Первый слайд презентации: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - НОВАЯ МОДЕЛЬ
ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" . п о д г о т о ви л а: заместитель директора по УВР М АОУ « СОШ №33» г.Стерлитамак РБ Арасланова Г.Г.
Слайд 2: Актуальност ь темы:
со в р е м е нному общ е с т ву требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире.
Слайд 4
Пр о б ле м а, над которой работает школа : «Фо р м и р о ва н и е и развитие ф у нкц и о н а л ь ной г р а м о т но с ти п о в ы ш е н ия учащ и х ся н а у ро к ах к ак ва ж не й ш ее у сл о вие качества образования». Проблему разрабатывают школьные методические объединения, взяв следующие темы: Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся. Внедрение эффективных педагогических технологий как фактор повышения качества образования. Проведение диагностических работ (мониторинг уровня обученности и качества знаний)
Слайд 5: L O GO
Важно помнить, что: повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов; в учебной деятельности должен быть реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно- познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель; каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе.
Слайд 6: 2. Организационная деятельность протекает по следующим направлениям:
Формирование базы данных обучающихся 8–9 классов 2021/2022 учебного года, участвующих в формировании функциональной грамотности по шести направлениям (читательская, математическая, е с т е с т венн о - н а у ч н ая, ф инан с о в ая гра м о т нос т и, кр е а т ив н ое мышление и глобальные компетенции). Формирование базы данных учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности учащихся 8–9 классов по шести направлениям. Создана рабочая группа, разработана и утверждена «Дорожная карта», в рамках которой проходят классные часы, предметные недели и мероприятия по ФГ Организация информационно-просветительской работы с родителями, представителями средств массовой информации, общественностью по вопросам функциональной грамотности. На официальном сайте М А ОУ « СОШ №33» создан блок «Функциональная грамотность»
Слайд 8: Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, для принятия соответствующих решений
«Что будет, если…?», «Попро б уй объяснить » «Как узнать?» «Сделай вывод»
Слайд 9: Ситуационные задачи, позволяющие ученику
осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: интел л ек ту а льные операции понимание применение анализ синтез оценка
Слайд 10: З адачи, поставленные на уроках – должны быть значимы для учащихся в жизни и позволяющие
прораб а тыв а ть текст уметь находить ответы проводить эксперименты проявлять творческие способности З адачи, поставленные на уроках – должны быть значимы для учащихся в жизни и позволяющие организовать самостоятельную работу
Слайд 11: Важнейшее направление функциональной грамотности - читательская грамотность
Слайд 12
Наиболее эффективно и активно ИКТ используются при осуществлении учебных проектов для создания презентаций, интересным и продуктивным может быть урок-путешествие при изучении биографии и жизненного пути того или иного писателя. Компьютерная презентация, подготовленная самими учащимися, является наглядным пособием
Слайд 13: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ
Успешной подготовке к ГИА Успешной подготовке к устному собеседованию Всестороннему развитию
Слайд 14
Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности – это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия. На уроках ОБЖ формируется все составляющие функциональной грамотности Метод квест
Слайд 15: Математическая грамотность
В меж д у н ар о д н о м ис с л е д о в ан и и PISA т е р мин означает «способность учащегося «функциональная математическая грамотность» использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе». Важнейшим направлением является развитие логической грамотности школьников, основанная на анализе сложившейся ситуации, на анализе входных данных.
Слайд 16
Финансовая грамотность формируется на базе внеурочной деятельности в 5-11 классах при изучении курса «Основы финансовой грамотности».
Слайд 17
Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Креативное мышление формируется при изучении предметов, связанных с творчеством обучающихся, это- изобразительное искусство, музыка
Слайд 18: Креативное мышление развивается, если
использовать различные виды искусства, грамотно сочетая их. При изучении темы «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева» во 2-м классе было дано задание - посмотреть мультфильм. Ребёнок отдыхал и одновременно слушал музыку. Для того чтобы оценить работу, было дано задание: выписать героев сказки, узнать и написать музыкальный инструмент, который его озвучивал.
Слайд 19
Работая над формированием функциональной грамотности, наши учителя используют платформу РЭШ. С банком заданий по формированию функциональной грамотности учащихся 5 – 9 классов (задания на платформе РЭШ) мы работаем первой год. Но уже показываем активность участия педагогов и обучающихся по созданию работ. ФИПИ. Представлен банк заданий для 7-9классов
Слайд 20: Информация ученику «подается на блюдечке с голубой
каемочкой». Наши школьники не умеют самостоятельно: ▫ Решать задачи, которые требуют реконструировать условие, переформулировать вопрос; ▫ Найти дополнительные данные и/привлекать условия для решения задач; ▫ Извлекать нужную информацию из составного (часто не учебного) текста, отвечать на вопросы, которые требует соотнести информацию с одним из представленных текстов; ▫ Установить требуемый уровень точности ответа.
Слайд 21: Задания, которых не хватает
35 Нужны учебные задания, не содержащие указаний на способ действия Нужны учебные проекты, которые способствуют получению новых знаний Нужны учебные задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий (кейсы, ролевые и деловые игры, реализация проектов и др.) Задания, которых не хватает в учебном процессе Нужны учебные задания, представленные во внеучебном контексте Нужны учебные задания, способствующие осознанию смысла изучаемого материала