Первый слайд презентации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 103 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Подготовили: Горбунова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы; Гаврилов Михаил Дмитриевич, учащийся 9 класса Донецк, 2025 ИНТЕРАКТИВНЫЙ БУКЛЕТ «ЗНАКОМЬТЕСЬ, УШИНСКИЙ!»
Слайд 2
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ПИСАТЕЛЕМ Журналист: – Здравствуйте, Константин Дмитриевич, мы очень рады встрече с Вами, Вы один из наших ведущих педагогов, наставников, основоположник научной педагогики. Ваши рассказы и сказки учат быть честными, добрыми, щедрыми, трудолюбивыми, любить свое отечество и людей, которые живут рядом. Расскажите, пожалуйста, о себе. К. Д. Ушинский: – Здравствуйте. Я родился 19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле, в семье офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского, участника Отечественной войны 1812 года. Моя мама умерла, когда мне исполнилось двенадцать лет, однако она успела дать хорошее домашнее образование и привить любовь к наукам. Я был зачислен сразу в третий класс гимназии. ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ Хотите узнать о жизни и деятельности К. Д. Ушинского еще больше? Совершите виртуальную экскурсию по уникальному музею педагога в Ярославском государственном педагогическом университете Константин Дмитриевич Ушинский 1823- 1871 “Сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни…” Виртуальная экскурсия по музею К. Д. Ушинского: https://kdushinsky.ru/ushinskiy-bolshe Видеопрезентация “Биография К.Д.Ушинского ” (интернет-материал) Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. https://yandex.ru/video/touch/preview/11932236507670121321 ПРАВИЛА К. Д. УШИНСКОГО 1.Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2.Прямота в словах и поступках. 3.Обдуманность действия. 4.Решительность. 5.Не говорить о себе без нужды ни одного слова. ПРОДОЛЖЕНИЕ Великий учитель поместил сказки в свои учебники для начальной школы - «Родное слово» и «Детский мир».
Слайд 3
ЮНЫЙ ПИСАТЕЛЬ Стихотворения, посвящённые жизни и деятельности К.Д.Ушинского ЮНЫЙ ХУДОЖНИК Иллюстрации к рассказу К.Д.Ушинского «Слепая лошадь» *** Константин Дмитриевич Ушинский – Наш великий педагог! Родную школу развивал. Свою душу познавал. Всех ребят он вдохновлял На познание, учёбу, труд. Константин Дмитриевич Ушинский – Наш наставник, верный друг! *** В стиле синквейна. Константин Дмитриевич Ушинский Талантливый, народный. Учился, работал, развивал школу. Четко, просто, ясно вопросы Детям задавал. Душа школы. Мультфильмы по рассказам К.Д.Ушинского : https://yandex.ru/video/touch/preview/16457197296355337877 НАШИ ЛЮБИМЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ К.Д.УШИНСКОГО «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни». «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы». ДЕТИ К.Д.УШИНСКОГО НАШИ ЛЮБИМЫЕ РАССКАЗЫ И СКАЗКИ К.Д.УШИНСКОГО https://nukadeti.ru/skazki/konstantin_ushinskij ПРОВЕРЬ СЕБЯ Онлайн-викторина (автор: Горбунова Е.В.) Пройдите тестирование “Жизнь и творчество К.Д.Ушинского ” и получите сертификат: https://onlinetestpad.com/sy3v3t566soaw КРОССВОРД ДРУЖЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПРОДОЛЖЕНИЕ *** О, Константин Дмитриевич, Благодарим Вас За труд великий, За нововведения, За методику преподавания В родной нашей школе. За развитие родного языка, Логики, внимания, памяти, Мышления, воли, воображения У наших учеников. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Слайд 4
К. Д. Ушинский: В 1840 году, закончив гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета, где преподавали блестящие преподаватели своего времени. Четыре года спустя я стал кандидатом юриспруденции, однако решил остаться в университете для подготовки к профессорскому званию. Журналист: – Константин Дмитриевич, а помимо юриспруденции и философии, чем еще занимались? К. Д. Ушинский: – Я интересовался театром и литературой, меня искренне волновали проблемы народного образования. АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ПИСАТЕЛЕМ Журналист: – Спасибо. Расскажите, где Вы работали? К. Д. Ушинский: – В 1846 году я приступил к работе в ярославском Демидовском лицее. Однако со своими либеральными взглядами на учебный процесс я не смог найти общий язык с руководством лицея, и был вынужден уйти с должности. Потом зарабатывал себе на жизнь переводами иностранных статей. Затем я переехал в Петербург, где устроился мелким чиновником. А в 1854 году поступил на службу в Гатчинский Сиротский институт, где преподавал русскую словесность, спустя время был назначен инспектором классов. Именно в тот период стал писать статьи на педагогическую тематику.
