Первый слайд презентации
имли Интернет-сайт «Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв.: судьбы национального идеала». Книжная серия. 9 ВЫПУСКОВ URL: https://litusadba.imli.ru/bookseries
Слайд 2
О.А. Богданова. Герменевтика литературной усадьбы. М., 2024. https://ed-imli.ru/index.php/ru/3945-germenevtika-literaturnoj-usadby-teoriya-istoriya-sovremennost «..Насущной задачей становится не широта анализируемого материала, а целенаправленность в выработке… системы категорий литературоведческого анализа». ТЕРМИНЫ РИТОРИКИ (топос, пафос, прецедентный текст и др.), ГУМАНИТАРНОЙ ГЕОГРАФИИ (литературное место, литературный ландшафт, литературно-географическое пространство и др.), ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ (палитра, портрет, кисть, абрис, пластичность, полихромия и др.), ФИЛОСОФИИ (габитус, гетеротопия, холизм и др.), СОЦИОЛОГИИ (детерминизм, гендер, маргинальность, лиминальность и др.) МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СИСТЕМА категорий и терминов для всестороннего исследования образа усадьбы в русской и мировой литературе и культуре.
Слайд 3
УСАДЕБНЫЙ ТОПОС «в главных чертах репрезентирует исторические напластования эмпирического опыта усадебной жизни в России на протяжении нескольких столетий». Иными словами, все, что входит в понятие «усадьба» начиная с XVIII в. – элементы, из которых состоит усадьба, образ\стиль жизни, набор мотивов, образов, сюжетов и т.д. УСАДЕБНЫЙ МИФ - умозрительное и во многом идеализированное представление о помещичьей усадьбе, возводя ее топографию и быт ее обитателей к библейскому архетипу — Эдему — или к вневременным античным мифам о Золотом веке и блаженной Аркадии.
Слайд 4
КАК ВОЙТИ В УСАДЬБУ? ИЛИ КАК ИССЛЕДОВАТЬ УСАДЬБУ В ЛИТЕРАТУРЕ СТРУКТУРА - ДОМ - ПОСТРОЙКИ САД \ ПАРК ГРАНИЦЫ – окно, дверь, забор, изгородь ПРИРОДА ДЕРЕВНЯ
Слайд 5
ДОМ = МАТЕРИАЛЬНОЕ + СИМВОЛИЧЕСКОЕ АРХИТЕКТУРА, ИНТЕРЬЕР, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, БЫТ, УКЛАД, «ЦЕПЬ ВРЕМЕН», РОД «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» (?) ПАМЯТЬ МЕСТА КУЛЬТУРА НРАВЫ Пушкин, Гоголь, Тургенев, Панаева, Гончаров ДЕТАЛИ, ВАЖНЕЙШИЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ
Слайд 6
САД \ ПАРК+ ПОСТРОЙКИ ОПИСАНИЕ И СЕМАНТИКА ПАРКА \ САДА - регулярный – не регулярный заглохший – ухоженный в стиле английском, французском, ….. растения + птицы +насекомые + животные (собаки, соловей, чайка, ветка сирени) – угадай автора НРАВЫ И УКЛАД КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Слайд 7
ДОМ ГРАНИЦА (ОКНО, ДВЕРЬ…) ДВОР, ПАРК \ САД ГРАНИЦА (ЗАБОР, ВОРОТА, ИЗГОРОДЬ) ПРИРОДА – ДЕРЕВНЯ БОЛЬШОЙ МИР
Слайд 8
ДОМ ГРАНИЦА (ОКНО, ДВЕРЬ…) ДВОР, ПАРК \ САД ГРАНИЦА (ЗАБОР, ВОРОТА, ИЗГОРОДЬ) ПРИРОДА - ДЕРЕВНЯ
Слайд 9
УСАДЬБА = ПРОСТРАНСТВО + ВРЕМЯ ВРЕМЯ Бытовое Жизни Рода \ Поколений Историческое Вечность человека МОТИВЫ СЮЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ и др. МОТИВ ПУТИ
Слайд 10
УСАДЬБА Система оппозиций (нередко) временных (прошлое – настоящее, отцы – дети…) пространственных (дом – сад, усадьба – большой мир, дом – деревня) - ПРИРОДА – КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫЕ ( господа – народ…) КУЛЬТУРА И ПАМЯТЬ – БЕСПАМЯТСТВО ПОДЛИННОЕ – НЕПОДЛИННОЕ КОСМОС – ХАОС ….…..
