Первый слайд презентации
Формирование слоговой структуры слова у детей с ОВЗ. Рабочая тетрадь.
Слайд 2
В рабочей тетради подобраны игры и упражнения, способствующие преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи — дефекта, ведущего к возникновению дисграфии и дислексии. Вся работа строится на основании прохождения лексических тем, подобранных с учетом программы коррекционного обучения и основываясь на принципе «от простого к сложному». Данное пособие способствует развитию у детей интонационно-ритмической стороны слова: навыков передачи ритмического рисунка слова, деления слов на слоги, выделения ударного слога. Так же данные игры и упражнения значительно увеличивают пассивный и активный словарь, способствует формированию грамматических категорий, формированию психологической базы речи: восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно - моторной координации. Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям специализированных групп и родителям для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и для детей с задержкой психического развития 5-7 лет. Составители: учителя-логопеды МБДОУ ДС № 89 Утемишева Е.В., Пермякова М.И. г. Челябинск 2013 г.
Слайд 3
Игры и задания во время проведения профилактической работы, используемые в рабочей тетради. Игры и задания, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического слуха, зрительного восприятия, пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. Разделить слова на слоги, определить количество слогов. «Чем отличаются слова» ( лук –лак, лук – сук). Игра «Зашифрованное слово» (подобрать слова к заданной схеме, используя модели гласных звуков). Игра «Дорисуй половинку». Соедини картинку с нужной цифрой (по количеству слогов). Игра «Лишний шарик» (исключить лишний слог). Нарисуй столько квадратов (треугольников, кругов), сколько слогов в слове. Игра «Отгадай слово» (формирование навыков звукового анализа и синтеза). Игра «Озорной котенок» (соединить слоги по запутанным линиям и прочитать слово). Прочитать слова в словесной цепочке. Подбор слов к данным слоговым схемам. Допиши нужный слог. Найди общий слог в словах. Составь слово из данных букв. Подбери слова к данной схеме с выделенным ударным слогом. Игра «Ступеньки» (назвать слово по первому слогу). Назови слова, которые заканчиваются на определенный слог. Впиши пропущенный слог. Составь слово из слогов в одинаковых фигурах. Составь слоговую схему слов. Измени слово в соответствии со слоговой схемой. Дорисуй предмет с таким же количеством слогов. Измени первый звук в слове, чтобы получилось новое слово. Допиши буквы, чтобы получилось слово (дается определенный слог). Игра «Слоги перепутались». Прочитай слово в соответствии с порядком цифр. Дорисуй по клеточкам. Подбери слова к нужной схеме (по наличию гласных букв). Найди слова с наибольшим количеством слогов. Назови ударный слог в слове. Назови слова с одинаковым количеством слогов. Отгадывание ребусов, кроссвордов.
Слайд 4
Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий. Расширение и активизация словаря в соответствии с лексическими темами. Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Закрепление обобщающих понятий. Отгадывание загадок. Употребление существительных в косвенных падежах. Назови лишнее слово и объясни, почему? Игра «Кто где живет»? Назови детенышей. Составление предложений с предлогами. Образование множественного числа существительных. Образование «родственных слов». Образование приставочных глаголов. Согласование числительных с существительными и словосочетаниями. Образование существительных с суффиксами. Образование множественного числа существительных в родительном падеже. Образование сложных слов. Игра «Кто что делает». Составление предложений по опорным словам. Образование наречий. Работа с деформированной фразой. Закрепление геометрических фигур, цвета. Закрепление графического изображения букв. Формирование навыков чтения.
Слайд 5
Лексические темы. Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы. Осень. Части тела человека. Домашние животные. Дикие животные. Одежда. Одежда, обувь, головные уборы. Перелетные птицы. Мебель. Посуда. Дикие животные и их детеныши. Игрушки. Зима. Продукты питания. Зимующие птицы. Новый год. Хвойные деревья. Зимние забавы и развлечения. Транспорт. Профессии. Наши защитники. Инструменты. Цветы. Домашние птицы и птенцы. Животные жарких стран. Весна. Признаки весны. Животные холодных стран. Обитатели рек, морей и океанов. Насекомые. Школа.
Слайд 6
6 Все слова можно разделить на части, которые называются слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Назови картинки. Сосчитай, сколько слогов в каждом слове.
