Первый слайд презентации: Грамматические нормы предложений ЕГЭ русский язык задание 8
Слайд 2: Формулировка задания: Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
За правильное выполнение задания можно получить 2 балла
Слайд 3: Виды грамматических ошибок:
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 3. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 5. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Слайд 4: 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью 9. Ошибка в употреблении имени числительного 10. Ошибка в построении сложного предложения
Слайд 5: 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Производные предлоги Благодаря Согласно В опреки Наперерез Наперекор Навстречу Подобно Сочетаются с существительными, стоящими в Дательном падеже (кому? чему?) Благодаря упорным тренировкам, мы смогли выиграть соревнования.
Слайд 6: Сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), требуют вопросов Предложного падежа (по ком? чем?)
Правильно: По приезд е По окончан и и По завершен и и По прибыт и и По возвращен и и По истечен и и Неправильно: по приезду по окончанию по завершению по прибытию по возвращению по истечению
Слайд 7
1. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. 2.Зимняя сессия студентов проходила согласно расписания. 3. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок. 4. По приезду в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками. 5. Билеты будут продаваться по прибытию поезда.
Слайд 8: 2. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Деепричастие указывает на добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Я потерял перчатки, гуляя в парке. Используя примеры, мной овладели сомнения. (предложение с ошибкой) Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц.
Слайд 9: Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении: Изучая арифметику, мне стало интересно Возможно использование деепричастного оборота в безличном предложении, где сказуемое выражено неопределенной формой глагола, выражающего желательность действия, рекомендацию: Возвращаясь домой, нужно зайти в булочную
Слайд 10: 3. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1.Причастия согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже: На столе у Манилова лежала книга (как ая ?), открыт ая на одной и той же странице. Неверно: В «Василии Тёркине » автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющ им ? верность долгу и отчизне.
Слайд 11
2. Определяемое слово никогда не может располагаться внутри причастного оборота. Определяемое слово всегда располагается до или после причастного оборота. Мы видим играющих детей с машинками. Мы видим / играющих с машинками/ детей. Мы видим детей, / играющих с машинками/.
Слайд 12: 3. Нарушение залога
Задания, \ выполняющиеся учениками\, пригодятся им на экзамене. (-) Задания, \ выполненные учениками \, пригодятся им на экзамене. (+)
Слайд 13: 4. Будущее время
у причастий нет формы будущего времени Смельчаки, \ попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы\, рискуют своей жизнью. (-)
Слайд 14
5.Причастия не образуют условного наклонения ( частица БЫ не может употребляться с причастием). 6.ПО должен находиться рядом со своим определяемым словом. 7.совмещение придаточного предложения и причастного оборота. 8.причастие употребляется в неподходящем времени. 9.Неуместно употребляется возвратный постфикс –СЯ.
Слайд 15: Определите тип ошибки
Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор всего поля. Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным.
Слайд 16: 4. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Правило: Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом именем нарицательным (повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже.
Слайд 17
При выполнении задан ия н еобходимо найти предложение с кавычками и внимательно его прочитать. Верно: Патриотом предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге (какой?) « Письма о добром и прекрасном ». Ошибк а: Патриотом предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге (какой?) « Письмах о добром и прекрасном».
Слайд 18: 5. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
В рамках одного предложения глаголы должны быть одного вида и времени. Дети внимательно слушали текст и пересказывали его содержание. Ошибка : Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись ( прош.вр.) на победу и верят ( наст.вр.) в неё. слушали пересказывали
Слайд 19: 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы Те, ( кто увлекается творчеством Булгакова), знают роман « Мастер и Маргарита» г.арите » Ищем конструкции наподобие: Те, кто …, … Все, кто …, … Тот, кто …, … Кто, как не …, …
Слайд 20
Ошибка: Все ( мн.ч.), ( кто ( ед.ч.) читал ( ед.ч.) пушкинского «Бориса Годунова»), помнит ( ед.ч.) бродягу Варлаама. Все ( мн.ч.), ( кт о ( ед.ч.) читали ( мн.ч.) пушкинского «Бориса Годунова »), помнят ( мн.ч.) бродягу Варлаама.
Слайд 21: 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами
А) Нельзя использовать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи: Катя стройна и очень красивая. Правильно : Катя стройная и очень красивая. Катя стройна и очень красива. Б) Однородными не могут быть разные синтаксические конструкции, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения. Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет. Правильно : Малыш, который гулял в парке и упал, плачет.
Слайд 22
В) Нельзя нарушать структуру составных союзов : НЕ ТОЛЬКО …, НО И … КАК …, ТАК И … ЕСЛИ НЕ…, ТО ХОТЯ И …, НО … НЕ ТАК…, КАК НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬК О Мы побывали не только в Австрии, а также в Германии. Г) Нельзя нарушать местоположен ие двойных союзов: Неправильно: Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии. Правильно: Мы побывали не только в Австрии, но и в Германии.
Слайд 23
Д) Нельз я при однородных сказуемых, требующих разного управления ставить общее дополнение: Раскольников придумал и восхищаетс я своей теорией. Правильно: Раскольников придумал свою теорию и восхищается ею.
Слайд 24
Е) Ошибки при обобщающем слове Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров ( Р.п.) : луки-самострелы ( И.п.), соболя ( И.п.) и украшения ( И.п.). Ж) Ошибки в употреблении предлогов Дети играли на площади, парке и сквере.
Слайд 25: 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Косвенная речь – это прямая речь, переделанная в сложноподчиненное предложение и без кавычек. В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо. Недопустимо использовать в придаточной части предложения с косвенной речью местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ». Ошибка: Дима признался, что я сегодня не готов к уроку. Правильно: Дима признался, что он сегодня не готов к уроку.
Слайд 26
1. Некрасов писал, что я лиру посвятил народу своему. 2. Мы не только ждали Машу, но и Ваню. 3. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе. 4. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но также и журналы. 5. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года.
Слайд 27: 9. Ошибка в употреблении имени числительного
1. Числительные ОБА, ОБЕ С обоими подругами мы зашли в кафе. 2. Собирательные числительные Трое книг лежало на полке. Двое подруг весело о чем-то говорили. Правильно: С обеими подругами мы зашли в кафе. Три книги лежали на полке. Две подруги весело о чем-то говорили.
Слайд 28: 10. Ошибка в построении сложного предлож ения
1. В предложении нельзя употреблять одновременно сочинительные и подчинительные союзы. Как только начался урок, и мы все сразу встали. 2. Нельзя повторять близкие по значению союзы ( что насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли ). Помните, что каж Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. Мы не услышали, что вернулся ли он или нет.
Слайд 29
3. Неправильное употребление указательных слов ( то, что ; то, чтобы ; тем, чтобы ): Отец узнал то, что рейс задержится. Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал. 4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ. Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.
Слайд 30
5. Распространённая ошибка - избыточное употребление частицы бы. Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы, поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече
Слайд 31
6.Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно : Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например : Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.
Слайд 32
7. Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно: Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дорог - автограф или писатель?).
Последний слайд презентации: Грамматические нормы предложений ЕГЭ русский язык задание 8
Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно : Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы. Правильно : Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.