Первый слайд презентации: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сочинский медицинский колледж» министерство здравоохранения Краснодарского края
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Сестринский уход за детьми с бронхиальной астмой Работа выполнена обучающейся специальности 34.02.01 Сестринское дело очной формы обучения группы 32СД Галустян Кариной Оганесовной Руководитель работы Преподаватель Бебешко Виктория Витальевна
Слайд 2
Актуальность темы исследования. Бронхиальная астма – проблема мирового масштаба. От этого серьезного заболевания страдают люди всех возрастов и во всех странах мира. У детей она развивается с большей вероятностью, чем у взрослых, но первый приступ может возникнуть в любом возрасте. За последние годы во всем мире, в том числе и в России, отмечена тенденция к увеличению заболеваемости бронхиальной астмой и к её более тяжелому течению. В настоящее время число больных бронхиальной астмой во всем мире достигло 300 миллионов человек. В большинстве регионов продолжается рост заболеваемости и к 2025 году количество больных увеличится на 100-150 миллионов человек. Бронхиальная астма – заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь сам. Бронхиальная астма у детей обычно развивается в раннем детстве. Более чем у 3/4 детей, у кого появились симптомы астмы до 7 лет, к 16 годам признаки бронхиальной астмы могут исчезнуть. В последние десять лет ВОЗ предприняла целый ряд инициатив в разработке глобальной стратегии по борьбе с бронхиальной астмой. В настоящее время бронхиальную астму у детей рассматривают как хроническое заболевание, основу которого составляют аллергическое воспаление дыхательных путей. Бронхиальная астма у детей приводит к снижению качества жизни, может явиться причиной инвалидности, а иногда и драматических исходов. Знание клиники, методов диагностики позволяет своевременно выявлять случаи бронхиальной астмы и избежать осложнений и ранней инвалидизации. Несмотря на высокие репаративные возможности организма человека в раннем возрасте, многие патологические процессы у детей оставляют глубокий след и проявляются в последующей жизни. Главным показателем эффективности терапии бронхиальной астмы является достижение и поддержание контроля над заболеванием. Высокая распространенность и социально-экономическое влияние бронхиальной астмы на жизнь каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений и реабилитации пациента. И в этом большая роль отводится медицинской сестре. Поэтому сестринский уход за пациентами с бронхиальной астмой является актуальной темой. Цель работы: систематизировать полученные знания и практические умения по ПМ.01. «Проведение профилактических мероприятий», ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». Задачи: изучить отечественные и зарубежные литературные источники; проверить на практике сестринский уход за детьми с бронхиальной астмой; обобщить знания и умения по сестринскому уходу за детьми с бронхиальной астмой; разработать рекомендации и памятки по сестринскому уходу за детьми с бронхиальной астмой. Объект исследования. Сестринский уход за детьми с бронхиальной астмой Предмет исследования: состояние здоровья ребенка с бронхиальной астмой. Методы исследования: научно-теоретический анализ литературы, анализ документации, анализ и обобщение опыта работы. 2
Слайд 4
Бронхиальная астма — это хроническое заболевание, характеризующееся периодически возникающими приступами экспираторной одышки, связанными с нарушением бронхиальной проходимости. 4
Слайд 5: Этиология и патогенез БА
5 Факторы, предрасполагающие к развитию БА: атопия, гиперреактивность бронхов, наследственность Причинные (сенсибилизирующие) факторы: бытовые аллергены (домашняя пыль, клеит домашней пыли); грибковые, пищевые, пыльцевые аллергены; лекарственные средства, вирусы и вакцины, химические вещества. Факторы, усугубляющие действие причинных, и способствующие возникновению БА; вирусные инфекции, нерациональное питание, атопический дерматит, табачный дым. Факторы, вызывающие обострение БА (триггеры): аллергены, ОРВИ, физическая и психоэмоциональная нагрузка, изменение метеоситуации, табачный дым, резкие запахи
Слайд 6
Заболевание может начинаться незаметно, с проявлений атопического дерматита, плохо поддающегося лечению. Проявления бронхиальной астмы: периодически возникающее свистящее дыхание; появление кашля, преимущественно в ночное время; появление кашля или свистящего дыхания после контакта с аллергеном; кашель со свистящим дыханием после эмоциональной или физической нагрузки; отсутствие эффекта от противокашлевых препаратов и эффективность противоастматических средств Клиника
Слайд 7: Диагностика
При постановке диагноза бронхиальной астмы у детей учитывают данные семейного и аллергологического анамнеза, физикального, инструментального и лабораторного обследования. В комплекс инструментального обследования входит проведение спирометрии (детям старше 5 лет), тестов с бронхолитиками и физической нагрузкой, пикфлоуметрия, рентгенография. Лабораторные исследования при подозрении на бронхиальную астму у детей включают клинический анализ крови и мочи, общий анализ мокроты, определение общего и специфических IgE, исследование газового состава крови. Важным звеном диагностики бронхиальной астмы у детей служит постановка кожных аллергических проб.
