П. 8 изучить; П. 7 повторить; с. 87 «Думаем…» ? 2 или 3 (по желанию).
Слайд 3: План урока:
1. Политика новой власти в области образования и науки. 2. Власть и интеллигенция. 3. Отношение новой власти к Русской православной церкви. 4. Повседневная жизнь. 5. Общественные настроения.
Слайд 4
ИЗ ДЕКРЕТА СОВНАРКОМА. 26 ДЕКАБРЯ 1919 г. В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска... 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.
Слайд 6: 1. Политика новой власти в области образования и науки
30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа? Как шло формирование советской интеллигенции?
Слайд 7: 1925 ГОД
ПОЛОВИНА ВСЕХ АБИТУРИЕНТОВ – РАБФАКОВЦЫ НАПРАВЛЕНЫ ПО ПАРТИЙНЫМ И КОМСОМОЛЬСКИМ ПУТЕВКАМ
Слайд 8: КАКИЕ УЧЕНЫЕ РАБОТАЛИ НА БЛАГО СОВЕТСКОЙ РОДИНЫ? (ВНИЗУ АБЗАЦ)
ОТВЕТ: СТР. 79 (ДОМА ВЫПИСАТЬ).
Слайд 9: 2. Власть и интеллигенция
Как встретили Октябрьскую революцию деятели культуры Серебряного века?
Слайд 12: 2. Власть и интеллигенция
Новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА». Владимир Маяковский
Слайд 13: 2. Власть и интеллигенция
апрель 1918 г. - Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Памятник А. Радищеву, Петроград, 1918г., скульптор Л.В. Шервуд
Слайд 14: ВЛАСТЬ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (РАЗДЕЛЕНИЕ ПО 4 ЛАГЕРЯМ ). ЗНАТЬ ФАМИЛИИ
1. ЭМИГРАНТЫ (СТР. 80). 2. КРИТИК НОВОЙ ВЛАСТИ (МАКСИМ ГОРЬКИЙ). 3. ГЛУБОКАЯ ДУХОВНАЯ ОППОЗИЦИЯ (СТР. 80). 4. КТО ПРИНЯЛ РЕВОЛЮЦИЮ (СТР.80-81)
Слайд 16: ЗНАТЬ НОВЫЕ СЛОВА (СТР. 81)
ПЛАКАТ (ПОЧЕМУ ЭТОТ ВИД ИСКУССТВА ПОЯВИЛСЯ?)
Слайд 17: ЗНАТЬ НОВЫЕ СЛОВА (СТР. 81)
«ОКНА САТИРЫ РОСТА» (ЧТО ОНИ ПРОПАГАНДИРОВАЛИ).
В декабре 1917 г. был издан декрет о передаче всех церковных учебных заведений в ведение Комиссариата просвещения, а также декрет о гражданском браке, в котором церковный брак объявлялся частным делом граждан. В январе 1918 г. было принято решение о реквизиции помещений Александро-Невской лавры в Петрограде для нужд Комиссариата государственного призрения. Александро-Невская лавра.
Слайд 19: 3. Отношение новой власти к Русской православной церкви
ИЗ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА. 19 ЯНВАРЯ 1918 г. Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле... всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское... Властию, данной нам от Бога... анафематствуем вас... Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение... Охарактеризуйте отношение Русской православной церкви к советской власти.
Слайд 20: 3. Отношение новой власти к Русской православной церкви
23 января 1918 г. - декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для повсеместного закрытия храмов и монастырей. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». 1918 г. - кампания по вскрытию почитаемых верующими мощей святых. В апреле 1920 г. по специальному распоряжению В. И. Ленина была закрыта Троице-Сергиева лавра.
Слайд 21: ЗНАТЬ ДАТЫ (СТР. 82)
23 ЯНВАРЯ 1918 ГОДА… 7 НОЯБРЯ 1918 ГОДА… 1919 ГОД КТО ОТПРАВИЛ ПОСЛАНИЕ…. 1918 ГОД БОРЬБА С КАКИМИ РЕЛИКВИЯМИ ЦЕРКВИ… АПРЕЛЬ 1920 ГОДА…
Слайд 23: 4. Повседневная жизнь
Охарактеризуйте особенности быта времён Гражданской войны. Мешочники «Буржуйка»
Слайд 25: КОМУ СКОЛЬКО ВЫДАВАЛИ ПРОДУКТОВ (ДЛЯ СРАВНЕНИЯ)
РАБОЧИЙ В МЕСЯЦ 24 ФУНТА МУКИ 2 ФУНТА ЭТО 1 КГ 1-4 ФУНТА КРУПЫ 1-2 ФУНТА СУХАРЕЙ 1-2 ФУНТА САХАРА 3-6 ФУНТОВ МЯСА НЕТРУДОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ДЕНЬ ПОСЛЕ ВСЕХ 50-250 ГР ХЛЕБА
Слайд 28: 4. Повседневная жизнь
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ М. Д. ВРАНГЕЛЬ В 7 часов утра бежала в чайную за кипятком. Напившись ржаного кофе без сахара, конечно, и без молока с кусочком ужасного чёрного хлеба, мчалась на службу, в стужу и непогоду, в разных башмаках, без чулок, ноги обматывала тряпкой... Питалась я в общественной столовой... ела тёмную бурду с нечищеной гнилой картофелью, сухую, как камень, воблу или селёдку, иногда табачного вида чечевицу или прежуткую пшеничную бурду, хлеба 1 фунт в день, ужасного, из опилок, высевок, дуранды и только 15 процентов ржаной муки. Что за сцены потрясающие видела я в этой столовой — до сих пор они стоят у меня перед глазами! Сидя за крашеными чёрными столами, липкими от грязи, все ели эту тошнотворную отраву из оловянной чашки оловянными ложками. С улицы прибегали в лохмотьях синие от холода, ещё более голодные женщины и дети. Они облипали наш стол и, глядя помертвелыми, белыми глазами жадно вам в рот, шептали: «Тётенька, тётенька, оставьте ложечку», и только вы отодвигали тарелку, они, как шакалы, набрасывались на неё, вырывая друг у друга, и вылизывали её дочиста. В 5 часов я возвращалась домой, убирала комнаты, топила печь, зимой через два дня, варила на дымящей печурке, выедавшей глаза, ежедневно на ужин один и тот же картофель (стоил в то время один фунт — 6 штук — 250 руб.), ела с солью, а в дни кутежа с редькой и луком. Какие примеры из воспоминаний современников дополняют или изменяют ваши знания о повседневной жизни и быте людей в годы Гражданской войны?
Слайд 29: 5. Общественные настроения
Как изменялась позиция крестьянства в ходе Гражданской войны? Какие факторы влияли на это? Как складывались у большевиков отношения с рабочим классом? Какие отношения сложились у новой власти с представителями интеллигенции? Митинг, собранный большевиками в деревне. Художник И. А. Владимиров. 1922 г.
Слайд 30
Важнейшим фактором в Гражданской войне являлась позиция народных масс. Поставленные перед жёстким выбором, которого они безуспешно пытались избежать, люди после мучительных колебаний поддержали большевиков.
Слайд 33: Домашнее задание:
П. 8 изучить; П. 7 повторить; с. 87 «Думаем…» ? 2 или 3 (по желанию).