Слайд 11
УСАДЬБА НА ЧТО ЕЩЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ? «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО» (Тургенев) ИДИЛЛИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП (Гончаров) ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП (Бунин) АЛЛЮЗИИ И РЕМИНИСЦЕНЦИИ (Пастернак)
Слайд 12
https://litusadba.imli.ru/russkaya-usadba-i-dacha-v-kartinah-hudozhnikov Жуковский С.Ю. (1873-1944)
Слайд 18
А.П. ЧЕХОВ ДОМ С МЕЗОНИНОМ 1896 Это было 6 -- 7 лет тому назад, когда я жил в одном из уездов Т-ой губернии, в имении помещика Белокурова, молодого человека, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и всё жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия. Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадной зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал, да еще стола, на котором я раскладывал пасьянс. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окоп вдруг освещались молнией.
Слайд 19
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость ; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.
Слайд 20
А у белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у старинных крепких ворот со львами, стояли две девушки. Одна из них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же, совсем еще молоденькая -- ей было 17 -- 18 лет, не больше -- тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами, с удивлением посмотрела на меня, когда я проходил мимо, сказала что-то по-английски и сконфузилась, и мне показалось, что и эти два милых лица мне давно уже знакомы. И я вернулся домой с таким чувством, как будто видел хороший сон. Хронотоп границы (М.М. Бахтин) – герои пересекают в сюжетно значимые моменты
Слайд 21
Мы играли в крокет и lawn-tennis, гуляли по саду, пили чай, потом долго ужинали. После громадной пустой залы с колоннами мне было как-то по себе в этом небольшом уютном доме, в котором не было на стенах олеографий и прислуге говорили вы, и всё мне казалось молодым и чистым, благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и всё дышало порядочностью. Новое vs Старое барство Молодое поколение За ужином Лида опять говорила с Белокуровым о земстве, о Балагине, о школьных библиотеках.
Слайд 22
Я стал бывать у Волчаниновых. Обыкновенно я сидел на нижней ступени террасы; меня томило недовольство собой, было жаль своей жизни, которая протекала так быстро и неинтересно, и я все думал о том, как хорошо было бы вырвать из своей груди сердце, которое стало у меня таким тяжелым. А в это время на террасе говорили, слышался шорох платьев, перелистывали книгу. Уклад + Психологизм А ее сестра, Мисюсь, не имела никаких забот и проводила свою жизнь в полной праздности, как я. Вставши утром, она тотчас же бралась за книгу и читала, сидя на террасе в глубоком кресле, так что ножки ее едва касались земли, или пряталась с книгой в липовой аллее, или шла за ворота в поле. В мир Ассоциативные сцепления – предвестие развития событий
Слайд 23
В одно из воскресений, в конце июля, я пришел к Волчаниновым утром, часов в девять. Я ходил по парку, держась подальше от дома, и отыскивал белые грибы, которых в то лето было очень много, и ставил около них метки, чтобы потом подобрать их вместе с Женей. Дул теплый ветер. Я видел, как Женя и ее мать, обе в светлых праздничных платьях, прошли из церкви домой, и Женя придерживала от ветра шляпу. Потом я слышал, как на террасе пили чай. Для меня, человека беззаботного, ищущего оправдания для своей постоянной праздности, эти летние праздничные утра в наших усадьбах всегда были необыкновенно привлекательны. ДВОРЯНСКАЯ КУЛЬТУРА, УКЛАД
Слайд 24
Когда зеленый сад, еще влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, когда около дома пахнет резедой и олеандром, молодежь только что вернулась из церкви и пьет чай в саду, и когда все так мило одеты и веселы, и когда знаешь, что все эти здоровые, сытые, красивые люди весь длинный день ничего не будут делать, то хочется, чтобы вся жизнь была такою. И теперь я думал то же самое и ходил по саду, готовый ходить так без дела и без цели весь день, все лето. ЭДЕМ – УСАДЬБА (церковь не случайна) Какова интонация? Чья точка зрения? А что думает автор?
