Первый слайд презентации: Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр дополнительного образования «Малая академия наук» Центр выявления и поддержки одарённых детей города Севастополя «Альтаир»
ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ СЛОВАРИК: РАЗДЕЛ «ПАРУСНЫЕ КОРАБЛИ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА» Работу выполнил: Дудецкий Данил Андреевич, учащийся ТО «Практикум юного литературоведа» ГБОУ ЦДО «Малая академия наук», ГБОУ СОШ №6, 5 класс Научный руководитель: Литвинова Лидия Евгеньевна, педагог Дополнительного образования ГБОУ ЦДО «Малая академия наук » Севастополь, 2025 Севастополь, 2025
Слайд 3: Цель проекта 2024 года:
составление иллюстрированного словарика севастопольских образов на основе стихов русских и советских поэтов.
Слайд 4: Цель проекта 2025 года:
продолжить работу над словариком севастопольских образов, дополнив его разделом, где будет представлена лексика – слова, выражения по теме: «Корабли Черноморского флота»
Слайд 5: Лексика – это все слова языка, то из чего состоит наша речь. Лексикография – это раздел науки о языке, который занимается составлением словарей и их изучением
Слайд 6: Задачи проекта
1. осуществить поиск и анализ лексики, актуальный для данного проекта, по следующим направлениям: лексика исторических документов об основании города и флота; лексика, связанная с парусными кораблями Черноморского флота; лексика, используемая при описании кораблей, участвовавших в Первой обороне Севастополя; особые военно-морские символы и их значение
Слайд 7: Словарные статьи, представленные в словарях различного типа, следующим образом:
1. Заголовочное слово. 2. Грамматические пометы. 3. Толкование значения. 4. Пример употребления слова в речи.
Слайд 8: Алгоритм составления словарной статьи включает следующие шаги:
Написать заголовочное слово. Указать ударение. Дать предложенному слову толкование. Привести пример использования данного слова в художественной литературе, в речи.
Слайд 11: Фрегат – трехмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся в двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства. Под всеми парусами и парами (бежит) – это выражение означает, то в бухту Севастополя вошел английский военный корабль, оснащенный не только парусами, но и паровыми двигателям, такие корабли называли пароходофрегатами
Слайд 12: Девизом В.И. Даля были слова:
«Я полезу на нож за правду, за Отечество, за русское слово! »
Слайд 13
Селимие Реал-Бей Меркурий Водоизмещение 4500 5000 480 Вооружение 110 орудий 74 орудия 20 орудий Численность экипажа 400 человек 600 человек 5 офицеров, 5 квартирмейстеров, 24 матроса первой ст., 12 матросов второй ст., 43 старшие юнги, и другие Всего 115 человек Скорость средняя-максимальная 4,5 – 14 узлов 4,5 – 14 узлов 11 узлов Общая площадь парусов 4000 4000 856
Слайд 14: Такелаж – паруса и снасти судна. Погонные пушки – установленные на носу, чтобы стрелять в догонку. Крют -камера (крюйт-камера) – пороховой погреб на корабле. Стропы и тали – устройства для спуска лодки с корабля. Уходные порты – отверстия в кормовой части для пушечной стрельбы
Слайд 15: Задачи проекта
2.Изучить документальные и художественные источники, на материале которых будет осуществляться поиск лексического материала: Указ Екатерины II от 10 февраля 1784 года об основании Севастополя; В. Даль «Матросские досуги» (глава «Бриг Меркурий»); Григорьев «Малахов курган» (глава « Черная туча»); В. Флорова «Ох, и трудная это штука – морская наука!»