Первый слайд презентации: Homo Dissolvendo »: Мышление & Человек в эпоху Цифры
Юрганов Александр Александрович Кандидат философских наук Доцент кафедры философии и педагогики @ : ssssss1984@mail.ru
Слайд 2: СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
I. «Вызов Современности» II. Свойства мышления, «выдерживающее» вызов III. СМД – методология: контуры Теории & Практики мышления IV. Университет -> Школа: КРУЖКИ & КЛУБЫ
Слайд 4: О ЧЕМ РЕЧЬ?
Какое МЫШЛЕНИЕ нужно нам и нашим детям в XXI в., чтобы " реализовать себя", не«потерять » себя - ответить на «Вызов Современности». « ЦИФРА » - это и Реальность и Метафора НАБРОСОК …
Слайд 6: В каком КОНТЕКСТЕ схватить Мышление ?
/Эпоха - Культура / ЧЕЛОВЕК – МЫШЛЕНИЕ /Экономика - Технология / В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ! - > Щедровицкий П. Установочный доклад к игре. Технологии Мышления. 2014 - https://vk.com/video16057611_456241192 - https://youtu.be/8J1e-uIlMQ4
Слайд 10: 2 Акта Трансформации «Традиционной» Картины мира & Мышления РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ
Акт 1 «НИСПРОВЕРЖЕНИЕ» Акт 2 «ПРЕВРАЩЕНИЕ»
Слайд 12
Акт 1: «НИС-ПРОВЕРЖЕНИЕ» «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили!» - Ф.Ницше
Слайд 20
НАУКА & ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ Теория Относительности Квантовая физика Технологическая сингулярность - ИИ Синергетика
Слайд 22: ТОТАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕН
**« СИНГУЛЯРНОСТЬ » = « СХЛОПЫВАНИЕ » : Кто не выдерживает Усложнения Мира, для того СТИРАЕТСЯ ГРАНИЦА & РАЗЛИЧИЕ между любыми Определенностями КАК = > ситуация: * НЕВНЯТНОСТИ, * ДЕЗОРИЕНТАЦИИ * ДЕЗИНТЕГРАЦИИ ! (Казимир Малевич) = Черная дыра = Сингулярность
Слайд 23
Акт 2: « ПРЕВРАЩЕНИЕ » (20-21 век) **** Вход в « Новый Дивный Мир » «Цифры и модели больше не представляют действительность, а становятся ей самой» - Кристиан Мадсбьерг …ИЗ « ПУСТОТЫ НЕРАЗЛИЧЕННОСТИ » К « МИРУ НАИЗНАНКУ » = « ЗАЗЕРКАЛЬЕ »
Слайд 24: МОДЕРН ПОСТМОДЕРН
« ЗАЗЕРКАЛЬЯ » – это тотальность « СИМУЛЯЦИИ », тотальность « Нового Дивного Мира» : … так, из Мира « Ниспровержения Идолов / Богов », Столпов, Констант, Ценностей, « Заскорузлых Догм », основанием которых теперь должен быть лишь Сам Субъект ( МОДЕРН ), мы попали в Мир « Многообразия несущественных Различий », где словно нет Объекта, в котором даже сам Субъект был объявлен « слишком Тоталитарным » («Объективным») ( ПОСТМОДЕРН ).
Слайд 25
И теперь из Мира « Пустоты Без-Различия » мы приходим к « МИРУ НАИЗНАНКУ», попадаем в « ЗАЗЕРКАЛЬЕ » [ СОВРЕМЕННОСТЬ ], в котором все значения Обращаются, Превращаются (в смысле « превращенного сознания ») переходят в. противоположность, внешне оставаясь теми же самыми и тем самым Ставятся Вместо того, чему ранее Противостояли – меняется первичная АССИМЕТРИЯ : ЦИФРА - > СЛОВО ЗНАК - > ОЗНАЧАЕМОЕ ЧАСТЬ - > ЦЕЛОГО СИМУЛЯЦИЯ - > ПОДЛИННОСТЬ РАБСТВО -> СВОБОДА ВИРТУАЛЬНОЕ - > РЕАЛЬНОЕ и т.д. ПОСТМОДЕРН СОВРЕМЕН.ТЬ
Слайд 27: Конкретность
«Пирамида иерархии» Переворачивается ! « Это попросту Безумие !»- говорим мы! Мы чувствуем себя (мир) Сходящими с Ума ! Но… Мы попадаем в ситуацию « Зазеркалья », в мир « Безумного шляпника » в том смысле, что теперь нам нужно научиться видеть в Одном-и-том-же – Разное, а в Разном – Одно и тоже, т.е. уметь Отличать Подлинник и Копию в ситуации, когда они суть Внешне Нерасторжимы и Неразличимы !