Слайд 5
Журналист: – Константин Дмитриевич, какие нововведения Вы внесли в педагогику? К. Д. Ушинский: – В 1859 году я был приглашен на должность инспектора классов в Смольный институт. И сразу с большим энтузиазмом принялся заниматься ❗ нововведениями: -ввел практику проведения педагогических совещаний, -создал класс для подготовки будущих воспитательниц, -но самое главное – искоренил разделение учениц на мещан и благородных. Но начальница Смольного института обвинила меня в вольнодумстве, в результате чего я был вынужден покинуть институт и отправиться изучать школьное дело за границу. Журналист: – О чем была Ваша первая статья? К. Д. Ушинский: – Первая работа «О пользе педагогической литературы» имела большой успех, и благодаря ей я стал постоянно сотрудничать с такими изданиями как «Журнал для воспитания», «Библиотека для чтения», «Современник». Журналист: – Где Вы побывали? К. Д. Ушинский: – Во Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, и везде записывал свои наблюдения. ❗Собрав приличный материал, написал книги «Детский мир» и «Родное слово», а также ❗руководство для учителей и родителей. Вернувшись в Россию, я принялся работать над своей главной книгой – ❗«Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ПИСАТЕЛЕМ
Слайд 6
Журналист: – Расскажите о своём труде «Первые уроки логики». К.Д.Ушинский : – В этой книге в популярной форме излагаются основные понятия и правила логики: сравнение, различие и сходство, суждение, роды и виды, признаки, понятие, определение, причина и следствие и другие. Для изучения всех предметов нужно на уроках сравнивать понятия, искать сходства и различия, выделять роды, виды, признаки, причины и следствия. На основе анализа, синтеза давать определения всем понятиям. Журналист: – Константин Дмитриевич, что нужно, чтобы быть счастливым человеком? К.Д.Ушинский : – Счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек. Нужно быть добрым, искренним, любить трудиться: и физически, а самое главное – духовно. Журналист: – Благодарим Вас, Константин Дмитриевич, за интересную беседу, за Ваш труд, педагогическую деятельность; желаем Вам процветания, реализации Ваших планов! К.Д.Ушинский : – И Вам большое спасибо за приглашение. ❗Я всю жизнь работаю над собой, познаю себя. Думаю, это главное в жизни человека. Желаю Вам нести людям полезную информацию, творческих успехов. АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ПИСАТЕЛЕМ
Слайд 7
К.Д.Ушинский вел свой дневник, разработал свои правила жизни на каждый день. Каковы эти правила? 1.Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2.Прямота в словах и поступках. 3.Обдуманность действия. 4.Решительность. 5.Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6.Не проводить времени бессознательно. 7.Издерживать только на необходимое, а не по страсти издерживать. 8.Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9.Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет… ПРАВИЛА К. Д. УШИНСКОГО Дневник Ушинского https://kdushinsky.ru/chitaem-ushinskogo/dnevnik-ushinskogo
Слайд 8
Журналист: – Константин Дмитриевич, расскажите о своей семье. К.Д.Ушинский : – В 1851 году я женился на Надежде Семёновне Дорошенко, с которой познакомился ещё в молодости в Новгороде-Северском. У меня шестеро детей: Павел, Вера, Надежда, Константин, Владимир, Ольга. ДЕТИ К. Д. УШИНСКОГО Павел (1852—1870); Вера (1855—1922), замужем за итальянским подданным Александром Львовичем Пото ; на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище им. К. Д. Ушинского; Надежда (1856—1944) — в селе Богданка, где находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинений своего отца, открыла начальную школу; Константин (1859—1919); Владимир (1861—1918); Ольга (1867—1960), художница. Замужем за камергером М. А. Суковкиным. Семейный альбом потомков сына Константина Ушинского https://kdushinsky.ru/znakomimsya-s-ushinskim/semeyniy-fotoalbom
