Слайд 13
Всё меньше любится, всё меньше дерзается, и лоб мой время с разбега крушит.
Слайд 14
Я в долгу перед бродвейской лампионией, перед вами, багдадские небеса, перед Красной Армией, перед вишнями Японии — перед всем, про что не успел написать.
Слайд 15
И когда это солнце разжиревшим боровом взойдёт над грядущим без нищих и калек, - я уже сгнию, умерший под забором, рядом с десятком моих коллег.
Слайд 22
Одно из самых сильных стихотворений Некрасова о народе, посвященное детям, – «Железная дорога». Событие, подсказавшее сюжет стихотворения,- строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году.
Слайд 25: Сатира в русской классике и в творчестве В. Маяковского. Сатирическое изображение Маяковским негативных явлений действительности
Слайд 29
Манилов – бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчеркивает его никчемность и слащавость. Гоголь, руководствуясь задачей сатирического обличения при изображении человеческого характера, выдвигает на первый план отрицательные черты. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи, поступки говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Слайд 30
Коробочка относится к числу «помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». Ее поведением руководит страсть к накопительству, корысть. Гоголь на первый план выдвигает дубиноголовость, невежественность, мелочную хлопотливость Коробочки.
Слайд 31
« Может быть, назовут его характер избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! Несправедливы будут те, которые станут говорить так. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане…» (Гоголь). Жизнь Ноздрева – «бесконечное и не знающее пределов насыщение самых низких чувственных инстинктов человеческой природы» . У него полностью отсутствуют принципы нравственности. На первый план Гоголь выдвигает следующие отрицательные черты Ноздрева : бесцельную активность, желание казаться значительнее и богаче, наглость, хамство, ярмарочный героизм.
Слайд 32
В Собакевиче «проступает» жестокое и звериное начало. В его неуклюжем теле «совсем не было души». Руководствуясь задачей сатирического обличения, писатель при изображении характера Собакевича отмечает ведущие отрицательные черты : кулачество, грубость, человеконенавистничество, страсть к наживе.
Слайд 33
В Плюшкине нет никаких человеческих чувств. Ненасытная жадность и беспредельная скупость – главные черты характера героя. Имя Плюшкина стало нарицательным. Плюшкин – последняя стадия нравственного падения, а возможно ли его возрождение?
Слайд 34
Строя «портретные» главы, автор тщательно подбирает детали, которые показывают своеобразие каждого помещика. Применяя прием гиперболы, писатель выделяет главные черты своих героев. Характеристика образа-персонажа строится по плану: описание обстановки, внешний вид усадьбы, дома. Далее – авторская характеристика хозяина. По тому как обрисована внешность героя, можно легко отгадать основные черты характера. От описания Гоголь переходит к изображению действий.