Слайд 28: Трансгрессивность
Теперь мы не можем Занимать ни одну из Абстрактных отвлеченных позиций : мы не можем останавливаться ни на одной! Как = > « скачем по кочкам » - двигаться изнутри + …Только в последнем случае « Путь важнее Результата» (Восток) – потому что результат (чем бы мы ни занимались) всегда будет один и тот же – МЫ. САМИ (новые)! [ Революция должна происходить сначала Внутри! ]
Слайд 29: Целостность
ТЕОРЕТИЧНОСТЬ vs/& ПРАКТИЧНОСТЬ, т.е. способность переходить из теоретической установки в практическую и обратно « ФИЗИКИ » vs/& « ЛИРИКИ »: Дисциплинарное единство, т.е. способность собирать целостный взгляд и картину мира из разных научных дисциплин (см. лектории университетов в 60-70ые) КРИТИЧЕСКОЕ vs/& " ПОНИМАЮЩЕЕ " « ЛИНЕЙНОЕ – Нарративного» vs/& « СИТУАТИВНОЕ - Клипового» «Творческое» ( ДИВЕРГЕНТНОЕ ) vs/& Аналитическое ( КОНВЕРГЕНТНОЕ ) « ОБЪЯСНИТЬ » vs/& « ПОНЯТЬ/ОСМЫСЛИТЬ » - > Кристиан Мадсбьерг Осмысление. Сила гуманитарного мышления в эпоху алгоритмов ИНДИВИДУАЛЬНОЕ vs/& КОЛЛЕКТИНОЕ т.е. способность мыслить и индивидуально и коллективно
Слайд 30: Кардинальность"
Такое мышление способно качественно, кардинально менять перспективу взгляда на ситуацию, сохраняя изначальную Цель.
Слайд 31: Многорежимность
… вместо «многозадачности»! Владение несколькими Режимами, Типами, Технологиями мышления и способность Переключаться в зависимости от ситуации и задачи. Здесь уместно говорить по аналогии с « Владением собственным телом » о «Владении собственным мышлением ».
Слайд 32: Нелинейность
Мышление оперирующее не только и даже не столько линейными (прямыми причинно-следственными связями), но в первую очередь Связями идущими вразрез или оборотными эффектами Прямого воздействия. Эффект Бабочки [ Хотя бы Учет Последствий ]
Слайд 33: Событийность"
В первую очередь эта характеристика касается « практики мышления» и качества ее результата … и ставится ВМЕСТО «Тотальной Фрагментарности », Незавершенности и Ситуативности как (одна из ключевых угроз современности) ЛЗ можно еще по другому назвать « Локальная Завершенность » мышления: Внешние « СО » всегда Разные (угроза Распыления)! Но « БЫТЬ » в них должно Одно и то же. Капли разные и их много Но суть одна и та же!
Слайд 34: Личностность
Спайка Поступка и Мысли: Мышление – это «МыслеДеятельность» *«Образ Мысли (Ценности) – Образ Жизни (Поступки)!» * «Мы можем понять ровно столько, сколько можем Сделать! * Собственно поэтому Научить Мыслить может только «Живой Учитель», «Живая Личность» - носитель Мысли! - а не Машина (гаджет). * Понять здесь – значит Выйти за собственные Границы, Испытать!
Слайд 35: ПОПЫТКИ нащупать контуры «Цельного мышления»
[ Наиболее известные ] ( s выборка) «Спекулятивная» логика (Гегеля) «Герменевтика» (Хайдеггер) «Синергетика» (Пригожин) «Квантовый» подход … и др. Отечественная традиция « ТРИЗ » (Альтшуллер) « СМД » (Щедровицкий)
Слайд 37: Суть СМД подхода
* «Теория С истем»+« М ысле+ Д еятельность» * Деятельностный подход – психика-мышление человека неразрывно связана с его деятельностью и обусловлена ею. * Мыследеятельностный подход – мышление связано, но не редуцируется к Д ; => МД внутренне различенный процесс, который заканчивается Проектированием и деятельностью по Реализации цели. * Системный подход – трансдисциплинарное методологическое рассмотрение Познания и проектированию Предметов как систем.
Слайд 38: Схема уровней МД 1
Общее пространство Мышления и Деятельности **Часто сегодня для этих (сборочных) целей используют ПРОЕКТНЫЙ подход …
Слайд 40: Схема уровней МД 2 как Инструмент ПРОЯСНЕНИЯ конкретных ОБЛАСТЕЙ деятельности
Слайд 44: ОДИ как Практика мышления и Формирования мышления
Конституирование коллективной мыследеятельности в организационно-деятельностной игре (игровой форме) предполагает параллельное разворачивание как минимум 4х «сквозных» процессов : — проблематизации ; — объективации ; — схематизации ; — позиционирования.