Первый слайд презентации: Играть или не играть?
Стеблинова Ирина Николаевна, Методист МБУ ДПО ИМЦ Симферополь, 08 февраля 2025г.
Слайд 2: Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский
Слайд 3: Сущность дидактических игр
ДИДАКТИЧЕСКИЙ, - ая, - ое. 1. см. дидактика. 2. Наставительный, поучительный ( книжн.). Д. тон. Дидактическая повесть. Ожегов С.И. «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Я.А.Коменский
Слайд 4: В чем особенность ?
« В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Л.С Выготский Дидактические игры способствует развитию у детей психических процессов. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе.
Слайд 5: Виды дидактических игр
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки
Слайд 6: Важно!
Дидактическая игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Слайд 7: Функции дидактической игры
формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения; формирования психических новообразований; формирования собственно учебной деятельности; формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы; формирования навыков самоконтроля и самооценки; формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Слайд 8: Условия проведения игры
Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
Слайд 9: влияет на результат!
Необходимо сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры. Необходимо определиться с количеством играющих. Требуется четко спланировать временной параметр игры. Ознакомить детей с правилами игры. Важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры.
Слайд 10: Игра в структуре урока
Этап актуализации Этап мотивации Этап целеполагание Этап изучения нового материала Этап закрепления Этап обобщения Этап рефлексии