Слайд 7
7 А тык ОХ Реши ребусы Дорисуй половинку. Чем отличаются слова? ЛУК – ЛАК СОК – СУК ЛУК –СУК – ЖУК Игра «Зашифрованное слово» (название какого овоща подходит к данной схеме) -у- -а-у- -а -а-а-о- -ы--а
Слайд 8
8 Сколько слогов в каждом слове? Соедини цифру с соответствующей картинкой.. Какая картинка лишняя и почему? 1 2 3
Слайд 9
9 Реши ребус. А СЛИ Дорисуй половинку. Игра «Лишний шарик». В каждой связке шаров есть лишний шарик. Найди этот шарик. Прочитай слово. гру пи ша пер сик лу гра ко нат
Слайд 10
10 Назови ягоды. Нарисуй столько квадратов, сколько слогов в слове. Какое варенье можно сварить из каждой ягоды?
Слайд 11
11 Игра «Отгадай слово» Что нарисовано на картинке? Цифра указывает, какой по счету звук слова нужно назвать. Назови звуки по порядку, впиши в клеточки и у тебя получится слово. Назови второй слог в этом слове. 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6
Слайд 12
12 Сосчитай, сколько слогов в каждом слове? Поставь столько точек под каждой картинкой, сколько слогов. Назови ядовитые грибы.
Слайд 13
13 Вам садовник загадал хитрую задачу. Отгадайте, сколько слов спрятал он на даче. Найди названия овощей, фруктов и ягод. вишнягодыня зималинасос потоматыква редисвёклав гномирепара полукапуста О- ВОЛ- ПО- Игра «Озорной котенок » Распутай клубок и назови слова. ПЯ ТА НУШ КИ ДО СИ НО ВИК Овощ,от которого плачут. Красная мышка с белым хвостом, в норке сидит под зеленым листом. Вот лежит толстячок, полосатый……(овощ) Нет грибов дружней, чем эти- знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. Нарисуй ответы на вопросы и определи количество слогов в словах.
Слайд 14
14 Назови приметы осени. Подбери слова к данным схемам (листья, ветер, грибы и т.д.):
Слайд 15
15 Какие слоги в этих словах потерялись? Допиши слова. ГРИ КОР НА ТОК ГРУ ТИК ТУ БЫ ЧА ЗИ ША ЗОН ЛИС
Слайд 16
16 Сколько слогов в каждом слове? Соедини картинки с нужной цифрой. Назови слова ласково. 1 2 3
Слайд 17
17 Игра «Отгадай-ка» Какие слова здесь спрятались? Сколько в них слогов? Какой слог общий для двух слов? ухомяк рукапуста глазаяц ногамак бровилы Реши ребус. М о А гла
Слайд 18
18 В каких домиках живут эти животные? Соедини животное со своим домиком. Количество окон соответствует количеству слогов в слове. Кто чем питается?
Слайд 19
19 Из букв кубиков составьте слова. Соедините слово с соответствующей картинкой. Какая картинка лишняя и почему? Е П Х У Т О К О Р А В О С Б А А К
Слайд 20
20 Соедини разноцветными карандашами картинки с одинаковым количеством слогов. Кто где живет? Подбери слова к данным схемам.
Слайд 21
21 Игра «Ступеньки» По первому слогу назови детеныша. Какое слово получилось? мед- бель- зай- Найди маму для каждого детеныша. «Умницы» 1.Какое животное спит зимой ? 2. У какого животного жилище называется «хатка»? 3. Кто из животных готовит запасы на зиму? 4. Какое животное любит желуди? Ответь на вопросы и к словам-ответам составь слоговые схемы.
Слайд 22
22 Назови предметы. Сколько слогов в каждом слове? Назови слово, которое заканчивается на слог КА. Соедини картинку со слогом. Назови все предметы одним словом. ветровка -КА
Слайд 24
24 Назови слово по первому слогу и соедини с нужным предметом. Скажи, что относится к головным уборам, к одежде, к обуви. Про какие предметы можно сказать «пара». шля- кеп- нос- са- ва- шап- ва- туф- сви-
Слайд 25
25 Назови слова, раздели слова на слоги. Подбери слова к схемам и соедини с картинкой. В пустые круги впиши нужные слоги и ты узнаешь, какую обувь носит сороконожка. КИ ТУФ ТИН КЕ ЛИ ДЫ БО
Слайд 26
26 Соедини одинаковые фигуры. Назови слово и определи количество слогов. Подбери слово к данной схеме. со ло вей и вол га ку куш ка лас точ ка цап ля
Слайд 27
Назови птицу и определи количество слогов в ее названии. Нарисуй столько квадратов, сколько слогов. Подбери слово к данной схеме. Цапля, грач, ласточка, трясогузка, лебедь.
