Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов — презентация
logo
Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов
  • Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов
  • Правила игры
  • Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов
  • Вопрос 8 – 2 баллов
  • Вопрос 10 – 1 баллов
  • Вопрос 11 – 2 балла
  • Вопрос 4 -2 балл
  • Вопрос 3 – 1 балла
  • Вопрос 13 – 1 балл
  • Вопрос 1 – 1 балл
  • Вопрос 7 – 2 балла
  • Вопрос 15 –черный ящик- 1 балл
  • Вопрос 16 - 1 балл
  • Вопрос 2 – 2 балла
  • Вопрос 14 –1 балл
  • Вопрос 18 – 2 балла
  • Вопрос 5 - 2 балла
  • Вопрос 9 - 2 балла
  • Вопрос 6 –2 балла
  • Музыкальная пауза
  • Музыкальная пауза
  • Вопрос 12– 2 балла
  • Вопрос 17 –1 балла
  • Вопрос 19 - 2 балла
  • Вопрос 20 - 5 баллов
  • Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов
  • Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов
1/27

Первый слайд презентации

Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов

Изображение слайда

Слайд 2: Правила игры

С помощью стрелки волчка выберите вопрос. За каждый правильный вы получаете баллы, которые указаны вместе с вопросом и определяют степень его сложности. Значение секторов: Музыкальная пауза. ПОМНИТЕ! Отсчёт времени начинается автоматически и ведётся с помощью квадратиков, которые появляются, точно через 10 секунд. Последний квадратик - «стоп» - означает, что время вышло. Стоп Назад

Изображение слайда

Слайд 3

Выйти из игры

Изображение слайда

Слайд 4: Вопрос 8 – 2 баллов

Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: убор, тать, сеча, погудка, поборник, десница, ветрило, днесь. Стоп Ответ: Убор - наряд, тать - вор, сеча - бой, погудка - напев, поборник - защитник, десница – правая рука, ветрило - парус, днесь – сегодня

Изображение слайда

Слайд 5: Вопрос 10 – 1 баллов

Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг мой сосед стал кричать «бис». Я объяснил ему. Что так нельзя кричать. Почему? Стоп Ответ: Слово «бис» означает повторить

Изображение слайда

Слайд 6: Вопрос 11 – 2 балла

В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» читаем: «У нас валаамова ослица заговорила, да как говорит, как говорит! Валаамовой ослицей оказался лакей Смердяков». Найдите в этой цитате фразеологический оборот. Объясните его значение и происхождение. Стоп Ответ: Валаамова ослица – так говорят о робком человеке, который неожиданно заявляет протест. Выражение происходит из Библии. Валаам жестоко избивал свою ослицу. Но однажды она заговорила человеческим языком, протестуя против такого с ней обращения

Изображение слайда

Слайд 7: Вопрос 4 -2 балл

Даны слова: изба, богатырь, сарафан, собака, сундук, лошадь, халтура, ерунда. Какие из них являются исконно русскими? Стоп Ответ: Из приведённых слов – ни одно не является исконно русскими. Изба - древнее заимствование из германских языков, богатырь, сарафан и сундук - из тюркских, собака - из иранских, лошадь – из арабского, халтура – из древнегреческого, ерунда - из латинского.

Изображение слайда

Слайд 8: Вопрос 3 – 1 балла

Стоп В каком предложении допущена ошибка? В магазине не оказалось яблоков. Сколько времени? Ответ: В магазине не оказалось яблоков.

Изображение слайда

Слайд 9: Вопрос 13 – 1 балл

Сколько корневых групп в словах: Горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть. Стоп Ответ: 3 группы

Изображение слайда

Слайд 10: Вопрос 1 – 1 балл

Стоп Когда полы превращаются в местоимения? Ответ: Вымыты

Изображение слайда

Слайд 11: Вопрос 7 – 2 балла

Подберите антонимы к словам: арьергард, прогресс, пессимист, новатор, фантастика. Стоп арьергард прогресс пессимист новатор фантастика Ответ: Авангард регресс оптимист консерватор действительность

Изображение слайда

Слайд 12: Вопрос 15 –черный ящик- 1 балл

Какой композитор положил музыку на стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»? Кому Пушкин посвятил эти строки? Стоп Ответ: Глинки, Анне Керн

Изображение слайда

Слайд 13: Вопрос 16 - 1 балл

Пушкин в «Капитанской дочке» описывает такой случай: перед нападением Пугачёва на крепость комендант, прощаясь с семьёй, велел Маше надеть сарафан. Почему он так поступил? Стоп Ответ: Сарафан – это одежда русских крестьянок, а людей из народа пугачёвцы не трогали. Значит, капитан не был уверен, что крепость выстоит

