Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе — презентация
logo
Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Кривая работоспособности
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • От чего зависит продолжительность отдельных периодов работоспособности?
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Регламентируется и общая продолжительность урока.
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • для обучающихся 1 класса рекомендуется учебную нагрузку увеличивать постепенно и применять так называемый «ступенчатый» режим:
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • При составлении расписания уроков необходимо учитывать ряд параметров
  • продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Расписание уроков при обучении по четвертям и триместрам
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Задание.
  • Федеральный учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя)
  • Роль учителя в профилактики переутомления младших школьников
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
  • Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе
1/65

Первый слайд презентации: Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе

Изображение слайда

Слайд 2

При  составлении расписания уроков  следует учитывать  динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели.

Изображение слайда

Слайд 3

Работоспособность – это уровень возможностей организма человека, характеризующийся умением достигать поставленной цели в умственной или физической работы, выполняемой за определенный промежуток времени. Критерии работоспособности : объем качество работы (умственной или физической), за фиксированное время (за минуту, за час и т.п.)

Изображение слайда

Слайд 4

Умственная работоспособность -способность человека выполнять умственную работу, в условиях школьного образования (работа с информацией, ее восприятие, запоминание и продуктивное использование)

Изображение слайда

Слайд 5

организацию образовательной деятельности необходимо строить с учётом физиологических принципов изменения работоспособности детей

Изображение слайда

Слайд 6: Кривая работоспособности

Изображение слайда

Слайд 7

Период врабатывания характеризуется повышением работоспособности, затем она держится на высоком уровне (период высокой и устойчивой продуктивности, работоспособности). Далее закономерно следует период снижения работоспособности и развития утомления

Изображение слайда

Слайд 8

дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке.

Изображение слайда

Слайд 9: От чего зависит продолжительность отдельных периодов работоспособности?

Изображение слайда

Слайд 10

Один из факторов – возраст. Чем младше ребенок, тем продолжи тельнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление.

Изображение слайда

Слайд 11

Следующий фактор – состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями и особенно у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления.

Изображение слайда

Слайд 12

У большинства обучающихся УР повышается от момента пробуждения и достигает максимума между 11 и 13 часами, затем она снижается, и вновь повышается в промежутке от 16 до 18 часов.

Изображение слайда

Слайд 13

Если условия и организация работы или требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его функциональным возможностям, удлиняется период врабатывания, сокращается период оптимальной работоспособности и резко наступает утомление

Изображение слайда

Слайд 14

Гигиеническая оптимизация уроков достигается, прежде всего, путем регламентации длительности, как каждого урока, так и отдельных видов учебной деятельности (чтение, письмо, счет, просмотр фильмов и др.).

Изображение слайда

Слайд 15

Именно поэтому необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ).

Изображение слайда

Слайд 16

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей обучающихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала.

Изображение слайда

Слайд 17

В соответствии с СанПиН количество видов учебной деятельности на учебном занятии в 1-4 классах может составлять от 3 до 7

Изображение слайда

Слайд 18

Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут.

Изображение слайда

Слайд 19

У обучающихся 1-4 классов наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-3 уроках.

Изображение слайда

Слайд 20

начало урока, учебных недель, четверти или учебного года должно быть облегчённым, так как продуктивность труда обучающихся в этот период снижена. Повышенные требования к обучающимся можно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наиболее высокого уровня.

Изображение слайда

Слайд 21

Наибольший объем нагрузки (учебные занятия, факультативные занятия, кружковая работа и др.) должен планироваться в середине учебной недели, четверти и года

Изображение слайда

Слайд 22: Регламентируется и общая продолжительность урока

Установлено, что оптимальная продолжительность урока – 40-45 минут (это продолжительность интенсивной интеллектуальной деятельности и взрослого человека). В первых классах и компенсирующих классах урок должен быть меньшей продолжительностью.

Изображение слайда

Слайд 23

Учебные предметы различаются по характеру деятельности, трудности, степени нагрузки первой или второй сигнальной системы, по соотношению статического и динамического компонентов.