Слайд 28
24 Реши ребус. Найди названия птиц и ты узнаешь, какие птицы улетают на юг. Назови самое короткое и самое длинное слово. Составь слоговую схему самого длинного слова. Какая птица прилетает самая первая? Какая птица питается рыбой? Как называется фигура перелета журавлей на юг? Г Р А Ч А Й К А И С Т Р Я С О Г У З К А
Слайд 29
29 Назови предметы. Раскрась под каждой картинкой столько кружков, сколько слогов в ее названии. Назови предметы одним словом.
Слайд 30
30 Составь предложения с данными картинками, используя нужные предлоги. В, ИЗ, НА, С, СО, ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ, К, ОТ.
Слайд 31
31 Назови предметы. Определи количество слогов в каждом слове и нарисуй столько же прямоугольников. Игра «Большой- маленький» (раскрась большие предметы зеленым цветом, маленькие - желтым). Назови все предметы одним словом.
Слайд 32
32 Отгадай кроссворд. Измени слово в соответствии с нужной схемой. ЧАЙ, ТАЗ, НОЖ, КОВШ КОФЕ, КУВШИН ( чай-чайник-чайничек.)
Слайд 33
33 Соедини друг с другом животных, названия которых начинаются с одного и того же слога. Игра «Кто с кем?». У какого животного нет жилища?
Слайд 35
35 В каждом грузовике предметы с определенным количеством слогов. Дорисуй в пустых клеточках любой предмет с таким же количеством слогов.
Слайд 36
32 В каждой строке напиши первую букву, чтобы получилось новое слово. В каждой строке допиши слоги, чтобы получилось новое слово.
Слайд 37
37 Отгадай слово и найди его на картинке: РО-ВЕД, ЛА-МЕТ, ФИК-ШАР, КОВЬ-МОР, ЦА-ПТИ, КА-ШАП, КА-ЁЛ, ЖОК-СНЕ. Найди на «лице» у снеговика слова с одним слогом.
Слайд 38
34 Разгадай ребус. Подбери родственные слова к слову «снег» и впиши в кубики подходящее слово. Прочитай слово и нарисуй слоговую схему. жин ка сне 2 3 1 ход сне го 3 1 2 снеж ни ки под 2 3 4 1 Н С С С С Е Г
Слайд 39
39 Разложи продукты по соответствующим полкам:1-слова с одним слогом, 2- с двумя, 3-слова из трех слогов, 4- из четырех. Назови предметы одним словом. Соедини молочные продукты, мясные продукты. 1________ 2________ 3________ 4________
Слайд 40
40 Реши ребусы и узнаешь, что готовит бабушка к празднику. Дорисуй узор.
Слайд 41
41 Исправь слово. Соедини название птицы с ее изображением. Какая птица лишняя и почему? Обведи птиц, в названии которых два слога. ро-со-ка ро-во-на бей-во-ро лубь-го гирь-сне ца-си-ни тел-дя ва-со
Слайд 42
42 Разгадай ребус. Какое слово лишнее? Составь предложения, изменяя слово «летать», используя разные частицы (под, пере, вы, у, от, за.)
Слайд 43
43 Назови картинки. Сколько слогов в слове? Соедини картинки с подходящим количеством кубиков. Какому количеству кубиков нет слова? Раскрась их. Измени слово «ель» так, чтобы оно соответствовало количеству раскрашенных кубиков. Игра «Какая ветка?» ( пихта, кедр, ель, сосна, лиственница)
Слайд 44
44 Украсим елочку. Назови игрушки на елке. Составь слоговую схему к словам и выдели ударный слог. Придумай, какие еще игрушки можно повесить на елку. Нарисуй их. Игра «Посчитай до пяти» : одна еловая ветка, один разноцветный шарик, одно хвойное дерево.
