Слайд 2
Гигиена детей и подростков – это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения. Цель – воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Слайд 1
Слайд 3: Почему гигиена детей и подростков – это самостоятельная наука?
Дети – больший контингент населения ( > 35%); Имеют биологические особенности; Для подрастающего поколения главное – благоприятное развитие; Здоровье взрослых определяется здоровьем детей! Слайд 2
Слайд 4: Краткая история
Народная медицина. XVIII век: М.В.Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа»; Общественные деятели; Терапевты Г.Захарьин и С.Боткин ; Педиатры С.Хотовицкий, Н.Тольский, И.Гундобин и др. Слайд 3
Слайд 5: Краткая история
3. XIX век: А.П.Доброславин – труды о благоустройстве школ, переутомлении и др.; Ф.Эрисман – работы о физ.развитии, зрении, мебели, профессиональной гигиене; В.Е.Игнатьев первый начал читать курс школьной гигиены. Слайд 4
Слайд 6: Краткая история
4. XX век: Земские врачи – обследования школ; А.В.Мольков в 1926 г. организовал кафедру гигиены воспитания (программы, учебник); В 1954 г. – дисциплина названа «Гигиена детей и подростков»; В Москве работает НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного Центра здоровья детей РАМН. Слайд 5
Слайд 7: Методы исследования
Гигиенический (наблюдение); Специальный (естественный гигиенический эксперимент); Лабораторный; Клинико-физиологический; Санитарно-статистический. Слайд 6
Слайд 8: Закономерности роста и развития
Неравномерность темпа роста и развития – чем моложе организм, тем интенсивнее проходят процессы роста и развития. 1-3 мес. расход энергии на 1 кг – 110-120 ккал; 12 мес. расход энергии на 1 кг – 90-100 ккал; у взрослых расход энергии на 1 кг – 35-40 ккал. Прибавки длины тела: к концу 1-го года – 47%, к концу 2-го года – 13%, к концу 3-го года – 9%, к концу 4-7-го года – 5-7%. В период полового созревания – скачок роста. К 20 годам рост прекращается. Слайд 7
Слайд 9: Закономерности роста или длины тела
1 год + 25 см 2 год + 10 см 3 год + 8 см 4-5 года + 4-6 см 6-7 лет + 8-10 см 8-10 лет + 3-5 см 11-12 лет у девочек 13-14 лет у мальчиков 16-20 лет + 1-2 см Слайд 8 период первого округления – первый период вытяжения – период второго округления – второй период вытяжения
Слайд 10
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем ( гетерохронность ). С момента рождения интенсивно развиваются головной и спинной мозг. К 12 годам пика развития достигает лимфатическая система. Половые органы начинают интенсивно развиваться после 12-14 лет. Слайд 9 Закономерности роста и развития
Слайд 11
3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Мальчики с рождения до 11-12 лет имеют большие показатели длины и массы тела, чем девочки. В 11-12 лет до 13-14 девочки обгоняют мальчиков по этим показателям. После 14 лет мальчики вновь обгоняют девочек, мужчины имеют большие показатели длины тела и массы, чем женщины. Слайд 10 Закономерности роста и развития
Слайд 12
4. Биологическая надёжность функциональных систем и организма в целом. В организме существует широкий диапазон жизненных возможностей: В 10 мл крови содержится уже достаточное количество тромбина, чтобы обеспечить её свёртываемость. Сонная артерия выдерживает нагрузку в 20 атмосфер (обычная – 0,4-0,5 атм.). Дублирование многих органов. Слайд 11 Закономерности роста и развития
Слайд 13
5. Детерминация процесса роста и развития факторами наслественности. Рост ребёнка неотделим от развития. Более 50 генов в хромосомах, кроме половых, контролируют рост и дифференцировку клеток. В процессе роста генная регуляция обмена веществ и энергии дополняется нейроэндокринной. Слайд 12 Закономерности роста и развития
Слайд 14
6. Обусловленность роста и развития факторами окружающей среды. Физическое развитие зависит от социальных факторов. Длина тела зависит от состава питьевой воды (стронций замедляет процессы роста). В условиях загрязнённого атмосферного воздуха наблюдается задержка физического развития. Слайд 13 Закономерности роста и развития
Слайд 16: Схема возрастной периодизации (на социальных принципах)
1. Преддошкольный возраст – до 3 лет. (ясельный) 2. Дошкольный возраст – 3-6(7) лет. ( садиковый ) 3. Школьный возраст: младший – 6(7)-10 лет, средний – 11-14 лет, старший (подростковый ) – 15-18 лет. Слайд 1
Слайд 17: Преддошкольный возраст (до 3 лет)
Интенсивные процессы роста и развития (25-10 см, 6-4 кг). Рост и окостенение скелета, изгибы. Развитие крупных мышц. Большая масса сердца, широкий просвет артерий. Верхние дыхательные пути узкие, число дыхательных движений – 30-35 в мин. Желудок увеличивается в 15 раз к 2 годам, 20 молочных зубов. Развитие речи (с 5 до 1200 слов). Развитие глаза – гиперметропическая реакция. Слайд 2
Слайд 18: Д ошкольный возраст (3-7 лет)
Слайд 3 Равномерное увеличение размеров тела (5-8 см, 1-2 см). Окостенение позвоночника, трубчатых костей. Дифференцировка мышечных тканей. Рост сосудов отстаёт от роста сердца. ЖЕЛ (жизненная ёмкость лёгких) – 1100-1400 см³. Смена зубов. Развитие нервной системы. Возрастает роль щитовидной железы, гипофиза. Д ошкольный возраст (3-7 лет)
Слайд 19: Гигиенические мероприятия (проводимые в эти периоды)
