Первый слайд презентации: Формирование читательской грамотности. Понимание жанровой принадлежности текста через анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры»
Коншина Юлия Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ ВМО «Сосновской средней школы»
Слайд 2: формирование читательской грамотности младшего школьника
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
Слайд 3
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
Слайд 4
1 КЛАСС • различать прозаическую ( нестихотворную ) и стихотворную речь; • различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения) 2 КЛАСС • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные ) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни) ;
Слайд 5
2 КЛАСС • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные ) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни) ; 3 КЛАСС • различать художественные произведения и познавательные тексты; • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического ; • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
Слайд 6
3 КЛАСС • различать художественные произведения и познавательные тексты; • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического ; • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; 4 КЛАСС • различать художественные произведения и познавательные тексты; • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; • соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
Слайд 12
При изучении сказок рекомендуются следующие приемы работы : выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов самими учащимися, - выразительное чтение эпизодов или всей сказки, - устное рисование одного из персонажей сказки, - подбор подписей к иллюстрациям словами текста (своими словами), - художественное рассказывание по иллюстрации, составление своей иллюстрации к сказке, - составление плана сказки (картинного, словесного), - пересказ близко к тексту и выборочный (отдельный эпизод), - составление характеристики персонажа сказки, чтение в лицах, инсценирование эпизодов, - творческий пересказ с введением новых персонажей, необычных предметов в сюжетную канву сказки.
Слайд 17
Поговорка — малый жанр фольклора, меткое иносказательное выражение. Пословица — малый жанр фольклора, законченное иносказательное высказывание с чётко выраженной мыслью.
Слайд 19
Легенда — это произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. Летопись — это памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
Слайд 20
Признаки былин: - сказание о богатырях и исторических событиях; - сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом; - неторопливое повествование.
Слайд 24
Методическая схема изучения басни может быть следующей: • раскрытие конкретного содержания басни; • выяснение характерных черт действующих лиц на основе их поведения, поступка; • сравнение героев басни: нахождение сходства и различия в поступках, характере; • словесное описание по воображению действующих лиц басни либо ситуации; • оценка поступков, выражение к ним личностного отношения; • определение отношения баснописца к героям; • раскрытие иносказательного (аллегорического) смысла басни (встречаются ли такие черты характера у людей?); • определение основной мысли басни (она заключена в морали); • наблюдение над языком басни (диалогическая речь, крылатые выражения); • наблюдение над жанровыми особенностями басни (действующие лица – животные, иносказательный смысл, насмешка, ирония автора, мораль); • наблюдение над структурными элементами басни: мораль, основное содержание, заключение (либо иная последовательность частей: развитие действия, заключение, мораль).
Слайд 26
Методическая схема изучения стихотворений-описаний может быть следующей: • определение общего эмоционального настроения стихотворения; • нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы; • акцентное вычитывание слов, словосочетаний и строчек поэтического текста, в которых передаются звуки, краски, запахи; содержатся яркие красочные детали, образные слова и выражения; • воссоздание живописных картин путем словесного рисования; • акцентное вычитывание слов, которые выражают настроение, чувства, переживания поэта, вызванные живописными картинами; • наблюдение за словами, которые передают отношение автора к картинам природы; • определение основной мысли стихотворения; • высказывание личностного отношения читателя к изображенному; • наблюдение за построением стихотворения: сколько строк в столбике (употребление термина «строфа» не предполагается), какие слова рифмуются.
Слайд 30
Методическая схема изучения рассказа повествовательного характера может быть следующей : ● выяснение конкретного содержания; ● выявление рассказчика (кто ведет рассказ, присутствует ли он сам в рассказе); ● выделение действующего лица, его поступка, причины поступка; ● выяснение чувств, состояния действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние; ● определение характерных черт героя на основании его поведения, переживаний, поступка; ● словесное описание (по воображению) действующего лица; ● выяснение авторского отношения к поступку, герою; ● определение личного отношения к поступку, герою, высказывание оценочных суждений; ● выяснение основной мысли произведения. Если рассказ описательного характера, то анализ текста строится иначе, по следующему плану: ● нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы (животного, предмета); ● акцентное вычитывание слов и выражений, с помощью которых описываются картина природы, животное, предмет; • воссоздание этих картин путем словесного рисования; • нахождение слов с общим оценочным значением (замечательная картина); • определение авторского и личностного отношения к описанию.
Слайд 31: Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни. Притча — это небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. Пьеса – это произведение в драматургии, которое предназначено для сцены и спектаклей. По пьесам ставятся также телеспектакли и радиоспектакли. В пьесе есть действующие лица, которые ведут диалог и монолог, а кроме того, она дополнена функциональными авторскими ремарками. Такие ремарки обычно обозначают место, где происходит действие, описывается интерьер, внешность того или иного персонажа, манеру его поведения и многое другое, что сочтет нужным указать автор
Слайд 33: ТЕХНОЛОГИЯ: ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Уроки слушания помогают решать важнейшую задачу обучения- научить детей слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников, формировать специальные читательские умения: · правильно называть произведение и книгу; · находить и называть фамилию автора и заголовок; · определять тему чтения и жанр произведения.