Изображение слайда

Слайд 14: Вопрос 2 – 2 балла

Стоп Ответ: Заимствованными являются слова ПАЛЬМА, АЙСБЕРГ, МАНДАРИН. Опираясь на отрывок из стихотворения Петра Вяземского, определите, какие из слов ДУБРАВА, ПАЛЬМА, АЙСБЕРГ, БОР, МАНДАРИН являются заимствованными в речь славян из других языков мира и характеризуют «чужую» природу, «чужой» быт. Язык есть исповедь народа. В нём слышится его природа, Его душа и быт родной. (П. Вяземский)

Изображение слайда

Слайд 15: Вопрос 14 –1 балл

Историки утверждают, что до введения на Руси денег их роль исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от этого времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно-денежных отношений. Назовите этот глагол. Стоп Ответ: Платить

Изображение слайда

Слайд 16: Вопрос 18 – 2 балла

В Первой мировой войне участвовали английские самолеты марки « Сопвич ». Однако в 1-ом издании Большой Советской Энциклопедии они ошибочно названы « Конбур ». Как вы думаете, почему это могло произойти? Стоп Ответ :Очевидно, наборщики набирали статью с рукописи, а в рукописном тексте русское Сопвич и английское Conbur выглядят одинаково. Вот они и прочитали слово «по-английски», а надо было «по-русски».

Изображение слайда

Слайд 17: Вопрос 5 - 2 балла

Подберите к данным словам зависимые так, чтобы получился плеоназм. Упал, жестикулировал, ностальгия, приоритет, инкриминировать, банальность Стоп Ответ: Упал вниз, жестикулировал руками, ностальгия по родине, главный приоритет, инкриминировать в вину, избитая банальность.

Изображение слайда

Слайд 18: Вопрос 9 - 2 балла

Какие из приведённых следует отнести к однокоренным словам, а какие – к формам того же слова? Лес, лесник, лесок, леса, перелесок, лесной, лесником, лесистый, лесничий, лесники. Стоп Ответ: Лесники, лесником – формы слова лесник, а леса – форма множественного числа слова лес. Остальные слова – однокоренные.

Изображение слайда

Слайд 19: Вопрос 6 –2 балла

Замените заимствованные слова русскими синонимами: аргумент, демонстрировать, инструкция, классифицировать, форсировать, рельефный, фиксировать. Стоп Ответ: Аргумент - доказательство; демонстрировать – показывать; инструкция – наставление; классифицировать - расстанавливать; форсировать – ускорять; рельефный – выпуклый; фиксировать - закреплять.

Изображение слайда

Слайд 20: Музыкальная пауза

Изображение слайда

Слайд 21: Музыкальная пауза

Изображение слайда

Слайд 22: Вопрос 12– 2 балла

Поход продолжался 22 суток. Можно ли прочитать выделенное сочетание числительного с существительным? Приведите правильный вариант. Стоп Ответ : Такие слова, как сутки, то есть существительные, имеющие форму только множественного числа, сочетаются не с количественными числительными два, три, четыре, а собирательными двое, трое, четверо, однако эти последние не могут входить в составное числительное: они должны быть образованы из одних количественных числительных. В нормативной речи эту грамматическую несочетаемость числительных 22, 23, 24 и т.д. с существительными, не имеющими формы единственного числа, мы преодолеваем или заменой таких слов (поход продолжался 22 дня), или изменением конструкции (поход продолжался в течение двадцати двух суток).

Изображение слайда

Слайд 23: Вопрос 17 –1 балла

Допишите четверостишие: Буратино и Алиса В магазин сходить решили... Стоп

Изображение слайда

Слайд 24: Вопрос 19 - 2 балла

Расшифруйте следующие сложносокращенные слова; объясните, как они возникли и что значат. Колхоз, загс, прораб, юннат, рабкор, ликбез, собес, линкор, комэск, главк, ГОСТ, ширпотреб, бомж. Стоп Ответ: Все приведенные слова возникли в результате сокращения словосочетаний. Большинство из них появилось в русском языке в 20-40-е годы ХХ века. Колхоз значит «коллективное хозяйство», загс – «запись актов гражданского состояния», прораб – «производитель работ», юннат – «юный натуралист», рабкор – «рабочий корреспондент», ликбез – «ликвидация безграмотности», собес – «(министерство) социального обеспечения», линкор – «линейный корабль», комэск – «командир эскадрильи», главк – «главный комитет», ГОСТ – «государственный стандарт», ширпотреб – «(товары) широкого потребления», бомж – «(лицо) без определенного места жительства».

Изображение слайда

Слайд 25: Вопрос 20 - 5 баллов

Найдите в каждом случае третье слово, которое послужило бы смысловым соединительным звеном между двумя другими словами. Лампочка - - покровитель Земля - - холст Ударение - - иностранец Суп - - антенна Штепсель - - ложка Стоп Ответ: Лампочка - ПАТРОН - покровитель Земля - ГРУНТ - холст Ударение - АКЦЕНТ - иностранец Суп - ТАРЕЛКА - антенна Штепсель - ВИЛКА - ложка

Изображение слайда

Слайд 26

Молодцы! Закончить игру

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Интеллектуальная игра для учащихся 8-9 классов

Спасибо за игру!

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено