Слайд 2: Зачем она нужна и что это такое?
Информационная безопасность — это комплекс мер, направленных на защиту информации от несанкционированного доступа, изменения, распространения или уничтожения, обеспечивая конфиденциальность, целостность и доступность данных. В основе информационной безопасности лежит деятельность по защите информации — обеспечению её конфиденциальности, доступности и целостности, а также недопущению какой-либо компрометации в критической ситуации[5]. К таким ситуациям относятся природные, техногенные и социальные катастрофы, компьютерные сбои, физическое похищение и тому подобные явления.
Слайд 3: Угрозы и меры противодействия
Угрозы информационной безопасности могут принимать весьма разнообразные формы. На 2018 год наиболее серьёзными считаются угрозы связанные с «преступлением как услугой» Преступление как услуга» представляет собой модель предоставления зрелыми преступными сообществами пакетов криминальных услуг на даркнет -рынке по доступным ценам начинающим киберпреступникам [ en ][К 1]. Это позволяет последним совершать хакерские атаки, ранее недоступные из-за высокой технической сложности или дороговизны, делая киберпреступность массовым явлением[12]. Организации активно внедряют Интернет вещей, устройства которого зачастую спроектированы без учёта требований безопасности, что открывает дополнительные возможности для атаки.
Слайд 4: История
С появлением самых ранних средств связи дипломаты и военные деятели осознали необходимость разработки механизмов защиты конфиденциальной корреспонденции и способов выявления попыток её фальсификации. Во время Первой мировой войны многоуровневые системы классификации и шифрования использовались для передачи информации всеми воюющими сторонами, что способствовало появлению и интенсивному использованию подразделений шифрования и криптоанализа.
Слайд 5: Основные определения
Защищаемая информация — информация, подлежащая защите в соответствии с требованиями нормативных правовых актов или требованиями, устанавливаемыми обладателем информации[45]. Обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Обладателями информации могут быть: государство, юридическое лицо, группа физических лиц, отдельное физическое лицо[45]. Безопасность информации — такое состояние защищенности информации, при котором обеспечены её конфиденциальность, целостность и доступность[45]. Организация защиты информации — совокупность действий, направленных на выявление угроз безопасности информации, планирование, реализацию мероприятий по защите информации и контроль состояния защиты информации[45]. Система защиты информации — совокупность органов и (или) исполнителей, используемой ими техники защиты информации, а также объектов защиты информации, организованная и функционирующая в соответствии с требованиями о защите информации[45]. Политика безопасности информации в организации — совокупность документированных правил, процедур, практических приёмов или руководящих принципов в области безопасности информации, которыми руководствуется организация в своей деятельности[45].
Слайд 6: Ключевые принципы
В 1975 году Джерри Зальцер [ en ] и Майкл Шрёдер в статье «Защита информации в компьютерных системах»[54] впервые предложили разделить нарушения безопасности на три основных категории: неавторизованное раскрытие информации (англ. unauthorized information release ), неавторизованное изменение информации (англ. Unauthorized information modification ) и неавторизованный отказ в доступе (англ. Unauthorized denial of use ) к информации. Позднее эти категории получили краткие наименования и стандартизированные определения: Confidentiality с англ. — «конфиденциальность» — свойство информации быть недоступной или закрытой для неавторизованных лиц, сущностей или процессов[55]; Integrity с англ. — «целостность» — свойство сохранения правильности и полноты активов[56]; Availability с англ. — «доступность» — свойство информации быть доступной и готовой к использованию по запросу авторизованного субъекта, имеющего на это право[55].
Слайд 7: Выделяют 4 основных принципа информационной безопасности для общества
• Целостность информации и данных; • Абсолютная конфиденциальность; • Доступность данных; • Достоверность.
Слайд 8: Примечания
На профессиональном жаргоне информационной безопасности киберпреступников часто называют Black hat с англ. — «чёрная шляпа»
Последний слайд презентации: Информационная защита в обществе: Источники
Домарев В. В. Безопасность информационных технологий. Системный подход. www.security.ukrnet.net. Дата обращения: 10 мая 2013. Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года. — К.: ООО ТИД Диа Софт, 2004. — 992 с. Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. Организационная безопасность на предприятии: бумажная и практическая безопасность. inforsec.ru. Дата обращения: 13 января 2019. Архивировано 25 апреля 2014 года.