Слайд 8: Лечение
Лечение бронхиальной астмы — сложный, трудоемкий процесс, требующий комплексного и индивидуального подхода. Дозы лекарств, курс лечения, длительность приема препаратов подбирает врач. В лечении важную роль играют Гипоаллергенная диета Режим Базисная терапия 8
Слайд 9: Профилактика
Профилактика бронхиальной астмы делится на первичную и вторичную. Первичная профилактика (для предотвращения развития бронхиальной астмы): рациональное питание женщины в период беременности; ограничение принимаемых медикаментов в период беременности и кормлению грудью; соблюдение гипоаллергенного режима в помещении, где находится ребенок; исключение пассивного курения. Вторичная профилактика (для предупреждения обострения заболевания): следует исключить или ограничить контакт ребенка с аллергенами в быту; при пищевой аллергии – соблюдение соответствующей диеты; при физической нагрузке, изменении метеоусловий применять препараты из группы бета-2-агонистов, которые рекомендует пульмонолог или аллерголог; вакцинация детей с бронхиальной астмой проводится по заключению аллерголога и иммунолога в период стойкой ремиссии не менее 3-6 месяцев на фоне приема антигистаминных препаратов; родители должны четко знать последовательность действий в домашней обстановке при приступе удушья до тех пор, пока ребенок не будет госпитализирован или ему не будет оказана медицинская помощь. 9
Слайд 10: Практическая часть
Преддипломную практику проходила удаленно, с применением электронного обучения и дистанционных технологий, на базе ГБУЗ «Городская больница №3 города Сочи» МЗ КК. По материалам производственных практик, за годы обучения 2017-2020 и приобретенного за этот период практического опыта, были составлены карты сестринского ухода. 10 Лист сестринской оценки Пациент А Возраст_ 12лет _ Палата__ 189 _____________________________________________ Врачебный клинический диагноз__ бронхиальная астма, обострение Физиологическое состояние: Дыхание учащенное, ЧДД 22 в минуту, затрудненное дыхание, эксператорная одышка, оральные хрипы Аллергия_ крапивница _______________________________ Боли_ в области груди ________________________________ Подвижность (безопасность)_ передвигается самостоятельно Отдых (сон) __ сон нарушен ______________________________ Питание__ аппетит снижен _____________________________________ Выделение мокрота светло-серого цвета, вязкая Речь__ внятная ______ Температура__ 38,7°C __________________________________ Психологическое состояние Эмоциональное состояние___ нарушено ________ Общение_______ не нарушено Реакция на заболевание /лечебное уч-е / ___ адекватная ________ Средства преодоления стресса/ боли__ вынужденное положение сидя, наклонившись вперед с опором на руки ___ Чувство самоуважения, достоинства___ присутствует ________ Социальное здоровье Семья/ друзья__ есть ____________________________ Работа__-______________ Жилищные условия__ нормальные ________________________ Интересы, отдых_ любит проводить время с друзьями и помогать по дому родителям ___ Потребность в информации и познании___ пациент и его родители хотят узнать подробнее о заболевании ребенка, признаются в дефиците знаний ___ Сестринский диагноз: приступ удушья
Слайд 11
11 Факторы страдания Цели ухода Характер сестринских вмешательств Критерии эффективности ухода Экспираторная одышка Кашель с вязкой мокротой Страх аллергии Аппетит снижен Сон нарушен Температура тела 38,7 °C Восстановить нормальное дыхание Облегчить кашель Снизить температуру тела Восстановить сон и аппетит Подняла изголовье кровати или обеспечить полу сидячее положение пациента в кровати Каждые 2 часа оценивала состояние дыхания пациента – частоту и качество дыхания, наличие кашля, цвет кожных покровов Научила пациента способам облегчения дыхания Выполняла назначений врача Смена постельного и нательного белья. Научила пациента и /или родителей правилам применения ДАИ, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля. Объяснила пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провела беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Провела ингаляцию с беродуалом Контролировала устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождала на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечила психологическую поддержку пациенту и родителям. Обеспечила физический и психический покой Частота дыхания нормализовалась (20 в мин) Состояние пациента улучшилось, кашель беспокоит меньше, температура тела снизилась до 37,2°C Пациент успокоился Карта сестринского ухода 1 Вывод: на 1 день заболевания у пациента было выявлено: экспираторная одышка, кашель с вязкой мокротой, страх аллергии, аппетит был снижен, сон нарушен, температура тела 38,7°C. Нами было проведено: контроль за состоянием пациента и выполнение назначений врача, ингаляция с беродуалом, обучение пациента способам облегчения дыхания, обеспечение психологической поддержки и обеспечение психического и физического покоя, что привело к снижению температуры, улучшению отхождения мокроты, нормализации частоты дыхания и успокоению пациента.
