Слайд 2
Лист родился 22 октября 1811 года в поместье венгерских князей Эстергази. Поразительные музыкальные способности проявились у Ференца очень рано — он рос вундеркиндом. В шесть лет на вопрос старших, кем он хочет быть, Лист отвечал, указывая на портрет Бетховена: «Таким, как он».
Слайд 3
В 1827 отец умирает на его руках. «… когда смерть похитила у меня отца... я ощутил горькое отвращение к искусству, каким я его пред собой увидел: униженным до степени более или менее терпимого ремесла, обреченным служить источником развлечений избранного общества. Я согласился бы скорее быть чем угодно на свете, только не музыкантом на содержании у богатых людей, покровительствуемым и оплачиваемым как жонглер или ученая собака...».
Слайд 4
Начался новый период в творческом пути Листа — годы странствий (1835—1847 ) Это пора зрелости Листа-пианиста: годы учения окончены, их сменяют бесконечные концертные поездки по всем странам Европы, принесшие ему мировую славу.
Слайд 5
Лист приезжал в Россию трижды — в 1842, 1843 и 1847 годах. Лист пропагандировал музыку Глинки, Алябьева и других русских композиторов Нередко слушал Лист и цыганские хоры, приводившие его в такое же восхищение в России, как цыганские оркестры в Венгрии. Под этими впечатлениями родились фантазии на темы русских и украинских народных песен.
Слайд 6
Но если передовые люди России встретили Листа восторженно, то в придворных сферах он нередко наталкивался на скрытую враждебность. Независимое, полное внутреннего достоинства поведение композитора, его смелые, иронические речи, сочувствие к порабощенной царизмом Польше и свободолюбивой Венгрии вызывали неудовольствие Николая I. По словам самого Листа, именно это явилось причиной его внезапного отъезда из России в 1843 году.
Венгерская рапсодия № 5 в ми миноре, является пятой в серии из 19 венгерских рапсодий. Она помечена как Lento, con duolo ( с болью) Написанно в 1847 – последняя поездка в Россию
Слайд 8
Сам композитор дал пьесе прозвище Героида -элегия авторство самого композитора.
Слайд 9
Она сильно отличается от других его венгерских рапсодий, поскольку не следует структуре вступления - Лассан - фриска, и ее можно рассматривать как самую мрачную и меланхоличную из всего сета. Позже она была аранжирована для оркестра.
Слайд 10
Мелодии в этой рапсодии взяты из венгерского танца Юзефа Коссовица под названием Hősi elégia.
Слайд 11: Принципы музыкальной драматургии
горделивый, страстный, патетический характер; свободная, импровизационная манера изложения; острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»); использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе – венгерской (цыганской) гаммы.
Слайд 12: Музыкально-теоретический анализ
Рапсодия начинается с мрачной похоронной, нисходящей темы, которая будет чередоваться с меланхолическими мажорными эпизодами.
Слайд 15: Ференц Лист Фортепианный концерт Es-dur
на создание главного музыкального образа Первого концерта, Листа вдохновил Пятый фортепианный концерт Бетховена( Es-dur ) Одночастный по форме https://www.youtube.com/watch?v=FQqQcWoTPaU
В истории фортепианного концерта Лист открыл новую главу. Концерты Листа непрограммны, одночастны. Имеют определенные разделы, соответствующие четырем частям обычного симфонического цикла.
Слайд 17
В основе концертов также лежит принцип монотематизма ; главенствующий образ в различных освещениях скрепляет все развитие произведения.
Слайд 18: Музыкально-теоретический анализ
Первая часть начинается с активных, воинственных звуков фанфары . Она оттеняется группой взаимосвязанных лирических тем — то мечтательных, то экстатичных.
Слайд 19
Во второй части, преобладает лирическое начало. Дана импровизационная смена вариаций, основная тема которых подвергается изменениям, а под конец служит материалом для драматичного диалога фортепиано с оркестром.