Слайд 2: Назначение гирокомпаса
Гирокомпас – электро навигационный прибор предназначенный для определения направлений в море (курса судна и пеленга на ориентир). Преимущества Гирокомпаса по сравнению с магнитным компасом состоят в том, что: он указывает направление географического меридиана. на его показания существенно меньше, чем на магнитный компас, влияют перемещающиеся металлические массы (железо, сталь) и электромагнитные поля. его точность в условиях маневрирования и колебаний объекта значительно выше.
Слайд 3: Принцип действия гирокомпаса
Принцип действия Гирокомпаса основан на использовании свойств гироскопа и суточного вращения Земли; Гироскоп - это быстро вращающийся симметричное твердое тело, имёющее три степени свободы. Три степени свободы (оси возможного вращения) ротора гироскопа обеспечиваются тремя рамками - кардановый подвес.
Слайд 4: Свойства гироскопа
Устойчивость – это способность гироскопа сохранять направление, которое было придано главной оси гироскопа при его запуске и оставаться постоянным в пространстве. Прецессией – это способность главной оси гироскопа, под действием приложенной постоянной силы поворачиваться не в направлении приложенной силы, а в плоскости, противоположной линии действия силы. Направленность - это способность главной оси гироскопа при вращении с максимальной скоростью устанавливаться в пространстве параллельно истинному меридиану.
Слайд 5: Применение гироскопа в повседневной жизни
Мобильный телефон Радиоуправляемые модели СЕГВЕЙ
Слайд 6: Устройство гирокомпаса
Судовой гирокомпас состоит из: Чувствительный элемент. Основной прибор. Следящая система. Репитерная система. Система электропитания.
Слайд 7: Чувствительны элемент
Чувствительный элемент ( Гиросфера ) предназначена для определения линии NS, которая указывает гирокомпасный меридиан, является основным элементом гирокомпаса.
Слайд 8: Устройство гиросферы
Гиросфера представляет собой герметическую сферу, внутри которой расположены два гиромотора (гироскопа), жидкостный успокоитель, реле выключателя затухания и катушка электромагнитного дутья. Корпус гиросферы состоит из двух латунных полусфер, облицованных снаружи эбонитом. Гироскопы или гиромоторы являются трехфазными электрическими двигателями с частотой вращения порядка 20 000 об/мин. Гиромоторы установлены на специальном кронштейне, который крепится к нижней полусфере. Жидкостный успокоитель служит для гашения незатухающих колебаний чувствительного элемента. Гиросфера
Слайд 9: Устройство гиросферы
Катушка электромагнитного дутья уложена в нижней части гиросферы. При прохождении тока вокруг катушки образуются переменные магнитные поля, которые препятствуют опусканию гиросферы, поддерживая не более 6 ч. Время непрерывной работы 2 тыс. ч при общем сроке службы 10 лет. Гиросфера
Слайд 10: Основной прибор гирокомпаса
Основной прибор гирокомпаса предназначен для автоматической выработки курса судна, управления гирокомпаса и контроля за его работой. Он представляет собой нактоуз состоящий из основания и компасной секции. Основной прибор гирокомпаса
Слайд 11: Основной прибор гирокомпаса
Внутри корпуса компасной секции укреплён кардановый подвес, к которому на пружинных амортизаторах подвешивается резервуар с поддерживающей жидкостью, внутри которой устанавливается следящая сфера с чувствительным элементом. Нижняя часть корпуса резервуара имеет утолщение для уменьшения нагрева. Сверху следящая сфера крепится к «столу гирокомпаса» 1-резервуар с поддерживающей жидкостью. 2-утолщение корпуса резервуара. 3-следящая сфера. 4-поддерживающая жидкость. 5-гиросфера. 6-стол гирокомпаса. 7-компасная секция основного прибора. 8-гироскоп. Основной прибор гирокомпаса
Слайд 12: Основной прибор гирокомпаса
На столе гирокомпаса смонтированы: Исполнительный двигатель. Два сельсин датчика. Картушка грубого и точного отсчёта. Электр клеммы. Термореле. Термометр. Уровень. Лампа освещения. Патрубок для измерения и долива поддерживающей жидкости. Стол гирокомпаса
Слайд 13: Следящая система
Следящая система - предназначена для отработки угла рассогласования между гиросферой и следящей сферой, передачи угла рассогласования в репитерную систему и для подвода питающего напряжения к чувствительному элементу. Следящая система состоит из: Следящей сферы. Датчика сигнала рассогласования. Усилительный трансформатор. Исполнительный двигатель. 1) Кабель электропитания; 2) Паук; 3) Верхняя полусфера; 4) Латунные кольца; 5) Распорка; 6) Нижняя полусфера. Следящая сфера
Слайд 14: Репитерная система
Репитерная система предназначена для дистанционной передачи показаний курса судна к периферийным приборам и определения направлений на объекты. В состав репитерной системы входит: Репитер пеленгования – предназначен для воспроизведения показаний курса судна и определения пеленга и курсового угла на объекты.
Слайд 15: Репитерная система
В состав репитерной системы входит: Пелорус – представляет из себя пустотелую тумбу, предназначенную для установки на ней репитера пеленгования. Пелорус состоит из: Верхней и нижней части, нижняя крепится к палубе и имеет вырез в кормовой части где устанавливается клемная коробка, верхняя имеет форму вилки в которую устанавливается система колец на который вешается репитер пеленгования. 1) Репитер пеленгования; 2) Система колец; 3) Верхняя часть; 4) Нижняя часть; 5) Клемная коробка; 6) Реле подсветки.
Слайд 16: Репитерная система
В состав репитерной системы входит: 3. Репитер курсоуказания – предназначен только для контроля курса судна. Имеет более легкую конструкцию, и устанавливается на ходовом мостике, румпельном отделении, каюте капитана и т.д.
Слайд 17: Репитерная система
Репитер курсоуказания – имеет шкалу грубого и тонкого отсчёта. Шкала грубого отсчёта имеет градусное деление с точность 10°. Шкала точного отсчёта имеет градусное деление с точностью 0.1° Для отсчёта показания курса необходимо сначала снять показания со шкалы грубого отчета а затем со шкалы тонкого отсчёта.
Слайд 18: Репитерная система
В состав репитерной системы входит: 4. Оптический пеленгатор – предназначен для измерения по гирокомпасу пеленгов на объекты. Он состоит из: Смотровой трубы. Светофильтров. Зеркал. Системы линз. Корпуса.
Слайд 19: Репитерная система
В состав репитерной системы входит: Курсограф – предназначен для автоматической записи курса судна. Запись производится на специальную бумагу. Он состоит из: Механизма записи курса. Лентопротяжного механизма. 1) механизм записи курса; 2) перья записи; 3) изображение курса; 4) электрический привод; 5) лентопротяжный механизм.
Слайд 20: Система электропитания
Система питания гирокомпаса предназначена для преобразования судового напряжения постоянного или переменного тока в напряжение повышенной стабилизированной частоты трёхфазного тока. В состав системы электропитания входит: Агрегат машина-генератор. Блок регулировки частоты.
Слайд 21: Общий вид и комплектация гирокомпаса на судне
1) Блок питания; 2) Репитер курсоуказания; 3) Основной прибор гирокомпаса; 4) Курсограф; 5) Ревун; 6) Пилорус, рапитер пеленгования, оптический пеленгатор.
Слайд 22: Подготовка гирокомпаса к работе и его пуск
Включение гирокомпаса после полной остановки производится не менее чем за 6 часов (для гирокомпаса Амур) перед выходом в рейс. Произвести внешний осмотр. Проверить корпус основного прибора гирокомпаса, на предмет вмятин, повреждений, коррозии. Произвести внутренний осмотр на наличии посторонних предметов. Проверить целостность предохранителей, контрольных ламп и изоляции проводов. Проверить уровень поддерживающей жидкости. Поставить тумблер включения вентилятора охлаждения в положение «Авто». Подать питание на гирокомпас путём включения тумблера «Сеть» в положение «Включено». После выхода гирокомпаса в свой меридиан, согласовать все репитеры гирокомпаса с показаниями шкалы на столе гирокомпаса
Слайд 23: Эксплуатация гирокомпаса
Эксплуатация гирокомпаса включает в себя ряд мероприятий: Судовые испытания – проводятся после установки гирокомпаса на судне. Подразделяются на швартовные и ходовые. Швартовные испытания – проверяют комплектность, правильность установки и подключения приборов, соответствие эксплуатационно-техническим характеристикам заявленным в документации. Ходовые испытания – проверяется работоспособность гирокомпаса в реальных условиях плавания. Результаты ходовых испытаний заносят в формуляр. Техническое обслуживание – это ряд мероприятий по поддержанию работоспособности и исправности гирокомпаса в течении его срока эксплуатации. Техническое обслуживание производится на основании руководящих документов: «Устав службы на судах», «Правила речного Р егистра РФ», Конвенция СОЛАС, «Правила эксплуатации электронавигационных приборов», «Наставления по штурманской службе», « П равила техники безопасности».
Слайд 24: Регламентированное техническое обслуживание гирокомпаса
Регламентированное техническое обслуживание выполняется с периодичностью и в объёме, установленном в нормативно-технической документацией независимо от технического состояния гирокомпаса. Техническое обслуживание выполняется силами судового экипажа и включает в себя следующие виды осмотров: № Периодичность Необходимо проверит: 1 Ежедневный Предохранители, осветительные и контрольные лампы, показания термометра, положение гиросферы, согласование репитеров, уровень поддерживающей жидкости, наличие бумаги в курсографе, работу вентилятора, отсутствие посторонних шумов. 2 Ежемесячный Плотность поддерживающей жидкости, резиновые уплотнения, электрические контакты, механические передачу при необходимости смазать. 3 Полугодовые Заменить смазку в подшипниках, замерить сопротивление, ЗИП при необходимости пополнить. 4 Через 1000 ч работы. Чувствительность следящей сферы, время отработки следящей системы угла рассогласования, температуру срабатывания термореле, параметры системы электропитания гирокомпаса. 5 Через 3000 ч работы. Заменить поддерживающую жидкость
Последний слайд презентации: Гирокомпас – назначение и устройство: Контрольные вопросы:
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Гироскоп – назначение и устройство. Гирокомпас – назначение и устройство. Свойства гироскопа. Чувствительный элемент – назначение и устройство. Основной прибор гирокомпаса – назначение и устройство. Репитерная система – назначение и устройство. Следящая система - назначение и устройство. Стол гирокомпаса – устройство. Система электропитания гирокомпаса. Подготовка гирокомпаса к работе и его пуск. Эксплуатация гирокомпаса. Снятие показаний курса с гирокомпаса. Снятия показаний курса с курсографа гирокомпаса. Пеленгование объектов при помощи гирокомпаса. Регламентированное техническое обслуживание гирокомпаса.