Первый слайд презентации: ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
Никиточкина Оксана Михайловна – начальник отдела сопровождения воспитательных программ, дополнительного образования и предметной области «Искусство» ГАОУ ДПО «КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Слайд 5
Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения https://www.unfpa.org /
Слайд 6
Высокая рождаемость давала значительный прирост числа детей – в Москве с 1891 по 1912 г. прирост детей составлял 235%
Слайд 7
Годы Всего, человек Браки Разводы % разводов 2015 8322 4490 53,95% 2019 7162 4922 68,7% 2020 5486 4355 79,4% 2021 7020 5263 74,97% 2022 6928 5377 77,6% 2023 6135 4864 79,3% БРАКИ И РАЗВОДЫ. СТАТИСТИКА ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Годы Всего Браки Разводы % разводов 2015 1 161 068 611 646 52,7% 2019 950 167 620 730 65,3% 2020 770 857 564 704 73,3% 2021 923 550 644 209 69,8% 2022 1 053 756 682 850 64,8% БРАКИ И РАЗВОДЫ. СТАТИСТИКА ПО РОССИИ
Слайд 8
Суммарный коэффициент рождаемости показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15 – 49 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычислены возрастные коэффициенты Его величина не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данный календарный год
Слайд 9
Для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости должен быть не менее 2,13
Слайд 10
Страна СКР на 2024 год Босния и Герцеговина 1,3 Италия 1,3 Испания 1,3 Кипр 1,3 Пуэрто-Рико (США) 1,3 Таиланд 1,3 Украина 1,3 Ямайка 1,3 Япония 1,3 Аруба (Нидерланды) 1,2 Китай 1,2 Макао (Китай) 1,2 Мальта 1,2 Сан-Марино 1,2 Сингапур 1,1 Южная Корея 0,9 Гонконг (Китай) 0,8 Страны с наименьшим суммарным коэффициентом рождаемости (по данным ООН) Суммарный коэффициент рождаемости по странам (по данным ООН)
Слайд 11
Годы Всего, человек родившиеся умершие естественный прирост, убыль (-) 2015 12 774 15 200 -2 426 2019 8 924 14 656 -5 732 2020 8 968 17 320 -8 352 2021 8 683 19 471 -10 788 2022 8 431 15 258 -6 827 РОЖДАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Годы Всего, человек родившиеся умершие естественный прирост, убыль (-) 2015 1 940 549 1 908 541 32 038 2019 1 481 074 1 798 307 -317 233 2020 1 436 514 2 138 586 -702 072 2021 1 398 253 2 441 594 -1 043 341 2022 1 304 087 1 898 644 -594 557 РОЖДАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Слайд 12
Данные приведены по организациям системы Минздрава России С 2000 г. по 2021 г. Россия потеряла от абортов 27 млн. человек, что сопоставимо с потерями в ВОВ. С 1920 года по 1993 год было уничтожено более 260 млн. человек. 72% медикаментозных абортов выполняется в частных клиниках, а 96% выкидышей приходится на подведомственные учреждения Минздрава России. Сведения о количестве медикаментозных абортов - отсутствуют! Из выступления Председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерея Федора Лукьянова на пленарном заседание ХI Ставропольского форума Всемирного Русского Народного Собора «Крепкая семья - Великая Россия» 25 октября 2024 года
Слайд 14
РИСКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ Почти треть (30%) молодежи планирует вступить в брак после 25 лет. Около 50% молодежи планируют иметь только двоих детей. «КАКОЙ ВОЗРАСТ ВЫ СЧИТАЕТЕ ОПТИМАЛЬНЫМ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК?», В % ОТ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ. «СКОЛЬКО ДЕТЕЙ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ИМЕТЬ? », В % О Т О ТВ Е Т ОВ УЧАЩИХСЯ*.
Слайд 16
68% молодых россиян назвали основной причиной, по которой они пока не планируют иметь детей, желание пожить для себя. Еще 58% отметили свою психологическую неготовность к родительству. Также среди причин, которые останавливают молодежь при принятии решения о рождении детей, названы: приоритет на построение карьеры (51%), непростая экономическая ситуация в стране (34%), политическая ситуация (32%), отсутствие отдельного жилья (32%), финансовые трудности (28%), нет подходящей второй половинки (26%), не хватает поддержки со стороны государства (14%) Об этом сообщил генеральный директор фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. https://rg.ru/2024/09/03/reg-dfo/vciom-nazval-glavnuiu-prichinu-otkaza-molodezhi-rozhat-detej.html
Слайд 17
План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года семьи (утв. Правительством РФ 26 декабря 2023 г. № 21515-П45-ТГ) 79. Введение курса внеурочной деятельности « Семьеведение » в течение 2024 года Минпросвещения России, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации https:// семья2024.рф /
Слайд 18
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ СЕМЬЯ» (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/08/2_5300844784137559930.pdf https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/tsentr-metodicheskogo-soprovozhdeniya/kurs-semevedenie/uchebno-metodicheskie-materialy/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ курса внеурочной деятельности «МОЯ СЕМЬЯ» для обучающихся 10–11 классов и студентов СПО (АПРОБАЦИЯ) Методические рекомендации по преподаванию курса внеурочной деятельности «Моя семья» ( семьеведение ). 5-9 классы (2024 г.) https://edsoo.ru/2025/01/15/metodicheskie-rekomendaczii-po-prepodavaniyu-kursa-vneurochnoj-deyatelnosti-moya-semya-semevedenie-2024-g/
Слайд 19
Цель и задачи курса Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия. Программа « Семьеведение » рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору. Место курса в образовательном процессе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Слайд 20
Темы к изучению Раздел 1. «Человек, семья, общество…» 1.1. Как и для чего создается семья? 1.2. Семья как ценность для ребенка 1.3. Семья и ее роль в обществе Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные» 2.1. История семьи 2.2. Родители 2.3. Братья и сестры 2.4. Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками? 2.5. Мои близкие и дальние родственники
Слайд 21
Темы к изучению Раздел 3. «О семейном уюте и не только…» 3.1. Что мы называем своим «домом»? 3.2. Ведение домашнего хозяйства 3.3. Семейный бюджет 3.4. Семейный быт Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…» 4.1. Как создать благоприятную семейную атмосферу? 4.2. На чем держится семья? 4.3. Как избегать конфликтов в семье? 4.4. Что помогает семье объединиться? 4.5. Здоровый образ жизни в семье Раздел 5. «Современная семья и право» 5.1. Вступление в брак 5.2. Поддержка государством семей с детьми 5.3. Права и обязанности родителей и детей
Слайд 22: Состав учебно-методического комплекта курса «Моя семья » для 10-11 кл
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ СЕМЬЯ» (10−11 КЛ.) ПРОГРАММА ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ «МОЯ СЕМЬЯ» (СПО) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: видео-, аудиоконтент; презентации; раздаточные материалы. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Слайд 23
Результаты мониторинга реализации курсов внеурочной деятельности по семьеведению в общеобразовательных организациях Калужской области в 2024-2025 учебном году (письмо министерства образования и науки Калужской области № 21-032/2226-24 от 18.11.2024 г.) В Калужской области курсы семьеведческой направленности реализуются в 105 общеобразовательных организациях 22 муниципальных районов (городских округов), что составляет 32% от числа школ в регионе. Курсы реализуют более 170 педагогов для 3 968 учащихся, обучающихся на различных уровнях образования, что составляет примерно 6% от числа учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных организаций Калужской области В рамках соглашения о сотрудничестве между ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования» и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» к участию в апробации методических материалов курса «Моя семья» (разработанных ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания») заявлены 27 общеобразовательных организаций и 3 организации включились в апробацию самостоятельно
Слайд 24
Результаты мониторинга реализации курсов внеурочной деятельности по семьеведению в общеобразовательных организациях Калужской области в 2024-2025 учебном году (письмо министерства образования и науки Калужской области № 21-032/2226-24 от 18.11.2024 г.) Также необходимо отметить, что в регионе продолжается реализация курса «Нравственные основы семейной жизни», начатая в декабре 2017 г. в рамках грантового проекта Министерства образования и науки Российской Федерации и Благотворительного фонда «Просветитель» «Воспитание и передача семейных ценностей, соблюдение традиций – путь к единению семьи, сплоченности гражданского общества и укреплению России». На сегодняшний день данный курс реализуется в 11 общеобразовательных организациях 3-х муниципальных районов области
Слайд 25
Курс «Нравственные основы семейной жизни» Ссылка на материалы курса: https://disk.yandex.ru/i/uwkVi5fuj02Oiw (включающие программу курса, методические рекомендации для педагога, учебные пособия, хрестоматии, видео и аудио-материалы для педагога, дополнительные материалы для учащихся и др.) Благотворительный фонд «Просветитель»: https://vk.com/prosvetitelco m
Последний слайд презентации: ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ
«Не деньги залог воспроизводства населения, а воспитание, морально-этические и религиозные рамки, восприятие детей обществом как неотъемлемой части нормальности человеческой жизни. Идеи бездетности, нетрадиционных отношений, замены традиционных семейных ценностей потребительством, саморазвитием, кошечками и собачками должны исчезнуть из информационного поля на всех уровнях ». Ирина Анатольевна Филатова, депутат Государственной думы РФ VIII созыва, член фракции КПРФ, член Комитета Государственной думы по защите конкуренции