детей в возрасте 5-7 лет. Этапы эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный. Опытно-экспериментальная работа
Слайд 14
Констатирующий этап эксперимента Цель констатирующего этапа эксперимента – выявление исходного уровня развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в условиях дополнительного образования.
Слайд 15
Методики для определения уровня сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста: Диагностическое задание № 1. «Покажи мне музыку» (двигательно-экспрессивный компонент ). Диагностическое задание № 2 «Музей музыкальных загадок» (художественно-образный компонент компонент). Диагностическое задание № 3 «А расскажи-ка мне о музыке » (аналитический компонент ). Констатирующий этап эксперимента
Слайд 17
Первое педагогическое условие – учет индивидуальных особенностей при формирование эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании; Второе педагогическое условие – использование различных методов, обеспечивающих успешность формирования эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании; Третье педагогическое условие – использование соответствующего репертуара, который может являться основой формирования эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ходе раннего обучения на фортепиано в дополнительном образовании. Педагогические условия
Слайд 18
Формирующий этап эксперимента Личностно-ориентированные подход; Расположение ребенка к занятиям Организация предметно-пространственной среды Организация деятельности для формирования эмоциональной отзывчивости в доп. образовании.
Слайд 19
Формирующий этап эксперимента Для успешного формирования эмоциональной отзывчивости на дополнительных занятиях использовались следующие педагогические методы: – Метод показа; – Метод забегания вперед и возвращение к пройденному материалу; – Метод музыкального обобщения; – Метод размышления о музыке; – Метод создания композиций; – Метод создания художественного контекста; – Метод цветового, словесного, ритмического, двигательного уподобления музыке.
Слайд 20
Формирующий этап эксперимента И. С.Бах «Шутка», Э. Григ «Утреннее настроение», «В пещере горного короля» («Пер Гюнт ») М. Глинка «Детская полька» М. Мусоргский пьесы из цикла «Картинки с выставки» Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», пьесы из цикла «Детский альбом» и т.д.
Слайд 21
Формирующий этап эксперимента «За грибами» Т. Потапенко « Бубенчики» Е. Тиличеева; «Во саду ли, в огороде» р.н.п.; «Белочка» И.Королькова ; « Как под яблоней» р. н. п.; « Мишка» Г. Фрид; «Ой, лопнув обруч» р. н. п.;
Слайд 22
Контрольный этап эксперимента Цель контрольного этапа эксперимента – выявление динамики уровня развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Слайд 25
Всероссийский с международным участием конкурс научно- исследовательских студенческих работ художественно-эстетической направленности, 31 октября 2023 г. – 30 ноября 2023 г. – Диплом победителя 1 степени в номинации «Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении (магистры)»
Слайд 26
– Международной научно-практической конференции «59-е Евсевьевские чтения» (Саранск, 20-21 апреля 2023 г.); – XVII Международной научно-практической конференции Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения»; – Всероссийская студенческая научно-практическая Интернет-конференция «Учитель музыки: Вчера. Сегодня. Завтра» (Саранск, 26 октября 2023 г.)
Последний слайд презентации: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева » Кафедра художественного и музыкального образования ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА) ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРТЕПИАНО (В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ) Студентка группы ПЗОМ-122 А. О. Козлова Научный руководитель: д-р пед. наук, профессор Л. П. Карпушина