Первый слайд презентации
Искусство домонгольской Руси Архитектура XI в. КУРС: Русское искусство до XVII века ЛЕКЦИЯ 1
Слайд 2
Периодизация Эпоха Древнерусского государства ( Xв. – перв. тр. XIIIв.) До нашествия монголо-татар. В середине XIIв. идет усугубление центробежных тенденций, новые варианты комниновского стиля. Во второй половине XIIв. – стилизация художественной формы, достижение специфических эффектов, которые стали антитезой классического искусства. «Монгольский» период ( нач.XIIIв. – кон.XVв.). Политическая зависимость, разделение единого государства на самостоятельные зоны, формирование и расцвет палеологовского стиля. Вторая половина XIIIв. – нормализация жизни. Вторая половина XIVв. – возвращение Руси в византийский мир. Начало XVв. – культурный расцвет, активность. Эпоха Московского царства ( кон.XVв. – нач.XVIIIв.). Вторая половина XVв. – переходный период, новации в архитектуре (Кремль). Зрелый XVIв. – правление Ивана Грозного, полноценная имперская культура. Конец XVI – начало XVIIвв. – годуновское время.
Слайд 3
Искусство Руси до крещения Ритоны из кургана «Чёрная могила» в Чернигове. ГИМ Фрагмент композиции на большом ритоне
Слайд 4
Парадный топорик – первая половина XI в. Материал, техника: железо, ковка, позолота, серебрение Инкрустирован серебром и золотом. Насыщенныцй символизм: древо жизни с двумя птицами, на обороте – буква. А – змей и дракон с гребнем и головой и меч, который его пронзает; мотив борьбы с драконом.
Слайд 5
Збручский идол. X—XIII века Камень. Высота 2,67 м Археологический музей, Краков
Слайд 8
церковь святой Ирины в Константинополе ( VI в.) – пример ранней купольной базилики. Этап сложения крестово-купольного типа.
Слайд 9
В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделён четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.
Слайд 11: Киев. Церковь Богородицы (Десятинная), 989
«Повесть временных лет», 6497 (989) о закладке церкви Богородицы: Князь Владимир «помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек» Руины Десятинной церкви. Гравюра 1826 года, снятая с более древнего изображения
Слайд 12
27.2 м в длину, в ширину 18.2 м (по фундаменту) Трехнефная Шестистолпная Три апсиды Три галереи (на западной – крещальня и лестничная башня) Киев. Церковь Богородицы (Десятинная), 989, План, реконструкция
Слайд 13
Гипотеза Петра Леонидовича Зыкова: Десятинная церковь Кто храм « с трёхсторонним обходом» – предполагал наличие колонн – мастера из Херсонеса –это не самый обычный тип византийского храма
Слайд 14
Саркофаг Владимира из Десятинной церкви – подражание ранневизантийским императорским саркофагам с орнаментальными мотивами ранне и средне-византийского времени
Слайд 16
Абрахам ван Вестерфельд, «Вид на Собор Св. Софии» 1651г. КИЕВ. СОФИЙСКИЙ ХРАМ В 1651 ГОДУ
Слайд 18
1000 1200 1100 Крещение Руси 988 Золотая Орда (Батый) 1237 Владимир Святославович «Красное Солнышко» (980-1015) 35 лет Богородичная церковь («Десятинная», Киев, 989) Ярослав Владимирович (1019-1054) 35 Софийский собор (Киев, 1037-1045) Софийский собор (Новгород, 1045-1050) Софийский собор (Полоцк, 1050е)
Слайд 19
Кирпичи светло-желтого цвета (ПЛИНФА) Кладка «со скрытым рядом» Раствор известковый, розовый от примеси цемянки. ПЛИНФА
Слайд 20: Сравним Две Софии- константинопольскую и киевскую
Константинопольская (532-537): Базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Размеры 75,6х68,4м, высота 55,6м, диаметр купола 31м Однокупольная Трехнефная Киевская (1037-1045): Крестово-купольная Размер с галереями 41,7х54,6м, высота 29м, диаметр главного купола 7,7м 13 куполов Пять нефов Пантеон, Рим, 126 Базилика Максенция, Рим, 312
Слайд 21: София киевская, (1037-1045)
Пять нефов Пять апсид Двенадцать крестообразных столпов Внутренние — более узкие, двухэтажные галереи Наружные — более широкие, одноэтажные галереи Две лестничные башни Большие хоры