оградить ребёнка от неблагоприятных факторов внешней среды, создать благоприятную психологическую атмосферу (стараться объяснять, а не бить ребёнка), создать условия для сна, питания, пребывания на открытом воздухе, закаливание, иммунизация. Слайд 4
Слайд 20: Младший школьный возраст (7-10 лет)
Развитие идёт равномерно (длина тела: + 4-5 см; масса тела: 2-3 кг; окружность груди: 1,5-2 см – за год). О костенение и рост скелета. Развитие мелких мышц (червеобразные, например). Д авление: 100-105 мм.рт.ст., пульс: 80-85 уд. в мин. ЖЕЛ – 1300-2000 см³. Смена молочных зубов. Масса мозга – до 1300 грамм. Усиливается внутреннее торможение в коре головного мозга. Снижается заболеваемость. Слайд 5
Слайд 21: Гигиенические мероприятия (проводимые в этот период)
рациональный режим дня, физическое воспитание, воспитание рефлекса правильной рабочей позы, санация полости рта, дегельминтизация (от глистов), педикулёз (на вшивость), активная иммунизация. Слайд 6
Слайд 22: Средний школьный возраст (11-14 лет)
Интенсивный рост тела (прибавка длины тела: + 4-7,5 см; массы тела: 3-5 кг). Увеличение массы тела за счёт массы мышц. Д авление: 115-120 / 75 мм.рт.ст., формируется ритм пульса. ЖЕЛ – 2700-3200 см³. Рост половых желёз. Повышается возбудимость ЦНС. Слайд 7
Слайд 23: Старший школьный возраст (15-18 лет)
Завершение роста и окостенения трубчатых костей, а также костей стопы и кисти. Увеличение массы мышц, появление мышечной силы. Гипертрофия левого желудочка (3 к 1). Увеличение ЖЕЛ. Завершение полового созревания. Перестройка эндокринной системы. Ослабление всех видов внутреннего торможения в коре головного мозга. Слайд 8
Слайд 24: Гигиенические мероприятия (проводимые в эти периоды)
рациональный режим учебно-воспитательной и общественно-полезной деятельности, гигиеническое воспитание, гигиеническое образование, диспансеризация и врачебно-профессиональная консультация. Слайд 9
Слайд 26
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. Из Устава ВОЗ Слайд 1
Слайд 27
Здоровье – многомерный динамический признак, взаимосвязанный со средой обитания, природной и социальной. Слайд 2
Слайд 28: Факторы, формирующие здоровье:
1) здоровье родителей (наследственные заболевания сост. 4-8%): Гемофилия, Атаксия, Дальтонизм, Ювенильная миопатия, Хорея, Нарушения обмена веществ. Слайд 3
Слайд 29: Факторы, формирующие здоровье:
природно-климатические факторы, социальные факторы: Питание (например, дефицит белкового и витаминного обеспечения), Образ жизни, Социальное благополучие. Слайд 4
Слайд 30: Факторы, формирующие здоровье:
э пидемиологические факторы (детские инфекции сост. 15 %), э ндемические факторы (флюороз, кариес, зоб и др.), п рофессиональные факторы (например, непрофессиональный бериллиоз у детей), э кологические факторы (20-40%). Слайд 5
Слайд 31
Факторы можно разделить на: благоприятные, неблагоприятные. Благоприятные (оздоровительные) факторы: о птимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный режим, соответствие окруж.среды гигиеническим нормативам, наличие гигиенических навыков и правильный образ жизни. Слайд 6
Слайд 32
Неблагоприятные факторы (факторы риска) : недостаточная или избыточная двигательная активность, нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса, нарушение гигиенических требований к условиям трудовой, учебной и игровой деятельности, недостатки в организации питания, отсутствие гигиенических навыков, наличие вредных привычек, неблагоприятный психологический климат в семье и / или коллективе. Слайд 7
Слайд 33
В последние годы повышено влияние на детей и подростков: а) школьного фактора (интенсификация учебной деятельности), б) ранней трудовой деятельности школьников, в) социального неблагополучия. Слайд 8
Слайд 34: Здоровье выпускников школ
К сожалению, в последние годы из выпускников только: 10% являются здоровыми, 50% имеют морфофукциональные отклонения, 40% страдают хроническими заболеваниями. Слайд 9
Слайд 35: Группы здоровья
I группа – здоровые, нормально развивающиеся дети, не имеющие функциональных отклонений. У них отсутствуют хронические заболевания, они редко болеют и имеют нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие. Слайд 10
Слайд 36: Группы здоровья
II группа – здоровые дети со сниженной сопротивляемостью организма, имеющие функциональные и незначительные морфологические отклонения. Они не страдают хроническими заболеваниями, но часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 дней по 1 заболеванию) болеют. Это группа риска. Слайд 11
Слайд 37: Группы здоровья
III группа – больные дети, имеющие хронические заболевания или врождённую патологию в состоянии компенсации с редкими обострениями хронического заболевания. IV группа – больные дети, имеющие хронические заболевания или врождённую патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и затяжным периодом реконвалесценции (восстановления). Слайд 12
Слайд 38: Группы здоровья
V группа – больные дети с тяжёлыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети и подростки 3, 4, 5 групп находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, получая лечебно-профилактическую помощь. Слайд 12