Первый слайд презентации: Игровой подход в институциональном анализе»(институты)
Институциональная экономика Занятие 2
Слайд 2: Разминка»:
Уметь объяснять: совершенная рациональность, ограниченная рациональность, методологический индивидуализм, экзогенность и стабильность предпочтений агентов, концепция невидимой руки рынка, оппортунизм, несовершенная информация, агент, актор, традиционный («старый») институционализм, эффект Веблена. Критика институционалистами базовых предпосылок неоклассической экономической теории. Почему в Швеции нет штор?
Слайд 3: Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и понятие «института». выясните основные отличия между институтом и организацией. Функции институтов. 2. Неформальные и формальные правила. Санкции за несоблюдение правил. Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами. Надо: проиллюстрировать примерами суть формальных и неформальных правил, изучить классификацию санкций за несоблюдение неформальных правил (вина, стыд, информационная санкция и т.д.). Далее следует остановиться на таком вопросе, как роль механизмов принуждения к соблюдению правил. Изучите элементы системы общественного контроля в учебнике Одинцовой М.И.
Слайд 4: Вопросы для обсуждения:
3. Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами. Надо: пирамида формальных правил, соотношение формальных и неформальных, одинаковы формальные правила – разные результаты - почему? Читать https://books.econ.msu.ru/Institutional-economics/chap02/2.7/#AG Учебник Институциональная экономика МГУ (Аузан и др.) «Социальные нормы и внешнее принуждение» – составить конспект. Грейф «Институты и путь к современной экономике»: знать суть, посмотреть критику. - Как государство может влиять на изменение неформальных правил (есть у Одинцовой 1.4.2. Государство и неформальные институты). Можно проанализировать: - Роль кинематографа в формировании (поддерживании) неформальных правил (анализ фильма «Человек с бульвара капуцинов» - фильм посмотреть, сделать нарезку сюжетов как ковбои реагируют на замечание до и после показа фильмов мистера Фёста ). «Советский кинематограф - это мистер Фёст, российский кинематограф - это мистер Секонд» – согласны ли вы с таким комментарием?
Слайд 5: Вопросы для обсуждения:
4. Основные понятия теории игр, которые применяет институциональная экономика (уметь объяснять). Уметь анализировать ситуации: «дилемма заключенных», координации, неравенства. Знать функции институтов в каждой из ситуаций. !!! Игра «Два пулемётчика» – разобрать по учебнику Одинцовой М.И.!!! (все три случая) Какая из базовых моделей теории игр наилучшим образом иллюстрирует идею «фокальной точки»? Подумать и привести примеры из жизни: «дилемма заключенных», «координации».
Слайд 6: Проблема кооперации
-Найти равновесие по Нэшу, Парето Работник 2 Кооперативное поведение Некооперативное поведение Работник 1 Кооперативное поведение 7; 7 0; 9 Некооперативное поведение 9; 0 1; 1