Слайд 45
45 Назови предметы и виды спорта. Какая картинка лишняя? Подбери картинки к схемам.
Слайд 46
42 Игра «Назови одним словом» Бегает на коньках - …….. (конькобежец). Катается на санках - ……. (саночник). Катается на лыжах - ……. (лыжник). Играет в хоккей - ………… (хоккеист). Занимается фигурным катанием - … (фигурист). Игра «Составь словечко» БА ШАЙ КИ САН ЖИ ЛЫ НОЧ НИК СА РИСТ ФИ ГУ ВИК СНЕ ГО Определи количество слогов в каждом слове и назови ударный слог. «Веселый счет» Один снеговик, два…….
Слайд 47
47 Назови транспорт. К какому виду транспорта относится каждая картинка? Соедини слова с нужной схемой. Скажи правильно « много чего?».
Слайд 48
48 Дорисуй по клеточкам. Игра «Подбери словечко» (подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать ) из гаража…... в ворота……. к дому……... от дома……. до дома……. с моста……. Назови одним словом машину, которая: возит молоко – молоковоз; мешает бетон -...(бетономешалка); возит воду - …. (водовоз); черпает землю - … (землечерпалка); укладывает трубы - …(трубоукладчик); дробит камни – … (камнедробилка).
Слайд 49
49 Назови профессии. Нарисуй столько квадратов, сколько слогов в слове и отметь ударный слог. Игра «Кто что делает?»
Слайд 51
51 Назови военные профессии. Соедини картинку с нужным словом. Раздели слова на слоги и назови ударный слог. Какой головной убор носит каждый из них? Составь предложение. Пограничник, танкист, летчик, пехотинец, артиллерист.
Слайд 52
52 Игра «Кто служит в Армии?» Ракета – ракетчик. Зенитка - зенитчик. Миномет - минометчик. Самолет - летчик. Связь – связист. Танк - танкист. Артиллерия - артиллерист. Найти пары слов, где количество слогов в слове изменилось и составить слоговые схемы для этих пар. Игра «Кто какой головной убор носит?» Танкист- шлем; моряк – бескозырка; артиллерист – каска; пехотинец – пилотка, военный – фуражка. Составить предложение. В названиях головных уборов определить количество слогов и назвать ударный слог.
Слайд 53
53 Назови предметы. На какие три группы можно разделить все инструменты? Игра «Назови действия?»Нарисуй столько треугольников, сколько слогов в слове.
Слайд 54
54 Подбери слова к схемам. Соедини схему с подходящим изображением. -и-а --а--и -а-а-а- -а--а -у-а-о- Игра «Назови ласково» Молоток –молоточек Ключ - …. Нож - …. Гайка - … Гвоздь - … Топор - … Грабли - …. Наперсток - …. Нарисуй слоговые схемы к словам из того столбика, где количество слогов в слове стало больше.
Слайд 55
55 Раскрась цветы, в названии которых самое большое количество слогов. Рассади цветы по клумбам в соответствии с цифрой, обозначающей количество слогов в слове. Нарцисс, тюльпан, колокольчик, подснежник, ромашка, одуванчик, ландыш, мак. 1 2 3 4 5
Слайд 57
57 Назови всех птиц. Определи количество слогов в каждом слове, составь слоговые схемы к словам и определи ударный слог.
Слайд 58
58 Игра «Кляксы» Под кляксами спрятался какой-то ласковый слог. Он помогает назвать детенышей. Его нужно отгадать и соединить нужный слог со словом. Выдели в словах ударный слог. У НОК ЦЫП НОК ГУ НОК СЁ ТЁ ЛЁ Игра «У кого кто?» У курицы вылупился ………... У утки вылупился ………….... У гусыни вылупился ………... У индюшки вылупился ……... Игра «Веселый счет» (посчитать птенцов от 1 до 5): Один цыпленок, два ……..,три……. и т.д. Один гусенок,………………………………... Один утенок,………………………………….. Один индюшонок,…………………………….
Слайд 59
59 Назови животных. Соедини карандашами разного цвета картинки животных, в названии которых одинаковое количество слогов. Игра «Подбери признак» (длинношеий, толстокожий, острозубый, длиннохвостый, большеухий, коротконогий, тонконогая, большегривый).