Слайд 25
- МОТИВ МОЛОДОСТИ = ЗЕЛЕНОЕ, СВЕЖЕЕ, ЮНОЕ, ПОЛНОЕ СИЛ ТОРЖЕСТВО ЖИЗНИ - РОЛЬ ДЕТАЛИ («чеховская» деталь) ЦВЕТОПИСЬ И ЗВУКОПИСЬ http://chehov-lit.ru/chehov/bio/illyustracii-k-proizvedeniyam/dom-s-mezoninom.htm Илл. Д. Дубинского. (усиление элегической и романтической интонации)
Слайд 26
- Торопясь и громко разговаривая, она приняла двух-трех больных, потом с деловым, озабоченным видом ходила по комнатам, отворяя то один шкап, то другой, уходила в мезонин; ее долго искали и звали обедать, и пришла она, когда мы уже съели суп. Все эти мелкие подробности я почему-то помню и люблю, и весь этот день живо помню, хотя не произошло ничего особенного. После обеда Женя читала, лежа в глубоком кресле, а я сидел на нижней ступени террасы. Мы молчали. Чеховский ритм и роль повтора – ср. с предыдущим эпизодом. Не произошло ничего особенного с точки зрения обычной. Но – в чеховском континууме, сюжете – произошло очень многое:
Слайд 27
Сюжет лирический и эпический (идеологический – И.Сухих ) переплелись Чувство между Мисюсь и художником. Противоречия между Лидой и им же. «Выработка мысли» + рефлексия художника. Динамика – статика Бессодержательная - осмысленная
Слайд 28
Пришел Белокуров в поддевке и в вышитой сорочке. Мы играли в крокет и lawn-tennis, потом, когда потемнело, долго ужинали, и Лида опять говорила о школах и о Балагине, который забрал в свои руки весь уезд. Уходя в этот вечер от Волчаниновых, я уносил впечатление длинного-длинного, праздного дня, с грустным сознанием, что всё кончается на этом свете, как бы ни было длинно. Нас до ворот провожала Женя, и оттого, быть может, что она провела со мной весь день от утра до вечера, я почувствовал, что без нее мне как будто скучно и что вся эта милая семья близка мне… Чеховский повтор – эпизода, действия. Ритм. Но и – цикличность жизни в усадьбе. Лиризм – в описаниях (ср. начало рассказа) + течение времени в усадьбе
Слайд 29
На дворе было тихо; деревня по ту сторону пруда уже спала, не было видно ни одного огонька, и только на пруде едва светились бледные отражения звезд. У ворот со львами стояла Женя неподвижно, поджидая меня, чтобы проводить. -- В деревне все спят, -- сказал я ей, стараясь разглядеть в темноте ее лицо, и увидел устремленные на меня темные, печальные глаза. -- И кабатчик и конокрады покойно спят, а мы, порядочные люди, раздражаем друг друга и спорим. Прием противопоставления
Слайд 30
Б ыла грустная августовская ночь, -- грустная, потому, что уже пахло осенью; покрытая багровым облаком, восходила луна и еле-еле освещала дорогу и по сторонам ее темные озимые. Ср. с ранним июльским свежим утром 9 часов vs предвестие печального финала истории. Когда не стало видно ворот, Женя остановилась и торопливо пожала мне руку…. Она побежала к воротам. -- Прощайте! -- крикнула она. Граница так и не смогла быть ею перейдена. Героиня остается в плену усадебного семейного мира, а герой – вовне. Герои разделены границей
Слайд 31
Я постоял немного в раздумье и тихо поплелся назад, чтобы еще взглянуть на дом, в котором она жила, милый, наивный, старый дом, который, казалось, окнами своего мезонина глядел на меня, как глазами, и понимал всё. Я прошел мимо террасы, сел на скамье около площадки для lawn-tennis, в темноте под старым вязом, и отсюда смотрел на дом. В окнах мезонина, в котором жила Мисюсь, блеснул яркий свет, потом покойный зеленый -- это лампу накрыли абажуром. Задвигались тени... Прошло около часа. Зеленый огонь погас, и не стало видно теней. Луна у же стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета. Становилось очень холодно. Я вышел из сада, подобрал на дороге свое пальто и не спеша побрел домой. Когда на другой день после обеда я пришел к Волчаниновым, стеклянная дверь в сад была открыта настежь. Я посидел на террасе, поджидая, что вот-вот за цветником на площадке или на одной из аллей покажется Женя или донесется ее голос из комнат; потом я прошел в гостиную, в столовую. Не было ни души. Из столовой я прошел длинным коридором в переднюю, потом назад. Тут в коридоре было несколько дверей, и за одной из них раздавался голос Лиды.
Слайд 32
Я постоял немного в раздумье и тихо поплелся назад, чтобы еще взглянуть на дом, в котором она жила, милый, наивный, старый дом, который, казалось, окнами своего мезонина глядел на меня, как глазами, и понимал всё. Я прошел мимо террасы, сел на скамье около площадки для lawn-tennis, в темноте под старым вязом, и отсюда смотрел на дом. В окнах мезонина, в котором жила Мисюсь, блеснул яркий свет, потом покойный зеленый -- это лампу накрыли абажуром. Задвигались тени... Прошло около часа. Зеленый огонь погас, и не стало видно теней. Луна у же стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета. Становилось очень холодно. Я вышел из сада, подобрал на дороге свое пальто и не спеша побрел домой. Когда на другой день после обеда я пришел к Волчаниновым, стеклянная дверь в сад была открыта настежь. Я посидел на террасе, поджидая, что вот-вот за цветником на площадке или на одной из аллей покажется Женя или донесется ее голос из комнат; потом я прошел в гостиную, в столовую. Не было ни души. Из столовой я прошел длинным коридором в переднюю, потом назад. Тут в коридоре было несколько дверей, и за одной из них раздавался голос Лиды.
Слайд 33
И я ушел из усадьбы тою же дорогой, какой пришел сюда в первый раз, только в обратном порядке: сначала со двора в сад, мимо дома, потом по липовой аллее... Я уже начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка, когда пишу или читаю, вдруг ни с того ни с сего припомнится мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный, возвращался домой и потирал руки от холода. А еще реже, в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся... Мисюсь, где ты?
Слайд 34
УСАДЬБА= «точка сборки» СТИЛЬ ТЕКСТ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРИНЦИПЫ АВТОРА СИСТЕМА - лиризм - существенная роль ритмической организации текста - точки встречи сюжетных линий - система противопоставлений (молодое-старое, статичное-динамичное, мечтательность-прагматичность, деревня-усадьба, природа-культура) усложненное взаимодействие точек зрения = обогащение повествования символика в обыденном уклад жизни дворянской усадьбы конца XIX в.: культура+социальное «дворянское гнездо»: история и перспективы время – бытовое и историческое
Слайд 35
-сквозь быт – к бытию философские обертона рассказа память культуры …… Музей-заповедник «Мелихово»
Последний слайд презентации: имли Интернет-сайт «Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв.: судьбы
ВОЗМОЖНАЯ ТЕМАТИКА НИР УЧАЩИХСЯ Поэтика образа усадьбы в прозе А.П. Чехова 1890-х гг. Типы усадеб в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Роль аллюзий и реминисценций в создании образа усадьбы в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Кто поет в саду? Семантика орнитологических образов в прозе А.П. Чехова Дворянское гнездо или дом в провинции? На материале произведений А.П. Чехова