Первый слайд презентации: Формируем функциональную грамотность на уроках химии и биологии
Слайд 13
оценивать c научной точки зрения аргументы из различных источников анализировать, интерпретировать естественнонаучные данные и делать соответствующие выводы делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса Формируемые умения
Слайд 17: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела…
Попрыгунья? пропела? Стрекоза?
Слайд 18: 4К» ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКУ ФГ
К омплексный характер К омпетентностная ориентированность К онтекстность К онцептная ориентированность ряд взаимосвязанных задач моделирует реальную, жизненную ситуацию в различных контекстах конструируется на основе концептов с преимущественным использованием дедуктивного метода; ориентирует на нелинейное мышление предметные знания и умения учеников становятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях
Слайд 19: 1 «СТРАННАЯ СТРЕКОЗА»
Для выступления на конкурсе чтецов Маша выбрала басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Внимательно прочитав эту басню, Маша заметила, что стрекоза описывается не совсем характерно для этого насекомого. Как вы думаете, какие строчки привлекли внимание Маши? Обведите номера строчек, в которых описываются нехарактерные для стрекозы черты. Дайте пояснения своего выбора в таблице, используя справочный материал. ФАБУЛА СТИМУЛ + ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Слайд 20: 1 «СТРАННАЯ СТРЕКОЗА»
№ Строчка из басни Пояснение 1 Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. 2 Попрыгунья стрекоза… 3 Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза 4 В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час… 5 Лето красное пропела… 6 И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! 7 К Муравью ползет она… 8 «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!»
Слайд 21: 1 «СТРАННАЯ СТРЕКОЗА»
№ Строчка из басни Пояснение 1 Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Стрекозы питаются на лету 2 Попрыгунья стрекоза… Способ передвижения стрекоз -полет 4 В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час… Стрекозы большую часть времени проводят в полете 5 Лето красное пропела … Стрекозы не издают звуков, похожих на «пение» 8 « Ты всё пела ? это дело: Так поди же, попляши!» Стрекозы – неутомимые охотники, очень активные и подвижные насекомые
Слайд 22: 1«СТРАННАЯ СТРЕКОЗА»
Задача-возможность направлена на оценивание достоверности информации — на установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов. ТИП ЗАДАЧИ
Слайд 23: 1«СТРАННАЯ СТРЕКОЗА»
Находить и извлекать информацию: - Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста. осмысливать и оценивать содержание и форму текста: - Оценивать полноту, достоверность информации. - Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах. - Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте. ОБЛАСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Научное объяснение явлений: - Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов: - Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
Слайд 24: 2 «КТО В МАСКЕ?»
Маша решила узнать, какого насекомого имел в виду И. А. Крылов, когда писал басню. По тексту басни составить краткое описание насекомого. Используя справку, содержащую биологические описания различных насекомых и их фотографии, выбрать "кандидата на роль стрекозы». ФАБУЛА СТИМУЛ + ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Слайд 27: 2 «КТО В МАСКЕ?»
Задача-сравнение предполагает использование приема сравнения — выделения сходных и различных свойств. ТИП ЗАДАЧИ
Слайд 28: 2 «КТО В МАСКЕ?»
ОБЛАСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ Находить и извлекать информацию: - Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста: - Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте. Читательская грамотность Понимать особенности естественнонаучного исследования: - Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки. Естественнонаучная грамотность
Слайд 29: 3 «СТРЕКОЗА ИЛИ КУЗНЕЧИК?»
Маша подтвердила свою догадку, найдя статью в сети Интернет. Действительно, во времена Крылова стрекозами одновременно называли и стрекоз, и кузнечиков. Маша нашла несколько произведений, в которых упоминается стрекоза. Определите, в каких произведениях речь идёт действительно о стрекозе? ФАБУЛА СТИМУЛ + ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Слайд 30: 3 «СТРЕКОЗА ИЛИ КУЗНЕЧИК?»
А Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт, Летают и пляшут стрекозы, Весёлый ведут хоровод. А. К. Толстой В Хотя бы крикнул коростель, Иль стрекозы живая трель Послышалась... М. Ю. Лермонтов Б В душном воздуха молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Звонче голос стрекозы… Ф. И.Тютчев
Слайд 31: 3 «СТРЕКОЗА ИЛИ КУЗНЕЧИК?»
А Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт, Летают и пляшут стрекозы, Весёлый ведут хоровод. А. К. Толстой В Хотя бы крикнул коростель, Иль стрекозы живая трель Послышалась... М. Ю. Лермонтов Б В душном воздуха молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Звонче голос стрекозы… Ф. И.Тютчев
Слайд 32: 3 «СТРЕКОЗА ИЛИ КУЗНЕЧИК?»
Д Меж тем живет вокруг равнина водяная, Стрекозы синие колеблют поплавки, И тощие кругом шныряют пауки. А. Н. Майков Г Он лежал неловко… неловкость сказывалась в самом положении его рук … его длинных ног с поднятыми коленями, подобных задним ножкам стрекозы. И.С. Тургенев Д Теперь в ветвях берёзы Поют и соловьи, В лугах поют стрекозы, В полях поют ручьи А.К. Толстой
Слайд 33: 3 «СТРЕКОЗА ИЛИ КУЗНЕЧИК?»
Д Меж тем живет вокруг равнина водяная, Стрекозы синие колеблют поплавки, И тощие кругом шныряют пауки. А. Н. Майков Г Он лежал неловко… неловкость сказывалась в самом положении его рук … его длинных ног с поднятыми коленями, подобных задним ножкам стрекозы. И.С. Тургенев Д Теперь в ветвях берёзы Поют и соловьи, В лугах поют стрекозы, В полях поют ручьи А.К. Толстой
Слайд 34: 3 «СТРЕКОЗА ИЛИ КУЗНЕЧИК?»
Задача-интерпретация Формулировка задачи предполагает распознавание объекта. ТИП ЗАДАЧИ
Слайд 35: 3 «СТРЕКОЗА ИЛИ КУЗНЕЧИК?»
ОБЛАСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ Находить и извлекать информацию: - Определять место, где содержится искомая информация. - Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста. Оценивать полноту, достоверность информации: - Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах. Использовать информацию из текста: - Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний. Научное объяснение явлений: - Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления. Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность
Слайд 36: 4 «ПОЧЕМУ СТРЕКОЗУ НАЗВАЛИ СТРЕКОЗОЙ?»
Маша нашла значения нескольких родственных слову «стрекоза» слов: Стрекотать - издавать стрекот (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова) Дать стрекача – стремительно убежать (Энциклопедический словарь) Стрекать - егозить туда и сюда; кинуться куда опрометью, прыснуть (Словарь Даля) Используя дополнительные источники информации выдвиньте гипотезу происхождения названия стрекозы. ФАБУЛА СТИМУЛ + ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ
Слайд 37: 4 «ПОЧЕМУ СТРЕКОЗУ НАЗВАЛИ СТРЕКОЗОЙ?»
Задача на недостаточность связана с использование приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации. ТИП ЗАДАЧИ
Слайд 38: 4 «ПОЧЕМУ СТРЕКОЗУ НАЗВАЛИ СТРЕКОЗОЙ?»
ОБЛАСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ Понимание особенностей естественнонаучного исследования: - Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки. Использовать информацию из текста: - Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. Интегрировать и интерпретировать информацию: - Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста. Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность
Последний слайд презентации: Формируем функциональную грамотность на уроках химии и биологии
? Дефицит дидактического материала ? Трудозатратность ? Ресурсозатратность ? Дефицит времени на уроке ? Не всегда можно «привязать» к изучаемой теме без ущерба учебному процессу Ложка дегтя в бочке меда