Ф.Лист Симфоническая поэма «Прелюды» — презентация
logo
Ф.Лист Симфоническая поэма «Прелюды»
  • Ф.Лист Симфоническая поэма «Прелюды»
  • Ференц Лист (1811-1886)
  • Программная музыка
  • Программные симфонии Г. Берлиоза (1803-1869)
  • Программный симфонизм Ф.Листа
  • Симфонические поэмы Ф.Листа
  • Симфонические поэмы Ф.Листа
  • Симфонические поэмы Ф.Листа
1/8

Первый слайд презентации: Ф.Лист Симфоническая поэма «Прелюды»

9 клас с

Изображение слайда

Слайд 2: Ференц Лист (1811-1886)

Фотопортрет Листа работы Надара. 1886 год

Изображение слайда

Слайд 3: Программная музыка

Программная музыка (нем. Programmusik, франц. musique, а programme, итал. musica a programma, англ. programme music ) — музыкальные произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. картинная программность : образы природы, картины нар. празднеств, плясок, битв и т. п., муз. изображения отд. объектов неодушевлённой природы, а также портретные муз. зарисовки. сюжетная программность : - обобщённо-сюжетная - последовательно- сюжетная Встречаются программные муз. соч., в которых в качестве программы привлекаются произведения живописи, скульптуры, даже архитектуры

Изображение слайда

Слайд 4: Программные симфонии Г. Берлиоза (1803-1869)

Новое: - отождествление музыкального замысла с какой-нибудь современной идеей, уже успевшей получить типическое выражение в образах новейшей литературы (у Гёте, Байрона, Мюссе, Гюго, Мура, у «открытого» романтиками Шекспира). - момент театра­лизации, что соответствовало национальным художественным традициям.

Изображение слайда

Слайд 5: Программный симфонизм Ф.Листа

Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы Ференц Лист создал тринадцать симфонических поэм, в основном в период с 1847 по 1858 год (лишь свою последнюю поэму Лист написал незадолго до смерти, в 1882 году). Первую из них – “ Что слышно на горе ” (“ Ce qu'on entend sur la montagne ”) – Лист первоначально закончил в 1848 году, однако, несколько раз возвращался к работе над произведением (финальный вариант был создан в 1854 году). Литературной основой для этой поэмы послужило одноименное стихотворение Виктора Гюго. В нем сочетаются и философское начало, и любование природой, словом, благодатная основа для произведения эпохи романтизма. Несмотря на то, что жанр симфонической поэмы скорее тяготеет к миниатюре, одночастная “Что слышно на горе” по масштабам сопоставима с полноценными симфониями Моцарта, состоящими из четырех частей. Торквато Тассо Вторая симфоническая поэма – “ Тассо. Жалоба и триумф ”, также подверглась ряду переработок. Она рисует портрет итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо. Мелодическая основа произведения – песня гондольера, которую Лист услышал во время своего пребывания в Италии. Соответствуя своему названию, поэма условно делится на две части – медленное и скорбное начало, “жалобу”, и оживленный “триумф”. В одной из поздних редакций в качестве перехода между двумя контрастными разделами композитор добавил середину в духе менуэта. Альфонс де Ламартин “ Прелюды ” – третья и, пожалуй, самая популярная и загадочная из симфонических поэм Листа. Изначально текст “Прелюдов” создавался как увертюра к хоровому циклу “Четыре элемента” (“ Les quatre élémens ”). Однако, вдохновившись творчеством французского поэта Альфонса де Ламартина, Лист меняет концепцию произведения. Изначально партитура “Прелюдов” была опубликована с вводным текстом, первое предложение которого звучит так: “Что наша жизнь, если не череда прелюдий к тому неизвестному Гимну, первый и торжественный звук которого запевает Смерть?”. Несмотря на философское и несколько печальное литературное дополнение сама музыка полна оптимизма и жизнеутверждающих настроений. Миф об Орфее и Эвридике в прочтении художника XIX века Эдварда Пойнтера Четвертая симфоническая поэма Листа также посвящена выдающейся фигуре, однако в этот раз уже не исторической, а мифической. “ Орфей ” был впервые исполнен под руководством самого Листа в 1854 году в Веймаре в качестве преамбулы к опере Глюка “Орфей и Эвридика ”. В этой поэме Лист отдает предпочтение деревянным духовым вместо медных, за счет этого звучание оркестра становится более мягким и лирическим. Также композитор вводит две арфы создания образа самого Орфея. Музыка этого произведения отличается большим спокойствием созерцательностью и нежностью, нежели остальные поэмы. Пятым по счету и третьим в ряду поэм-портретов идет “ Прометей ”. Изначально на этот сюжет Лист написал увертюру и восемь хоров с оркестровым сопровождением, однако в ходе переработок Лист увертюра расширилась до симфонической поэмы, а хоры стали самостоятельным произведением. В отличие от почти идеалистического “Орфея” “Прометей” с первых тактов наполнен зашкаливающей эмоциональностью. Главная тема полна напряжения и диссонансов и даже несмотря на то, что поэма заканчивается торжественным триумфом, современникам было тяжело воспринимать это произведение. Орас Верне, «Мазепа и волки» Шестая симфоническая поэма носит название “Мазепа”, которое зачастую смущает русскоязычных слушателей. Не тот ли это гетман Мазепа, которого Пушкин описывает в своей “Полтаве”? “Он стар. Он удручен годами, Войной, заботами, трудами…” Как же этот старый и усталый человек попал в компанию  героических образов Листа: Тассо, Орфея, Прометея? Все дело в том, что вдохновением для поэмы Листа была произведение не Пушкина, а стихотворение Виктора Гюго, в котором Мазепа описывается вполне в духе романтизма: молодой влюбленный юноша, который оказывается в центре опасного приключения. Как и во многих других поэмах, в “Мазепе” соседствуют две образные сферы: страдания, мучения, борьбы (первый раздел симфонической поэмы, которую называют “скачкой Мазепы”) и торжественного триумфа, победы (“марш”). Стоит отметить, что Лист запечатлел этот сюжет не только в своем симфоническом творчестве, но и фортепианном: четвертый Трансцендентный этюд носит подзаголовок “Мазепа”. Симфонические поэмы – важная часть наследия Ференца Листа. Они являются не только отличным образцом композиторского языка Листа, но примером зрелого романтизма в целом. В симфонических поэмах нашли отражение основные идеи стиля: синтез искусств, поиск новых звучаний, интерес к духовной жизни человека и национальной идентичности отдельных народов. Boutique project

Изображение слайда

Слайд 6: Симфонические поэмы Ф.Листа

Что слышно на горе ” (“ Ce qu'on entend sur la montagne ”) навеянное сборником поэм Виктора Гюго «Осенние листья » Лист пишет: «Поэт слышит на горе два голоса ― один прекрасный, возносящий Господу радостную хвалебную песнь; другой ― полный боли, уставший от плача. <…> Один говорит о природе, другой ― о человечестве. Оба голоса борются друг с другом, пересекаются и сливаются, пока, наконец, не замирают.» “Тассо. Жалоба и триумф ”

Изображение слайда

Слайд 7: Симфонические поэмы Ф.Листа

Альфонс де Ламартин “ Прелюды ” – третья и, пожалуй, самая популярная и загадочная из симфонических поэм Листа. Миф об Орфее и Эвридике в прочтении художника XIX века Эдварда Пойнтера ”.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Ф.Лист Симфоническая поэма «Прелюды»: Симфонические поэмы Ф.Листа

Шестая симфоническая “ Мазепа ” ( стихотворение В.Гюго ) Орас Верне, «Мазепа и волки»

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено