Слайд 3: Программная музыка
Программная музыка (нем. Programmusik, франц. musique, а programme, итал. musica a programma, англ. programme music ) — музыкальные произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. картинная программность : образы природы, картины нар. празднеств, плясок, битв и т. п., муз. изображения отд. объектов неодушевлённой природы, а также портретные муз. зарисовки. сюжетная программность : - обобщённо-сюжетная - последовательно- сюжетная Встречаются программные муз. соч., в которых в качестве программы привлекаются произведения живописи, скульптуры, даже архитектуры
Слайд 4: Программные симфонии Г. Берлиоза (1803-1869)
Новое: - отождествление музыкального замысла с какой-нибудь современной идеей, уже успевшей получить типическое выражение в образах новейшей литературы (у Гёте, Байрона, Мюссе, Гюго, Мура, у «открытого» романтиками Шекспира). - момент театрализации, что соответствовало национальным художественным традициям.
Слайд 5: Программный симфонизм Ф.Листа
Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы Ференц Лист создал тринадцать симфонических поэм, в основном в период с 1847 по 1858 год (лишь свою последнюю поэму Лист написал незадолго до смерти, в 1882 году ).
Слайд 6: Симфонические поэмы Ф.Листа
Что слышно на горе ” (“ Ce qu'on entend sur la montagne ”) навеянное сборником поэм Виктора Гюго «Осенние листья » Лист пишет: «Поэт слышит на горе два голоса ― один прекрасный, возносящий Господу радостную хвалебную песнь; другой ― полный боли, уставший от плача. <…> Один говорит о природе, другой ― о человечестве. Оба голоса борются друг с другом, пересекаются и сливаются, пока, наконец, не замирают.» “Тассо. Жалоба и триумф ”
Слайд 7: Симфонические поэмы Ф.Листа
Альфонс де Ламартин “ Прелюды ” – третья и, пожалуй, самая популярная и загадочная из симфонических поэм Листа. Миф об Орфее и Эвридике в прочтении художника XIX века Эдварда Пойнтера ”.