Слайд 2
Первая удмуртская опера «Наталь» Германа Афанасьевича Корепанова была написана в 1960 году по мотивам повести известного удмуртского писателя Филиппа Кедрова «Катя». Либретто написал артист Русского драматического театра Александр Симонов. Удмуртский вариант текста принадлежит народному поэту Удмуртии Степану Широбокову. Действие оперы происходит в удмуртской деревне начала ХХ века. Премьера оперы прошла 21 января 1961 года на сцене Музыкально-драматического театра УАССР. Вторая постановка оперы состоялась в 1984 году. 2
Слайд 33
!!! Подведём итоги… В какой из известных вам опер главный герой погибает, а после этого опера заканчивается торжественным эпическим хором? 33
Слайд 34
!!! Подведём итоги… Есть ли в сюжете : - Исторический подтекст - Лирический подтекст - Бытовой подтекст 34
Слайд 35
!!! Подведём итоги… - Какова роль народа в опере? Какие музыкальные характеристики героев показались вам наиболее яркими? - Какие лейтмотивы вы услышали в опере? 35
Слайд 37
«Многие особенности музыкальной драматургии оперы «Наталь» связаны с творческим претворением и органичным синтезом двух коренных традиций русской оперной классики - историческими народными драмами, эпическими полотнами М.Мусоргского и А.Бородина и с лирико-психологическими операми П.Чайковского. Отсюда- масштабные народные сцены, такие как драматическая сцена проводов новобранцев на Первую мировую войну во втором акте; великолепно воплощенные через большие арии-портреты и ансамблевые сцены психологически многогранные характеристики основных персонажей, тщательно выписанный народно-бытовой фон, на котором развивается история судьбы главной героини, глубокие драматургические контрасты, создающие напряженность действия. Опера пронизана сквозным симфоническим развитием, основанном на ряде лейтттем, среди которых важнейшее место занимает тема первой арии Наталь - абсолютного шедевра композитора, словно сотканной из интонаций лирических сиротских удмуртских народных песен; оркестр чутко отзывается на все повороты действия, на поведение героев, на их психологическое состояние. Оркестровая партия насыщена яркими контрапунктами, выразительными подголосками, вырастающими из особенностей традиций удмуртского народного пения. Г.Корепанов насытил оперу прекрасными хорами, среди которых - ставшие широко популярными хор девушек и задорная игровая сцена «Над тихой речкой» из первого действия. Музыкальный язык оперы вобрал в себя самую суть удмуртской народной песенности. В ряде случаев композитор использует подлинные мелодии народных песен и их отдельные яркие обороты. Однако, это не вызывает ощущение пассивной цитатности - они в полном смысле слова становятся авторскими, получают богатое и гибкое развитие, а оригинальный композиторский материал настолько впитывает органику народного музыкального мышления, что воспринимается как естественное продолжение фольклорных напевов» Юрий Львович Толкач композитор музыковед
Слайд 39
!!! Подведём итоги… Почему после премьеры этой оперы Германа Корепанова стали называть «Удмуртским Глинкой»? 39
Слайд 40
Домашнее задание: Мини-сочинение на тему «Опера «Наталь»: наследница русских опер XIX века» 40