Изображение слайда

Слайд 24

На начало учебного дня, когда еще высока работоспособность обучающихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании (русский язык, литература, математика и др.). К концу учебного дня, когда уже снижается продуктивность работы, полезно в расписание включать те уроки, которые основаны на предметном, образном, конкретном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (рисование, черчение)

Изображение слайда

Слайд 25

Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т.е. на 1-м уроке, когда происходит врабатывание, и на последнем уроке, когда развивается утомление.

Изображение слайда

Слайд 26

Трудность – это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы и др., а утомительность – это субъективный индивидуальный показатель, характеризующий функциональную стоимость урока для каждого ученика.

Изображение слайда

Слайд 27

Трудными являются не только объективно сложные предметы: математика, русский язык и др., но и те учебные предметы, с которыми обучающиеся встречаются впервые.

Изображение слайда

Слайд 28

Проведение сдвоенных уроков неблагоприятно сказывается на функциональном состоянии детей младшего школьного возраста, поэтому в начальной школе они не проводятся.

Изображение слайда

Слайд 29

Не рекомендуется сочетание 2 или 3 трудных уроков подряд. Лучше чередовать их с менее трудными предметами в соответствии с баллами трудности предметов для каждого класса.

Изображение слайда

Слайд 30

Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками изобразительного искусства, музыки, технологии, физкультуры, что дает возможность обучающимся переключаться с умственной деятельности на другой вид деятельности.

Изображение слайда

Слайд 31

учебная нагрузка, постепенно увеличиваясь, должна достигать максимума к середине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий должны создаваться микропаузы.

Изображение слайда

Слайд 32

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков базируются на двух принципах: 1) чередование разных видов деятельности; 2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности

Изображение слайда

Слайд 33

В понедельник происходит постепенное включение обучающихся в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день не достигает оптимальных значений. Наиболее продуктивны в этом отношении вторник и среда. С четверга постепенно накапливается утомление, нарастающее к пятнице и субботе. Наиболее выраженное утомление учеников почти во всех классах чаще отмечается в пятницу, последующий подъем работоспособности в субботу обусловлен положительным эмоциональным воздействием ожидания предстоящего отдыха и в физиологии деятельности известен как «конечный порыв»

Изображение слайда

Слайд 34

В связи с низкими показателями работоспособности в понедельник и в последний день учебной недели недопустимо проводить контрольные работы, контрольные опросы, связанные со значительным нервным напряжением обучающихся; нецелесообразно также объяснение нового сложного материала. Также не рекомендуется «… проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю

Изображение слайда

Слайд 35

Наиболее трудные и утомительные для каждого возраста предметы следует располагать в расписании уроков в дни недели, характеризующиеся высокой работоспособностью (вторник, среда).

Изображение слайда

Слайд 36

Для разработки школьного расписания можно использовать шкалы трудности предметов

Изображение слайда

Слайд 37

При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Например, сумма баллов по ранговой шкале трудности в отдельные дни недели составляет 36, 38, 47, 40, 35, 32. Эти цифровые данные изображаются графически

Изображение слайда

Слайд 38

Школьное расписание оценивается положительно в том 15 случае, если образуется 1 подъем - в среду или (и) вторник.

Изображение слайда

Слайд 39

Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле

Изображение слайда

Слайд 40

Каждый урок оценивается по трем основным параметрам: - трудность - характера мыслительной деятельности; - насыщенность - число видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты обучающиеся; - характеристика эмоционального состояния обучающихся

Изображение слайда

Слайд 41

Каждому обучающемуся для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности, кроме уроков физической культуры, нужен определенный комплекс внеурочных занятий

Изображение слайда

Слайд 42

Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов.

Изображение слайда

Слайд 43

обучение 1-х классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано только в первую смену

Изображение слайда

Слайд 44

Длительность урока для первоклассников должна быть не более 35 минут в первом учебном полугодии (сентябрь-декабрь) и не более 40 минут во втором учебном полугодии.

