Первый слайд презентации: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Инструкция по изготовлению Часть 2
Слайд 2: С чего начать?
Исследование Начиная исследование, задумайся над тем, что тебе действительно интересно. Возможно, это литература, биология, история, политология, искусство, компьютерные игры или реклама в метро? Или, например, французское кино? Область может быть любой, главное — найти вопрос, на который тебе хотелось бы ответить. Он и станет отправной точкой нового исследования. Проект И здесь нужно задать вопрос. «Как сделать мир удобнее? Что бы я мог исправить?» — с таких мыслей начинается проект. Как только появится идея, приступай к расспросам родных, друзей, преподавателей — узнай, как бы они отнеслись к воплощению твоей задумки. Это не только поможет определиться с целевой аудиторией, но и наверняка подарит вдохновение.
Слайд 3: Некоторые особенности
Исследование Занимаясь исследованием, ты узнаешь, как самостоятельно пользоваться научными методами, собирать данные и делать выводы. Помни, набор из фрагментов статей и книг — не исследование. Опирайся на авторитетные источники, но не заменяй свои выводы чужими. Смело обращайся к преподавателям с просьбой о консультировании — нередко совет профессионала очень выручает! Проект При работе над проектом необходимы творческий подход и умение держать ситуацию под контролем. Ты сам решаешь, что и когда сделать, чтобы проект оказался успешным. Кроме того, придется быстро реагировать на любые «сюрпризы» в процессе работы. Продукт, который получится у тебя в итоге, должен приносить кому-то пользу — это один из главных принципов любого проекта.
Слайд 4: Что в итоге?
Исследование Итог исследования — это ответ на ключевой вопрос. Тот самый, с которого все начиналось. Воз- можно, в процессе работы его придется переформулировать или уточнить, но смысл останется прежним. Главное всегда следить, на какой вопрос ты отвечаешь, и не позволять новым идеям уводить тебя в сторону. Проект Результат проекта — это продукт. Продуктом может быть сайт, приложение, фильм, серия иллюстраций, сборник задач, фотовыставка, книга, курс лекций, мероприятие — практически все, что угодно! Главное правильно рассчитать свои силы и успеть превратить мечту в реальность до защиты.
Слайд 5: Что легче: исследование или проект ?
Нет более простого и более сложного варианта! Не случайно эта работа называется индивидуальной: уровень ее сложности зависит от склонностей каждого в отдельности. Именно поэтому не надо выбирать тип ИП за кем-то из друзей или только по совету тех, кто ее уже выполнил. Следуй собственным интересам!
Слайд 6: Проект
Проект – это самостоятельная работа обучающегося, основная цель которой — решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Важно, что проект имеет: четко поставленные задачи; ожидается, что проект будет решать какую-либо проблему ; критерии достижения результата; ограниченные сроки выполнения; проект должен осуществляться в системе «заказчик-исполнитель», где заказчиком на продукт выступает конкретный человек или группа людей (ученики, преподаватели, кураторы, сотрудники школы, друзья, родственники и т.д.). Под заказчиком подразумеваются в том числе и представители целевой аудитории, готовые подтвердить заинтересованность в будущем продукте и оценить его после выполнения; масштаб и трудоёмкость проектной работы является важным критерием; разнообразие продуктов рамочно не ограничивается.
Слайд 7
1. Заказчик или целевая аудитория Кто это ? Под заказчиком и целевой аудиторией подразумевается конкретный человек или группа людей, которые напрямую заинтересованы в вашей работе. Предполагается, что проект решает определённую проблему заказчика или аудитории. Зачем это нужно ? Чтобы проект был не впустую. Это подтверждает актуальность проблемы, на решение которой направлен проект. Как найти заинтересованных в моём проекте ? Ситуация 1: Заказчик может сам обратиться к проектировщику для решения той или иной проблемы. Ситуация 2: Проектировщик сам ищет потенциальную целевую аудиторию/заказчика, т.е. людей, которые могут заинтересоваться его проектной работой. Как доказать, что ваш проект создавался для кого-то ? Если проект создаётся для целевой аудитории, участники фокус-группы подтверждают актуальность проблемы, которую будет решать данный проект, либо оставляют отзывы после реализации проекта. Если проект создаётся для заказчика, подтверждает актуальность он.
Слайд 8
2. Какую проблему решает проект ? Сформулируйте конкретную проблему проекта. Кратко обоснуйте актуальность проблемы проекта, ответив на следующие вопросы: - Кого затрагивает эта проблема? - В чем возможные причины данной проблемы? - Каковы могут быть следствия данной проблемы? - Почему проблему необходимо решать ? Необходимо ясно обозначить преимущества предлагаемого в проекте решения по сравнению с аналогами или доказать отсутствие каких-либо аналогов.
