Слайд 2: Основные понятия
Игра – развлечение. Игра – ведущий вид деятельности. Игра – академия детской жизни. Игра – своеобразный способ отражения детьми окружающего мира. Игра – форма организации детской жизнедеятельности. Игра – социально-педагогический феномен культуры.
Слайд 3: Основные понятия
Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции (мотивом игры является «быть как взрослый») и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми (взрослый – ребенок, взрослый – взрослый, ребенок-ребенок, ребенок - взрослый) в игровой и воображаемой ситуации.
Слайд 4: Основные понятия
Игровая технология – определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.
Слайд 5: Образовательная область «Социализация»
определяет следующие цели и задачи, связанные с игрой: освоение первоначальных представлений социального характера; включение детей в систему социальных отношений; развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослым и сверстниками. ФГТ
Слайд 6: Целевые ориентиры
ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; …Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; ФГОС
Слайд 7: Целевые ориентиры
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; … может ф антазировать вслух, играть звуками и словами. ФГОС
Слайд 8: Значение игры в жизни дошкольников
Созданы и действуют международные организации – Международный совет по игре ребенка ( ICCP ), Международная ассоциация защиты права ребенка на игру ( IPA). Психолого-педагогическое значение (арифметика социальных отношений, школа морали не на словах, а на деле).
Слайд 9: Функции игры в образовательном процессе
воспитательная; развивающая; обучающая; организаторская; коррекционная; реабилититационное саморазвитие.
Слайд 10: Место игры в образовательном процессе
Игра – форма организации жизни и деятельности детей. Игра – средство воспитания, коррекции и развития личности. Игра – средство реабилитации личности дошкольника. Игра – метод или прием обучения. Игра – способ изменения положения ребенка в обществе сверстников.
Слайд 13: Классификация игр дошкольников
Творческие сюжетно-ролевые; режиссерские; строительные; театрализованные (разные виды театра и игры-драматизации). С правилами дидактические; подвижные; подвижные дидактические; интеллектуальные (шашки, шахматы, головоломки, лабиринты); компьютерные игры; народные игры; игры-забавы.
Слайд 14: Основные черты сюжетно-ролевой игры
собственная деятельность дошкольника; отражательность; социальность; автономность (свобода, импровизация); самостоятельность; самобытность; творчество; экспериментальность (исследовательская направленность); высокая эмоциональная насыщенность; связь с другими видами деятельности.
Слайд 15: Специфика структуры сюжетно-ролевой игры
сюжет – цепь взаимосвязанных событий, раскрывающих общую сюжетную канву; роль – избирательная позиция ребенка; содержание – воспроизведение впечатлений, представлений; игровые действия – операционные, ролевые (отобразительные);
Слайд 16: Специфика структуры сюжетно-ролевой игры
реальные (Коля + Света) и игровые отношения (больной + врач); игровые правила – регуляторы развития сюжета и взаимоотношений; результат – итог игры (радость, получение удовольствия, успех); мотив – причина, обуславливающая игру.
Слайд 17: Уровни формирования взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре (по А.П. Усовой)
Слайд 18: Технология организации игр с правилами
Игра как форма (как часть организованной деятельности). Игра как форма жизнедеятельности детей (на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня). Позиция воспитателя: - если игра новая для детей – организатор (знакомит с правилами и содержанием игры, пробный ход, овладение детьми игрой, подведение результатов);
Слайд 19: Технология организации игр с правилами
Позиция воспитателя: если дети играют повторно – участник (хвалит детей, актуализирует знания детей о правилах, подводит итоги); если дети хорошо освоили игру – наблюдатель, арбитр (диагностирует уровень поведения детей в игре: инициативность, самостоятельность, самоорганизация, субъектность).
Слайд 20: Технология организации творческих игр
Основные принципы организации игровой деятельности: отсутствие авторитаризма; развития игровой динамики; педагогической поддержки; взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; переход от простейших игр к сложным.
Слайд 21: Технология организации творческих игр
Основные направления педагогической поддержки: изучение успешности и трудностей детей в игре (диагностический этап); собственно развивающий этап (обогащение игрового опыта содержанием и эффективными правилами взаимодействия со сверстниками);
Слайд 22: Технология организации творческих игр
создание условий для задействования культурно-игровой среды ( образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и дети, умеющие играть; игровой предметный материал).
Слайд 23: Технология организации творческих игр
Особенности культурно-игрового пространства: три типа игровых материалов, которые обладают двумя параметрами степенью условности и сюжетообразующей функцией: Предметы оперирования. Игрушки-персонажи (или ролевые атрибуты). Маркеры игрового пространства (макеты-модели, макеты-карты).
Слайд 24: Технология организации творческих игр
тематические игровые комплекты; малые архитектурные постройки на участке; стационарные палатки, зонты, шатры; предметы-заменители (волшебные сундучки); предметы реального быта (телефон, шляпы и т.д.); сюжетно-тематические кубики.
Слайд 25: Технология организации творческих игр
Этапы развития игровой деятельности (по Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой): - начальный этап, основанный на условных предметных действиях (2-3 года); - этап ролевого поведения, основанный на обозначении и реализации условной ролевой позиции (3-5 лет); - этап сюжетосложения, основанный на воображаемых ситуациях, выстраиваемых как целостное событие.
Слайд 26: Технология организации творческих игр
Особенности педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста в игре: педагог-организатор, который использует взаимодействие с детьми через основную и дополнительную роли ; приемы: показ игровых действий, наделение предметов признаками характера, организация игр по сюжету воспитателя, сюрпризное появление игрушек, разыгрывание воображаемых ситуаций с конкретными игрушками, внесение образных игрушек.
Слайд 27: Технология организации творческих игр
Особенности педагогической поддержки детей среднего дошкольного возраста в игре: - педагог-партнер; прием параллельной игры, взятие на себя второстепенной роли, использование ролевых диалогов, реплик, участие воспитателя в сговоре детей на игру («Во что будете играть?», «Кто кем будет?», «Что возьмете для игры?»); игры-импровизации с игрушками и предметами; игры-фантазирование; совет, напоминания, побуждение к сопереживанию, обогащение выразительности игрового образа, внесение игровой атрибутики, привлечение детей к оборудованию игрового уголка.
Слайд 28: Технология организации творческих игр
Особенности педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в игре: педагог-наблюдатель, арбитр, диспетчер; приемы расшатывания сюжета (введение неспецифических действий, реальных персонажей); совместное обсуждение с детьми тематики игр; участие воспитателя в сговоре детей на игру («Где бу дете играть?», «Как будете играть?»);
Слайд 29: Технология организации творческих игр
Особенности педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в игре: приемы обогащения игр (рассказ воспитателя о том, как играли дети другого детского сада, эпизодическое участие воспитателя в совместных играх с детьми, организация оценочных действий участников, постановка детей в позицию взрослого (организаторы игры), обучение сложению сюжетов, использование игровых обучающих ситуаций (ИОС).
Последний слайд презентации: Игровая деятельность детей дошкольного возраста: Классификация игр социоигровой направленности ( Е.Е. Шулешко, Е.П Ершовой, В.М. Букатова )
Игры для рабочего настроя. Игры-разминки (разрядки). Игры социоигрового приобщения к делу. Игры творческого самоутверждения. Игры вольные.