Первый слайд презентации: Формирование ключевых компетенций у обучающихся в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Юные краеведы » Организационно-методическое обеспечение образовательной практики
Тугулымский городской округ Управление образования администрации Тугулымского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Тугулымская станция юных туристов» Областной конкурс учебных методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками Конкурсное направление «Образовательные практики ». Номинация «Образовательные практики туристско-краеведческой направленности» Автор: Поротников Александр Витальевич, педагог дополнительного образования МБОУДО «Тугулымская станция юных туристов»
Слайд 2
Активные и интерактивные методы обучения базируются на принципах проблемности, индивидуализации, взаимообучения, сотрудничества, исследования изучаемых проблем и явлений, мотивации. Сущность “активных” методов обучения заключается в столкновении учащихся с учебными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение “первооткрывателей”, “исследователей”. Примером «открытия » обучающимся является использование приема сравнения исторических карт (18-19 веков) с современными картами. На старинных картах нашего района обучающиеся открывают для себя незнакомые раньше населенные пункты (которые сейчас не существуют) и старые названия некоторых сегодня существующих деревень. Эти «открытия» побуждают обучающихся искать причины, которые привели к исчезновению или переименованию населенных пунктов. Так ведется изучение истории родного края. Например, при изучении возможностей поиска информации об участниках войны в сети Интернет, даю задание обучающимся найти наградные документы известных тугулымцев -ветеранов или своих прадедов. Обучающиеся открывают для себя истории их подвигов и по-другому видят известных им людей.
Слайд 3
Суть проблемного изложения в том, что педагог ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Пример – изучение истории возникновения Тугулыма по трудам краеведа Г.А. Кайгородова. По этой теме у него есть две работы. В одной он называет дату основания Тугулыма 1689 год, в другой – 1680 г. Рассказывает о том, что первоначально было две деревни: Красный бор и Тугулымская, которые впоследствии объединились в одно село Тугулымское. Но как случилось так, что центр населенного пункта (волостное управление, церковь, торговая площадь) оказался на территории Красного Бора, а название сохранилось Тугулым? Что осталось перед краеведом неизвестным и как можно объяснить противоречия. Об этом мои рассуждения и на этом выстраивается обучающий проблемный диалог с воспитанниками. Проблемное изложение учебного материала переходит в умение обучающимся использовать проблемное обучение при столкновении с новыми условиями, при поиске новых способов действий. Происходит активизация мысли, развитие интеллектуальных способностей. Проблемное обучение всегда используется при выстраивании исследовательской деятельности.
Слайд 4
Методы аналогии или синектика («соединение разнородных элементов»). Служат связующими звеньями между новой и хорошо знакомой информацией. Например, при изучении биографией известных земляков начинаем занятие со знакомых фактов. Иван Иванович Федюнинский, генерал армии, Герой Монгольской народной республики и СССР. Всем известна улица, названная его именем. Есть обучающиеся, которые занимаются борьбой самбо и знают о соревнованиях по этому виду спорта имени И.И. Федюнинского. Известен музей Героя в деревне Гилевой. Военные подвиги этого человека дети знают в большем или меньшем объеме. И на этом этапе даю информацию, что в юности Иван Федюнинский занимался росписью домов, был кармакским красильщиком. Кто такие красильщики, история этого названия, люди этой категории и среди них наш известный земляк. Все эти разные элементы сплетаются в единую картину.
Слайд 5
Игровые технологии. Сам создаю дидактические игры с использованием ИКТ (презентация). Такими играми стали «Морской бой» (дети по очереди называют координаты ячеек на клеточном поле 10х10, открывается клетка и постепенно возникает картина изучаемого объекта, которую угадывают); «Турист на распутье» (викторина, где ответ ведет к новому вопросу в зависимости от правильности решения); «Дорога к победе» (викторина, где каждый вопрос имеет свою стоимость в зависимости от сложности и в конце участники подсчитывают свою цену победы) и др.
Слайд 6
Для развития потенциала образовательной практики были разработаны инновационные педагогические проекты: «Родные лица победы», «Фильмы о малой родине» и «Цена победы». Проект был разработан мною в 2019 году и реализовывался с 2019 по 2023 годы. В первые годы реализован в рамках проекта «Родные лица Победы», в дальнейшем стал самостоятельным направлением работы с обучающимися по исследованию вклада предприятий и жителей Тугулымского района в Победу в Великой Отечественной войны. В рамках проекта обучающиеся занимались поисковой, исследовательской и экспозиционной деятельностью. Была написана исследовательская работа «Вклад Тугулымского района в победу в Великой Отечественной войне», выполнены творческие проекты «Участники войны в числах и диаграммах», «Военная техника», «Герои войны». Как пример системы следует рассмотреть участие одного из обучающихся с исследовательской работой «Вклад Тугулымского района в победу в Великой Отечественной войне»: 2022 год – поисковая деятельность, выступление на уровне образовательной организации; 2023 год – написана исследовательская работа, участие в районном и областном этапах конкурса «Каменный пояс», направление «Военная история» - 2 место; 2024 год – работа отправлена для участия во всероссийском конкурсе «Отчество».
Слайд 7
Новизна и перспективы развития образовательной практики связаны с использованием возможностей среды Интернет в проектной деятельности. Как пример, с 2020 по 2022 год на сайте https://www.izi.travel/ru/746c-muzey-istorii-tugulymskoy-shkoly/ru (страница музея Тугулымской школы) одним из воспитанников совместно со мною и руководителем школьного музея созданы серия аудиогидов об учителях Тугулымской школы, оставивших заметный след в ее истории. В этих аудиогидах подчеркивается важность профессии учителя, звучат слова благодарности за их труд. В аудиогиде «Интересные места Тугулымского района. Водоемы» идет рассказ о природных объектах нашего края и роли людей в их благоустройстве, подчеркивается роль человека труда – созидателя. Аудиогид «От физики до лирики» занял 2 место на областном конкурсе активистов школьных музеев. За работу над аудиогидом «Интересные места Тугулымского района. Водоемы» детский коллектив получил Благодарственное письмо от Главы муниципального образования.