Слайд 9
Важно: продукт проекта должен решать заявленную проблему. Действительно ли проблема разрешима вашим продуктом? Если я наполняю содержанием чат-бот, чтобы люди это читали, то чат-бот должен запуститься. Если я создаю законопроект с целью каких-то изменений, то законопроект должен быть принят, а изменения в реальной жизни - заметны и измеряемы. Если работаю над бизнес-планом, этот бизнес-план должен заработать, т.е. быть реализован в бизнесе. Если я создал сайт, то его должны посещать люди. Потому что в противном случае проблема не решается.
Слайд 10
3. Образ продукта Определите наиболее важные характеристики продукта, которые позволят решить проблему. Обоснуйте своё решение. Подумайте над следующими критериями или придумайте свои: Функциональность (Каково назначение продукта? Чему продукт должен способствовать, что должен делать? Как его можно использовать / поддерживать?) Эстетический аспект (Для материального продукта — стиль, вид, цвет, форма, размер, текстура, рисунок и т.д., для мероприятия – любые эстетические характеристики, если это применимо) Экологический аспект (Где и как продукт будет использоваться и как может повлиять / не повлиять на окружающую среду?) Безопасность (Как должна быть учтена безопасность?) Эргономика (Какие анатомические / физиологические особенности должны быть учтены?) Стоимость (Предел стоимости, из чего складывается стоимость?) Любые другие характеристики, которые вы сочтёте нужными
Слайд 11
4. Ресурсы Перечислите ресурсы, необходимые для реализации проекта. Ресурсы – это все материальные и нематериальные объекты, которыми вы будете пользоваться при создания продукта. Например: — человеческие ресурсы (временные и прочие затраты людей, участвующих в создании вашего продукта); — материальные ресурсы (конкретные предметы, необходимые для создания продукта), — финансовые ресурсы; — ваше личное время; — интернет-ресурсы и т.д. В этом пункте будет удобно сначала классифицировать ресурсы, которые вы будете использовать, а затем перечислить необходимые ресурсы в рамках каждого класса.
Слайд 12
5. Чему мне придётся научиться в процессе выполнения проекта? Перед началом выполнения проекта кратко опишите знания и навыки, которые надо будет приобрести в процессе работы, необходимые для решения проблемы проекта.
Слайд 13
6. Поэтапное планирование или «Дорожная карта проекта» Составьте список задач. Задачи – это «шаги», которые поэтапно будут продвигать вас к созданию продукта. Соотнесите задачи со временем и ресурсами (это и есть планирование). Дорожная карта должна быть подробной, чтобы можно было бы увидеть весь спектр задач, р ешавшихся в проекте, и промежуточных результатов. Варианты оформления планирования (таблица, блок-схема, диаграмма Ганта ) вы можете использовать для своего удобства и при создании отчётных материалов проекта. Некоторые примеры : Вариант 1: таблица Задача Сроки Ресурсы 1. 2. 3.
Слайд 14
Вариант 2. Диаграмма Ганта 7. Возможные риски и способы их предотвращения/сглаживания Подумайте, какие проблемы могут препятствовать реализации вашего проекта, как их избежать, и что можно сделать, чтобы их предотвратить.
Слайд 15: Исследование
Индивидуальное исследование – это возможность для любого ученика узнать что-то новое в процессе исследовательской деятельности. Не написать реферат, обратившись к знаниям авторов статей в Википедии. И не просто открыть для себя то, что давно известно специалистам в этой области. А использовать научный и творческий подход к получению знаний. Исследовательская деятельность многогранна и разнообразна, и вы можете переложить на неё любую сферу своих интересов, будь то музыка или спорт, лингвистика или финансы, компьютерные игры или кулинария. А опыт написания исследовательской работы пригодится вам в будущем, ведь в основе студенческой дипломной работы и даже кандидатской и докторской диссертаций лежит та же структура. В итоге одни плюсы: вы занимаетесь тем, что интересно лично вам; развиваете мозг и получаете ценный опыт; а – в идеальном случае – наука получает новые данные благодаря вашей работе. Если ваш выбор пал на исследование, то вы уже примерно представляете, что это такое. Но как его начать? Выбрать тему, сформулировать ключевой вопрос и ответить на него, подтвердив или опровергнув гипотезу.
Слайд 16
Тема исследования Твои интересы Исследование − штука долгая, а все мы знаем, что нет ничего хуже работы, которая нам не интересна. Старайся выбрать те аспекты, которые тебе любопытны. Это поможет быстрее продвигаться в работе, лучше ориентироваться в информации и просто получать удовольствие от процесса. В теме исследования должны быть малоизученные аспекты. В противном случае твоя работа будет скорее рефератом. Помни, новизна работы − ключ к ее успеху. К тому же чем конкретнее тема, тем логичнее само исследование. Анекдот на эту тему гласит, что однажды Эйнштейн похвалил работу молодого ученого словами «много нового и интересного». Но через секунду добавил: «Правда, новое не интересно, а интересное не ново». «Новое не интересно» – когда самостоятельного исследования нет совсем (а значит, нет и нового). « История развития субкультуры скинхедов » - тема, которая давно изучена и носит лишь описательный характер. В данном случае просто не может получиться настоящего самостоятельного исследования. « Интересное не ново» – когда исследователь изобретает велосипед, подает как новое то, что давно известно в науке. В такую ситуацию может попасть любой неопытный автор. Для того чтобы этого не случалось, и нужны специалисты, к которым можно обратиться: именно они должны подсказать, что тема уже была рассмотрена под углом, который вы предлагаете.
Слайд 17
Отдельно о новизне Уже понятно, что исследование ориентировано на успех, если его автор в нём заинтересован и рассматривает вопрос, который может быть интересен публике. Нужно ли при этом предлагать что-то новое науке? В этом случае мы говорим о реальном исследовании, новаторском и полном. Или достаточно «открытий», которые учащиеся часто комментируют со словами «Я же узнаю что-то новое для себя», а на деле проводят так называемые квазиисследования с обзором и анализом литературы? П ри вдумчивом подходе к выбору темы и формулировке ключевого вопроса можно проводить полноценные исследования и в старшей школе. Пусть это и учебные исследования, часто небольшие, ведь они сильно ограничены по времени. Но качественный и глубокий обзор литературы по теме, включающий в себя, например, анализ и сопоставление методик разных авторов; повтор эксперимента; применение метода на новом материале и пр. и пр. - может также считаться успешным учебным исследованием. Новизна в данном случае сводится к самостоятельности исследователя. Такая работа достигает основных целей исследовательской деятельности в старших классах.
Слайд 18
Что же можно делать, чтобы нащупать в интересующей вас области что-то актуальное и получить самостоятельное исследование? 1. Сужайте, конкретизируйте тему. « Творчество Пушкина » не подойдёт. Допустим, автора заинтересовала тема иррационального поведения в экономике. Но на вопрос « Что влияет на поведение потребителей, заставляя их действовать нерационально? » ответы в любой поисковой системе находятся моментально. Другое дело, когда после беседы с научным консультантом автор решает остановиться на факторах, которые только создают видимость иррационального поведения и задаётся вопросом « Какие факторы могут создавать видимость иррационального поведения покупателя, когда на самом деле он ведет себя рационально? ». Получается очень конкретное исследование. Сужение темы должно происходить за счет ограничения ее материалом, местом, временем и т.п. Приведём ещё примеры слишком широких тем: « Социальные функции современного искусства», «Способы воздействия на людей при помощи рекламы», «Конкурентоспособность России на мировом рынке», «Из книги в фильм: эстетика экранизации», «Искусство авангарда», «Массовая культура в современном мире: "За" и "Против"». 2. Посмотрите на проблему под другим углом. Один лицеист хотел написать работу в области права и связать её с творчеством Ф.М. Достоевского. Изначально он собирался исследовать, «насколько глубоки были изменения в обществе в результате судебной реформы 1864», анализируя произведения Достоевского. Работа не только не претендовала на новизну, но и вызывала вопросы с точки зрения методологии. После обсуждения темы с преподавателями автор перестал фокусироваться просто на чтении и анализе конкретного произведения, но остался в рамках совмещения творчества Достоевского и правовых вопросов. Итоговая тема его работы: « Современная интерпретация романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с точки зрения права »; а ключевой вопрос: « Раскольников " в наши дни - кто он ? ».
Слайд 19
3. Предлагайте свою точку зрения и применяйте новые методы исследования. Вам очень хочется исследовать взаимосвязь между состоянием человека и музыкой, которую он слушает. Но вам все упорно говорят, что тема « Психология в музыке » слишком обширна, и даже вопрос « Влияет ли музыка на ситуативные эмоциональные переживания человека? » не подходит, т.к. у науки уже есть определённый ответ на него. Возможны варианты: 1. Предложите свою точку зрения, обосновав её в исследовании. Только помните, что ваши аргументы должны выдержать критику. 2. Рассмотрите эту проблему с точки зрения конкретного экспериментального метода и предложите результаты как подтверждение уже имеющихся у науки данных. Проведите новый эксперимент и обоснуйте его релевантность для этой области науки. В данном случае тема « Связь музыки и эмоционального состояния человека » и ключевой вопрос « Как музыка влияет на ситуативное эмоциональное переживание человека (диагностика с использованием цветового теста Люшера )? » будут началом для нового исследования. 3. Вы даже можете придумать новую методику исследования задачи ! И помните всё время, пока работаете над исследованием. Мало правильно выбрать и сформулировать тему. Надо отследить, чтобы само исследование соответствовало своему названию. Тема должна быть раскрыта, а выводы являться продолжением ключевого вопроса. Тут хорошим советом будет собирать материал, непосредственно относящийся к вашей теме, а не всё, что просто заинтересовало, - не нужно распыляться.
Слайд 20
Ключевой вопрос Постановка цели – самое важное при планировании исследования. От того, как вы сформулируете цель своей работы, будет зависеть её качество. Практически всегда цель исследования формулируется именно в форме вопроса. Однако в отдельных случаях можно предложить другие варианты, например, сформулировать гипотезу в утвердительном предложении. Ключевой вопрос должен быть сфокусирован на конкретных аспектах выбранной темы. Обратим внимание на частую ошибку - если тема не сфокусирована (тип «Творчество Пушкина», то, скорее всего, ключевой вопрос задать невозможно. Сужайте тему. Пример частного случая. Тема работы: « Государственная пропаганда: способы и примеры. Как можно с ней бороться? ». Уже из темы следует, что автор не определился, на чём именно он будет фокусироваться: на сути пропаганды или на борьбе с ней. К теме предлагаются сразу два ключевых вопроса: « Как много вокруг нас пропаганды? Как научиться выделять голые факты из множества новостей? ». Каждый из этих вопросов и каждая из тем требуют собственного исследования! Более того, эти исследования должны быть в разных областях: вопрос «Как много вокруг нас пропаганды?» – это область социологическая или культурно-историческая, с применением статистики, а вопрос «Как научиться выделять голые факты из множества новостей?» относится к области когнитивистики, дидактики и т.п.
Слайд 21
Советы, которые помогут определиться с темой и ключевым вопросом: Проводите исследование в области, в которой у вас уже имеются некоторые знания. И тема, и ключевой вопрос могут подвергаться некоторым изменениям. Ключевой вопрос может изменяться вместе с дрейфом темы: вы запланировали изучать что-то на каком-то материале, а этого в нём оказалось мало, и вам приходится расширить рамки темы. И, наоборот: по мере углубления в тему может оказаться, что рамки надо сузить, взять какой-то более частный аспект. То есть вы познакомились с материалом и внесли корректировки в первоначальные формулировки. Это нормально. Общая рекомендация: тему можно корректировать, это даже приветствуется, если вы понимаете, что это пойдёт на пользу исследованию. Её также можно сменить в самом начале исследовательского пути. Но менять тему на полпути крайне не рекомендуется. Даже если вы разочаровались в теме, исследование стоит закончить, описать и защитить.
Слайд 22
П ервый этап работы над исследованием – выбор направления и формулирование темы и ключевого вопроса – очень важен: Если тема слишком широкая/ слишком сложная/ тривиальная/ носит описательный характер, а ключевой вопрос давно изучен/ не связан с темой/ построен с нарушениями логики/ дублирует тему/ не является вопросом – хорошего самостоятельного исследования ни у кого не получится. Планирование работы и написание плана-проспекта Когда вы определились с тем, что будете исследовать, вы можете приниматься за написание исследовательской работы. А первым шагом в этом является планирование. Советуем составить структурированный (Первое… второе… третье…) и развернутый (На первом этапе я делаю то-то, на втором… и т.д.) план своей работы. Хорошо к каждому этапу привязать свой собственный дедлайн и строго выдерживать его. Покажите первый вариант плана любому человеку, мнение которого уважаете, - чем больше вы будете обсуждать свою работу, чем больше вам будут задавать неприятные вопросы, тем лучше. Ответы на вопросы прояснят много.
Слайд 23
В составлении плана вам поможет: Чтение литературы по теме. Избегайте излишне популярной литературы, но обращайте внимание на ссылки в конце. Там можно как раз найти хорошие книжки по теме. Если растеряетесь в океане литературы, ссылок, статей, выберете для начала хоть что-то подходящее по вашему мнению и обсудите это со своим научным консультантом. Приходить надо за конкретной консультацией. Выделение более узких областей, которые пересекаются с вашей проблематикой. На этом этапе надо обязательно ознакомиться со статьями узкой направленности по теме, обратить внимание на методики и терминологию, обязательно «пройтись» по ссылкам из этих статей. Тем самым вы окажетесь внутри темы, не будете изобретать велосипед, увидите место своей предполагаемой работы в выбранном контексте. Анализ возможных методик исследования и выбор реализуемой. Одни и те же задачи можно решать разными методами ( наблюдение, эксперимент, измерение, опрос, интервью, сравнение и пр.). Выберите тот, которым вы в принципе сможете воспользоваться. Если для работы по истории вам нужен оригинал древней летописи или для работы по биологии современное лабораторное оборудование, к которому у вас нет доступа, то нужно что-то изменить. Важно четко представлять, как вы будете получать данные, как будете проводить опросы. Кстати, любые социологические опросы или анкетирования потребуют консультаций со специалистами. В случае наблюдения за объектом или явлением сразу определитесь, на что вы будете обращать внимание, где и в какой форме фиксировать. Все это понадобится потом при описании методологии исследования.
Слайд 24: Какие бывают методы
С помощью этих методов и сследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы. наблюдение; интервью; анкетирование; опрос; собеседование; тестирование; фотографирование; счет; измерение; сравнение. Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия. эксперимент; лабораторный опыт; анализ; моделирование; исторический; логический; синтез; индукция; дедукция; гипотетический. Эти методы исследования позволяют производить л огическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения. изучение и обобщение; абстрагирование ; идеализация ; формализация ; анализ и синтез; индукция и дедукция; аксиоматика.
Слайд 25
В составлении плана вам поможет: Чтение литературы по теме. Избегайте излишне популярной литературы, но обращайте внимание на ссылки в конце. Там можно как раз найти хорошие книжки по теме. Если растеряетесь в океане литературы, ссылок, статей, выберете для начала хоть что-то подходящее по вашему мнению и обсудите это со своим научным консультантом. Приходить надо за конкретной консультацией. Выделение более узких областей, которые пересекаются с вашей проблематикой. На этом этапе надо обязательно ознакомиться со статьями узкой направленности по теме, обратить внимание на методики и терминологию, обязательно «пройтись» по ссылкам из этих статей. Тем самым вы окажетесь внутри темы, не будете изобретать велосипед, увидите место своей предполагаемой работы в выбранном контексте. Анализ возможных методик исследования и выбор реализуемой. Одни и те же задачи можно решать разными методами ( наблюдение, эксперимент, измерение, опрос, интервью, сравнение и пр.). Выберите тот, которым вы в принципе сможете воспользоваться. Если для работы по истории вам нужен оригинал древней летописи или для работы по биологии современное лабораторное оборудование, к которому у вас нет доступа, то нужно что-то изменить. Важно четко представлять, как вы будете получать данные, как будете проводить опросы. Кстати, любые социологические опросы или анкетирования потребуют консультаций со специалистами. В случае наблюдения за объектом или явлением сразу определитесь, на что вы будете обращать внимание, где и в какой форме фиксировать. Все это понадобится потом при описании методологии исследования.
Последний слайд презентации: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Подбор материала. Источники текстовые или нетекстовые, базы данных, испытуемые, поле – у кого что, это зависит напрямую от задач исследования. Отдельно советуем сразу фиксировать полное название источников, которые потом войдут в список цитируемой литературы. И не забывать про библиотеки, электронные и не только. Обдумывание анализа и выводов в работе. Лучше заранее думать, как вы будете сопоставлять, анализировать, обрабатывать полученные данные, в какой форме собираетесь получить результаты. Если предполагаются количественные результаты, запишите какие. Проконсультируйтесь со специалистами. Если исследование предполагает сравнение текстов, зафиксируйте, какая их специфика будет важна для работы. Совершенно необходим критический анализ своих результатов: ограниченность ваших выводов, корректно ли получены данные, возможна ли проверка результата другими. Задумайтесь, можно ли будет продолжать работу в этом направлении. Обсуждение деталей намеченного с научным сообществом. Да, это исключительно ваше исследование, и специалисты со стороны существенно в нём не участвуют. Однако обсуждать с ними спорные моменты и различные подходы к решению очень полезно. Поэтому представьте свои наброски на научно-исследовательском семинаре или научному консультанту, если он у вас есть. Отнеситесь максимально критично к своему плану. Если в процессе составления плана на какой-то вопрос (кроме ключевого) не получен ответ, надо думать. Например, если в работе об иллюминатах и Леонардо Да Винчи не выбрано исторических источников, то план не готов. Если в работе об эффективности источников поиска учебной информации не определена «эффективность», надо думать дальше.