Слайд 22: византийского стиля 8-10 веков
Небольшие размеры церквей «Однокупольность» «Трехнефные» Крестово-купольная композиция объема храма Декоративное внутренне оформление: мозаика, фрески Киевская София Первые черты (особенности) Русского храмового Зодчества Масштабность сооружения (5 нефов) «Многоглавость» (13 куполов) Пирамидальность силуэта Увеличенный объём хоров Кафедральный собор, Аланской епархии, 10 век Монастырь преподобного Луки, Греция ( Дистомо ), 10 век Константинополь, Церковь Св. Ирины, 8 век ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Слайд 23: Киевская София фасад
двух- и трехступенчатые ниши и окна тонкие колонки на апсидах выложенные из плинфы меандры и кресты живописная структура кладки
Слайд 26: Особенности внутренней отделки
Капители Фризы карнизов Шиферный парапет хоров Мраморные византийские
Слайд 27: Особенности внутренней отделки
Мраморные византийские полилитии в нижней части стен
Слайд 28: Особенности внутренней отделки
Керамическая поливная плитка пола собора Святой Софии в Киеве
Слайд 29: Особенности внутренней отделки
Кирпичные крестообразные столбы (столпы) Полы из мозаики, плит красного шифера, поливных керамических плиток В отличие от мраморных византийских
Слайд 30
Своё название киевские Золотые Ворота получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции.
Слайд 32: София полоцкая
пять нефов три апсиды 12 столпов дополнительное членение ( вима ) три двухэтажные галереи одна лестничная башня пять глав А) План Софийского собора в Киеве Б)План Софийского собора в Новгороде В) План Софийского собора в Новгороде
Слайд 33: Сравнительная таблица византийского (10 века) и русского зодчества
Византия (10 век) Три Софии (первый период) Монастыри (второй период) Школы Объёмно-планировочные решения Крестово-купольная планировка «Прямоугольность» силуэта 1 глава 1 купол 6 столпов 3 нефа 3 апсиды Хоры (галереи) Лестничные башни Дополнительное членение( вима ) +пирамидальность силуэта + многоглавие 13 (5, 5) +многокупольность» 15 (17, 6, 6) +12 столпов (12, 12) + 5 нефов (5, 5) + 5 апсид (3, 3) +увеличение объема хоров +Полоцк Приемы кладки стен Со скрытым рядом Материалы стен, сводов, фундамента, барабана Плинфа (кирпич) Дикий камень Известковый раствор Цемянка +Дерево (фундамент) +Известняковый камень (Новгород) Декор фасада двух- и трехступенчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах декоративные полуколонны на несущей стене выложенные из плинфы меандры и кресты живописная структура кладки со скрытым рядом полосами дикого камня аркады и аркатуры +Ложные окна (Новгород) Интерьер Столпы (цилиндрические, мраморные) Мозаика Фрески Мраморный пол +Столпы крестовые кирпичные +Использование поливных керамических плиток для пола
Слайд 34: Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1045-1050) ВИД И ПЛАН
князь Черниговский Мстисла́в Влади́мирович Тмутараканский ( 990/1010—1036) три нефа три апсиды 4 столпа с вимой и нартексом три двухэтажные галереи одна лестничная башня пять глав
Слайд 37: Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1045-1050) ВИД И ПЛАН
князь Черниговский Мстисла́в Влади́мирович Тмутараканский ( 990/1010—1036) три нефа три апсиды 4 столпа с вимой и нартексом три двухэтажные галереи одна лестничная башня пять глав
Слайд 38: Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1045-1050) ВИД И ПЛАН
князь Черниговский Мстисла́в Влади́мирович Тмутараканский ( 990/1010—1036) три нефа три апсиды 4 столпа с вимой и нартексом три двухэтажные галереи одна лестничная башня пять глав
Слайд 42: София новгородская (1045-1050) ВИД И ПЛАН
князь новгородский Владимир Ярославович пять нефов три апсиды 12 столпов три двухэтажные галереи одна лестничная башня пять глав
Слайд 46: София новгородская кладка стен
Широкое применение местной известняковой плиты, с затиркой поверхности стен известковым раствором.