Слайд 9
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003599570/ https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_2589904/ https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003669139/ https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005362046/ https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003731139/ Труд в его психическом и воспитательном значении К.Д. Ушинского https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003565607/ Воскресные школы : Письмо в провинцию
Слайд 10
ДРУЖЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К. Д. УШИНСКОГО Чтение сказки «Утренние лучи» Жиленко София, 9 класс Сказка «Два плуга» Читает Иванов Владислав, 9 класс Сказка «Четыре желания» Читает Гаврилов Михаил, 9 класс Чтение рассказа «Слепая лошадь» Сергиенко Алина, 6 класс «Правила жизни К. Ушинского» Читает Гаврилов Михаил, 9 класс https://disk.yandex.ru/d/3Gl6iESIL_hwJA https://disk.yandex.ru/d/vsGDOPW0RjLrxQ https://disk.yandex.ru/d/5U2Fuc_uOm1DjA https://disk.yandex.ru/d/uk473IMb-VzD5g https://disk.yandex.ru/d/NehlAkjPIz8UNw
Слайд 11
«Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни» НАШИ ЛЮБИМЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ К.Д.УШИНСКОГО «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ». «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы». «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он». «Внимание — единственная дверь нашей души».
Слайд 12
ЮНЫЙ ПИСАТЕЛЬ Акростихотворение У никальный учитель учителей Ш колу родную И деями развивает. Н аш наставник учит нас С частье находить в труде, К расоте духовной И скромной, Й (и) благородной. Отзыв на рассказ К. Д. Ушинского “Слепая лошадь” Когда я прочитала рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Слепая лошадь», мне захотелось поделиться своими мыслями об этом поучительном произведении. Из большого списка рассказов и сказок великого педагога К.Д.Ушинского я выбрала сначала именно этот рассказ, потому что захотела узнать причину болезни лошади. Главная героиня произведения – лошадь Догони-Ветер – самая быстрая в городе Винета и любимица купца Уседома : “...во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра — так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног”. Возвращаясь из дальней поездки, на купца напали злодеи. Быстрая и преданная лошадь спасла жизнь Уседому : “Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъяренных злодеев”.
Слайд 13
ЮНЫЙ ПИСАТЕЛЬ Отзыв (продолжение) Купец дал слово заботиться и никогда не бросать верного друга: “Торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса”. Но Уседом не сдержал обещания, перестал смотреть за лошадью. “Догони-Ветер начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп”. “Голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, …схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты”. Привели неблагодарного купца, приказали содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. “Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади”. Рассказ заканчивается благополучно. Справедливость восторжествовала. Добро победило! Я стала переживать за коня. Купец был богатый, но очень жадный. Он не хотел кормить больного коня, забыл совсем, как Догони-Ветер его спас. Богач оказался еще и жестоким. Слепого коня выпроводили палкой со двора. Так мне захотелось оказаться в тот момент рядом с Догони-Ветром, отвести его в зоопарк или в приют для животных; обратиться в организацию по защите животных и сообщить о случившемся. Но конь не сдавался.