Изображение слайда

Слайд 45

Продолжительность урока во 2-4 классах не должна превышать 45 минут

Изображение слайда

Слайд 46

Длительность учебной недели для первоклассников не должна превышать 5 дней.

Изображение слайда

Слайд 47: для обучающихся 1 класса рекомендуется учебную нагрузку увеличивать постепенно и применять так называемый «ступенчатый» режим:

обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый.

Изображение слайда

Слайд 48

В середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут. Предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения.

Изображение слайда

Слайд 49: При составлении расписания уроков необходимо учитывать ряд параметров

• максимально допустимый недельный объем учебной нагрузки; • максимально допустимый недельный объем внеурочной деятельности; • максимально допустимая образовательная нагрузка в течение дня; • общий объем нагрузки в течение дня

Изображение слайда

Слайд 50: продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки

не более 4 уроков для обучающихся 1-х классов (при включении в расписание занятии 2-х уроков физической культуры в неделю); • не более 4 уроков и 1 раз в неделю – 5 уроков для обучающихся 1-х классов (при включении в расписание занятии 3-х уроков физической культуры в неделю); • не более 5 уроков для обучающихся 2 - 4 классов (при включении в расписание занятии 2-х уроков физической культуры в неделю); • не более 5 уроков и 1 раз в неделю – 6 уроков для обучающихся 2 - 4 классов (при включении в расписание занятии 3-х уроков физической культуры в неделю)

Изображение слайда

Слайд 51

Учебные предметы Количество баллов Математика 8 Русский язык 7 Информатика 6 Иностранный язык 7 Окружающий мир 6 Литературное чтение 5 Изобразительное искусство 3 Музыка 3 Технология 2 Физическая культура 1 Шкала трудности учебных предметов на уровне начального общего образования (СП 1.2.3685-21 раздел VI, таблица 6.9

Изображение слайда

Слайд 52

1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; а для обучающихся 2-4 классов – на 2-3 уроках

Изображение слайда

Слайд 53

По этой же причине контрольные работы (не более одной в течение учебного дня) рекомендуется проводить на 2-3 уроках

Изображение слайда

Слайд 54

в начальных классах основные предметы с высокими баллами трудности (математика, русский и иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.

Изображение слайда

Слайд 55

Умственная работоспособность нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница, суббота) недели.

Изображение слайда

Слайд 56

наибольший объем учебной нагрузки приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-3 уроках в середине учебной недели.

Изображение слайда

Слайд 57

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг

Изображение слайда

Слайд 58

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков.

Изображение слайда

Слайд 59: Расписание уроков при обучении по четвертям и триместрам

Режим обучения по четвертям для общеобразовательных организаций предусматривает 4 учебные четверти. Каникулы – 4 раза в году: осенние, зимние, весенние и летние.

Изображение слайда

Слайд 60

Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры. 172.12. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый;

Изображение слайда

Слайд 61: Задание

Составить расписание уроков на неделю при 5 дневной учебной нагрузки для 1, 2, 3, 4 класса.

Изображение слайда

Слайд 62: Федеральный учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя)

Учебный предмет 1 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Русский язык 5 5 5 5 Литературное чтение 4 4 4 4 Иностранный язык - 2 2 2 Математика 4 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 2 Изобразительное искусство 1 1 1 1 Технология 1 1 1 1 Физическая культура 2 2 2 2

Изображение слайда

Слайд 63: Роль учителя в профилактики переутомления младших школьников

Изображение слайда

Слайд 64

Приложение к письму Министерства просвещения России (СК - 228/03 от 06.08.2021 СП 1.2.3685-21, Таблица 6.9 Санитарные правила СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Гигиенические требования к расписанию уроков в начальной школе

СанПиН 1.2.3685-21 раздел VI, таблица 6.6; СП 2.4.3648-20 п. 3.4.16. СанПиН 1.2.3685-21 (раздел VI, таблица 6.6) и СП 2.4.3648-20 (п. 3.4.16.) СП 2.4. 3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено