Первый слайд презентации: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Выполнила: Бекполптова Валентина
Слайд 2
Интеллектуальная готовность - это соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от детей умственного труда, активизации способностей и познавательной деятельности.
Слайд 3: Интеллектуальная готовность включает:
ориентировку в окружающем, определенный запас знаний; уровень развития восприятия, памяти, внимания и мышления; уровень обобщения - умение обобщать и дифференцировать предметы и явления; уровень развития речевой сферы, включая фонематический слух.
Слайд 4
Содержание интеллектуальной готовности к обучению Запас знаний, кругозор Элементарные понятия: виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество; ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, о праздниках; понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их месторасположение); представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год) Представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности Элементарные представления о специфическом содержании обучения; вводные навыки (умение читать, прямой и обратный счет в пределах 10 и т.д.); навыки учебной работы (посадка за партой, ориентация на странице в тетради, умение действовать в соответствии с правилом и т.д.) Р азвитие когнитивных процессов Умение выделять существенное ; умение видеть сходство и различие ; способность к сосредоточению ; умение вспомнить необходимую информацию ; способность к объяснениям и рассуждениям ; умение обобщать и дифференцировать ; понимание речи;способность формулировать высказывания для выражения своих мыслей ; правильное произношение ; развитый фонематический слух ; познавательная активность.
Слайд 5: Развитие интеллектуальной готовности к школьному обучению предполагает:
дифференцированное восприятие; способность к аналитическому мышлению; достаточный уровень развития произвольного внимания и произвольной памяти; овладение разговорной речью; достаточный уровень развития мелкой моторики рук; познавательная активность, интерес к знаниям, к процессу их получения.
Слайд 6: Факторы, влияющие на интеллектуальную готовность к школе:
особенности развития внимания (растет концентрация, объем внимания, повышается степень устойчивости; еще слабо развито распределение внимания; внимание носит непроизвольный характер); особенности развития памяти (происходит увеличение объема запоминания словесной информации, развитие произвольности памяти); особенности развития мышления (начинает развиваться словеснологическое мышление при условии систематического обучения); особенности развития речи (речь усложняется, в речи детей дошкольного возраста чаще появляются сложные предложения, обобщенные понятия).
Слайд 7: Внимание
Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса. Ещё до нач ала о бучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Что влияет на произвольное внимание? Воля. Удержание внимания на любом, даже интересном деле, требует усилия воли. Ко времени поступления ребёнка в школу у него должны быть сформированы базовые волевые привычки (гигиенические, бытовые, культурные, умственные). Организация жизни и деятельности. Режим дня ребёнка должен быть грамотно продуман. Необходимо соблюдать распорядок дня. Ребёнка необходимо приучать к самостоятельности. Всё, что он может делать сам, он должен сделать сам. Дополнительные занятия. Для развития внимания дошкольника полезны различные игры, упражнения и занятия: рисование, лепка, раскрашивание, конструирование, мозаика, пазлы, различного вида рукоделия, спортивные упражнения и игры, занятия музыкой и танцами и пр.
Слайд 8: Память
В основе способностей ребёнка, являясь условием обучения, приобретения знаний и умений является память. Память – это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, всего того, что человек когда-то услышал, увидел, прочувствовал. Развивать память у детей дошкольного возраста необходимо, потому что память – важнейшая предпосылка успешного обучения, разностороннего познания окружающего мира, усвоения новой информации.
Слайд 9: Мышление
К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления: Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами. Находить лишний предмет из нескольких предложенных ему. Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение. Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.
Слайд 10: Для успешного овладения чтением и письмом, ещё до начала обучения, у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, определять присутствие и примерное место звука в слове); достаточность словарного запаса; сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие; владение связной речью; сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме, величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу). Их сформированность необходима для чёткого усвоения ребёнком зрительных образов букв (как печатных, так и письменных).
Последний слайд презентации: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Подготовить ребёнка к учебной деятельности таким образом, чтобы он был уверен в себе, не испытывал внутреннее напряжение в процессе обучения, был способен сконцентрировать внимание и длительно сохранять быстрый темп работы – сложная и ответственная задача. Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Дети переступят порог школы уверенными в своих силах, учение будет для них не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у Вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.