Слайд 14
ЮНЫЙ ПИСАТЕЛЬ Отзыв (продолжение) Вспоминается, как учитель Николеньки в повести Л.Н.Толстого “Детство” говорил: “Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность". Я согласна с этим. Мы должны помнить добро, помощь. Мы должны всегда быть благодарными, даже не обязательно за что-то. А как учил Лис Маленького принца: “Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Мы несём ответственность за своих животных, растений, родных и близких. Мы должны отвечать за себя, за свои поступки. Все ли помнят это? Все ли хорошо ухаживают за своими животными? Рассказ К.Д.Ушинского “Слепая лошадь” учит быть благодарными, ценить добрые поступки и отвечать добром на добро. Учит не только хорошо относиться к животным, а в целом ко всем. Мне очень понравилось это прекрасное произведение, которое можно и нужно читать в семье и с друзьями.
Слайд 15
ЮНЫЙ ПИСАТЕЛЬ Письмо наставнику Глубокоуважаемый Константин Дмитриевич! Позвольте скромно преклониться перед Вашим титаническим вкладом в русскую педагогику. Ваши труды, словно маяк, освещают путь всем, кто посвятил себя благородному делу воспитания. "Детский мир" и "Родное слово" – не просто учебники, а бесценные сокровищницы мудрости, пробуждающие в юных сердцах любовь к Отечеству и родному языку. Мы видим в Вас не только великого ученого, но и прозорливого мыслителя, сумевшего разглядеть в каждом ребенке личность, достойную уважения и развития. Ваши принципы природосообразности и народности в образовании сегодня звучат как никогда актуально, напоминая о важности гармоничного развития человека в единстве с окружающим миром и культурой. На уроках литературы мы проводим дружеские чтения, на которых читаем Ваши, Константин Дмитриевич, интересные актуальные рассказы, сказки. Они учат уважать людей, быть ответственным, добрым, честным.
Слайд 16
ЮНЫЙ ПИСАТЕЛЬ Письмо наставнику (продолжение) Ваши рассказы – это важные уроки жизни, которые обогащают душу и заставляют задуматься о многих вещах, это не только источник знаний, но и учебник нравственности, который помогает каждому читателю осознать свою роль в обществе и найти свое место в мире. Константин Дмитриевич, Ваша память навсегда останется в сердцах благодарных учеников и педагогов, чьи жизни Вы преобразили. Низкий Вам поклон за Вашу неутолимую любовь к детям и России. С глубоким уважением и любовью обращаются к Вам учителя школы
Слайд 17
Файл «Кроссворд. Нажмите «Объект Документ. Открыть» 1.Горизонталь. Великий русский педагог, автор книг: «Родное слово», «Детский мир». 1.Вертикаль. К.Д. Ушинский – … русских учителей. 2. Имя великого педагога, в переводе означает “постоянство”. 3.К.Д.Ушинский- один из основоположников научной … в России. 3.Рассказ К.Д.Ушинского “Два …”, который учит труду. 4.Рассказ К.Д.Ушинского, который учит уважению старших. 5. Рассказ Константина Ушинского, в котором происходит диалог между папой и сыном. Из него можно узнать разницу между дикими и домашними животными, а также о том, как важно всё делать самостоятельно, чтобы не потерять навык.
Слайд 18
Файл «Кроссворд. Нажмите «Объект Документ. Открыть» 6.Место, куда педагог ездил на учительский съезд. 7.“Родное …” – комплекс педагогических материалов, объединённых общим названием, который написал Константин Дмитриевич Ушинский. 8.Город, в котором находится педагогический университет имени К.Д.Ушинского. 9.В каком городе родился К.Д.Ушинский. 10.К. Д. Ушинский работал в Гатчинском … институте в 1854–1859 годах. Он был учителем словесности и юридических предметов, а затем и инспектором классов в течение пяти лет. 11.“Слепая …” - рассказ К.Д.Ушинского о важности быть благодарным, всегда помнить добро. 12.“Детский … и Хрестоматия” - книга К.Д.Ушинского по педагогике