Слайд 60
60 «У кого кто?» Закончи предложение и дорисуй столько треугольников, сколько слогов в последнем слове. У льва родился ……... У тигра родился…...... У кенгуру родился …. У черепахи родился…. Посади животных в поезд. Сколько окон в вагоне, столько слогов в слове. Будь внимателен! В поезде поедут не все звери (предлагается демонстрационный материал по теме «Животные жарких стран»)
Слайд 61
61 Перечисли приметы весны. Определи количество слогов в каждом слове и составь слоговые схемы к словам: верба, проталина, подснежник, сосулька, капель.
Слайд 62
62 Разгадай ребус. Дорисуй по клеточкам. Игра «Ответь на вопрос - как ?» Утром светло, а днем еще (как?) – светлее. Вечером темно, а ночью еще…. Осенью холодно, а зимой еще…... Весной солнце светит ярко, а летом еще…. Весной птицы поют звонко, а летом еще….
Слайд 63
63 Соедини друг с другом животных, названия которых начинаются с одного и того же слога. Игра «Сосчитай детенышей?» 2 4 5 5 3 1
Слайд 64
64 Составь предложение с предлогами: между, под, над. Игра «Кто кого кормит? Чем?» Олень кормит олененка (мох). Морж кормит моржонка (рыба). Пингвин кормит пингвиненка (креветка). Тюлень кормит тюлененка (рыбешка). Определи количество слогов в названиях детенышей. Нарисуй столько ромбов, сколько слогов в названии корма.
Слайд 65
62 Назови всех животных и раздели их на две группы: пресноводные жители и жители морей, океанов. Соедини изображение животных с ракушкой (цифра соответствует количеству слогов). Назови ударный слог в слове. В названии какого животного первый слог состоит из одного гласного звука, назови. 1 2 3
Слайд 66
66 Игра «Подбери словечко» к камню… (отплыла, подплыла). от берега…(переплыла, отплыла). всю реку..(вплыла, переплыла). в водоросли…(отплыла, заплыла). Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» у акулы … у щуки… Игра «Сосчитай морских жителей» Одна креветка, две… Один краб, два… Одна акула, две… Один осьминог, два… Один карась, два….
Слайд 67
67 Назови насекомых, соедини название насекомого с его изображением. Определи количество слогов в слове. Нарисуй столько квадратов, сколько в слове слогов. Сороконожка, гусеница, пчела, муха, муравей, паук, бабочка, стрекоза, кузнечик, жук.
Слайд 68
68 Разгадай ребус. Игра «Лишний слог» В каждом слове есть лишний слог, найди его, зачеркни. Скажи, какое слово получилось. Назови самое короткое и самое длинное слово. Составь слоговые схемы и выдели ударный слог. ЛАМУХА ЛОЖУК ВАСОРОКОНОЖКА СОГУСЕНИЦА ПЧЕКОЛА МУРАКОВЕЙ КУЗНЕРЕЧИК ПАВАУК БАПАБОЧКА СТРЕКОГОЗА
Слайд 69
65 Подбери слова к гласным буквам. Какие слова получились? Соедини предмет с его названием. Определи количество слогов в каждом слове и выдели ударный слог. -У- -А -А-А- -А- -А- -И- - -О-У- - -И-А
Слайд 70
70 Разгадай ребус. Отгадай загадку. Какой слог пропущен? КИС……КА АЗ…..КА У…..НИК ПЕ.….ЛЫ ТЕТ…..ДИ БУ РА ТОЧ ЧЕ НА Соедини нужный слог со словом. Нарисуй схемы слова и выдели ударный слог. Черный Ивашка – деревянная рубашка. Где носом пройдет – там заметку кладет. ( карандаш) Сколько слогов в слове. Какой гласный звук образует слоги в этом слове? Игра «Исправь ошибку в предложении» У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.
Последний слайд презентации: Формирование слоговой структуры слова у детей с ОВЗ. Рабочая тетрадь
Литература. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2001. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- Гуман.изд.центр ВЛАДОС.-М., 1999. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.-М.: - Издательство ГНОМ и Д, 2004. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. Четверушкина Н.С.Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений.- М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013.