Слайд 12: Карта сестринского ухода 2
Факторы страдания Цели ухода Характер сестринских вмешательств Критерии эффективности ухода Экспираторная одышка Кашель с вязкой мокротой Аппетит снижен Сон нарушен Температура тела 37,7 °C Восстановить сон и аппетит Нормализовать температуру тела и дыхание Обеспечила физический и психический покой Выполняла назначения врача, провела ингаляцию с беродуалом. Контролировала состояние пациента и сопровождала на процедуры Проконтролировала соблюдение диеты. Проконтролировала прогулки на свежем воздухе. Проветривала палату. Обучила родственников правильному кормлению пациента. Рассказала о необходимости полноценного питания для улучшения состояния здоровья. Родители и ребенок обучены использованию ингалятора Благодаря проведенным мероприятиям температура теле нормализовалась 36,4°C, сон и аппетит пришли в норму, кашель продуктивный (редкий), дыхание нормализовалось до 20 в минуту, мокрота отходит. 12 Вывод: на 3 день при осмотре пациента врачом было выявлено: затрудненное дыхание, аппетит снижен, сон нарушен, температура тела 37,7°C. Благодаря проведенным мероприятиям: проведению ингаляций с беродуалом, обеспечению психического и физического покоя, проветриванию палаты, контролю за состоянием пациента и выполнению назначений врача: аппетит и сон нормализовались, кашель уменьшился, температура пришла в норму (36,4°C).
Слайд 13: Карта сестринского ухода 3
13 Факторы страдания Цели ухода Характер сестринских вмешательств Критерии эффективности ухода Слабый аппетит Нормализовать аппетит Контроль базисной терапии Оказывала психологическую поддержку пациенту. Следила за соблюдением режима дня. Провела профилактическую беседу о бронхиальной астме, о ее профилактике и особенностях лечения. Организовала правильный рацион и осуществляла контроль за соблюдением режима питания. Организовала досуг пациента. В палате проводилась регулярная влажная уборка, проветривание. Контролировала регулярную смену белья. Пациент чувствует себя хорошо. Частота дыхания 20 в минуту, дыхание не затрудненно Вывод: на 7 день болезни нами были выявлены факторы страдания: утомляемость, нарушение аппетита. Благодаря выполнению назначений врача и проведению манипуляций были достигнуты следующие цели: аппетит улучшился, утомляемость снижена, частота дыхания 20 в минуту, дыхание не затрудненно.
Слайд 14: Заключение
Качество жизни пациентов при бронхиальй астме в настоящее время на прямую зависит от приверженности к базисной терапии, поскольку лекарственные препараты позволяют контролировать течение иммунных и аллергических процессов. Современные методы реабилитации способствуют эффективному востановлению функциональных возможностей организма.Это достигается благодаря использованию комплексной программы, которая включает: обучение пациента, выявление факторов риска, оценку состояния, лечение обострения БА. Актуальность роли медицинской сестры состоит в активном участии в процессе лечения и реабилитации. Именно на медицинскую сестру ложится ответственность за обучение и мотивацию пациентов в поддержании их уровня жизни. Задачи, поставленные в работе, полностью выполнены: подготовлены беседы с родителями, подготовлена памятка по питанию пациента с бронхиальной астмой. За время прохождения преддипломной практики и подготовки выпускной квалификационной работы закреплены общие и профессиональные компетенции: ОК 1-13, ПК 1.1-1.3, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.3. Материалы данной работы могут быть использованы в учебном процессе для самостоятельной подготовки студентов к практическим и теоретическим занятиям. Подготовленные памятки, рекомендации могут быть использованы в практическом здравоохранении, с целью проведения профилактических мероприятий, повышении уровня информированности населения. Подготовленные памятки, рекомендации могут быть использованы в практическом здравоохранении, с целью проведения профилактических мероприятий, повышении уровня информированности населения. 14