Слайд 2: Пирамида искусства чтения. Индивидуация
Индивидуация – это диалог сознания с ресурсами и силами бессознательного. Искусство ч тения – может стать технологией индивидуации с лова идеи п ространствоатмосфера состояние эмпатия, энергия вдохновение образы звуки запахи
Слайд 3: Выводы:
Диалог с реальностью, как единение: а) Человек сначала сам познаёт реальность, отражая её в своей душе, как в зеркале, объединяясь с ней, и только потом её познаёт интеллектуально. б) Без отражения произведения в своей душе, как в зеркале, высказывать о нём суждения – это безнравственно перед реальностью. в) Читать лучше авторов бОльших, чем мы сами. Так повышается уровень человека. г) Чтение великих «учеников опыта бытия» может стать процессом индивидуации.
Слайд 4: I. Образный уровень чтения – наполнение текста индивидуальным
Поль Валери: «Подлинные ценители произведения – (это) те, кто его созерцанию, в нём самом и в себе, отдаёт столько же страсти и столько же времени, сколько их нужно было, чтобы его создать ». "Большинство людей гораздо чаще видит рассудком, нежели глазами. Вместо цветовых поверхностей они различают понятия... Воспринимать им свойственно скорее посредством слов, нежели с помощью сетчатки, и так неумело они подходят к предметам, так смутно представляют радости и страдания разборчивого взгляда".
Слайд 5: Внутренняя сцена – «меж днём и сном », грезящее состояние сознания, источник поэзии
Живу я в доме между днём и сном. Где дети мечутся во сне от спешки, а старцы встретят вечер, сев у печки, накал плиты бросает свет кругом. Живу я в доме между днём и сном. Там где из звонниц звуки ясно просят и девочка, забыв, что воду носит застыла у колодца над ведром. Люблю я нежность липы под дождём; все годы жизни, ставшие её корнями, волнуют снова тысячью ветвями и дышат бдительно - меж днём и сном.
Слайд 7: Произведение отражается в душе
Ночь побледнела, и месяц садится За реку красным серпом. Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится, Ветер шуршит камышом. Тишь на деревне. В часовне лампада Меркнет, устало горя. В трепетный сумрак озябшего сада Льется со степи волнами прохлада… Медленно рдеет заря. (Иван Бунин, «Октябрьский рассвет») Описание – тоже суждение (факт существования, отношения, связи и т.д.) У каждого читателя картина своя, она пишется многомерно, вслед тексту произведения, но из форм своей индивидуальной памяти.
Слайд 9: Первый шаг входа в творческое состояние. Начинаем оживлять текст
На фактическом уровне чтения нам удалось прочитать текст с помощью своей познавательной рациональной функции мышление, понять его на уровне слов, увидеть в нём логические связи, смыслы, идеи. Теперь перед нами стоит задача попробовать восстановить живую сторону текста, оживить состояние, что стоит за текстом и неясно проглядывает сквозь абстрактный текст-выражение. Первым шагом такого оживления текста, попыткой познать его с помощью собственного переживания будет присоединение к тексту ленты личных ментальных образов из глубинных хранилищ нашей памяти. Для этого мы направляем свое внимание на работу наших внутренних органов чувств и наблюдаем цепочку образов, звуков, запахов, которую создаёт наш ум в процессе чтения текста. Так мы входим в своё творческое состояние и с его помощью создаем внутри себя свою образную реальность, которая соответствует тексту.
Слайд 11: Выводы: на внутренней сцене абстрактные слова фактического уровня произведения делают первый шаг на пути к своей исходной целостности; ТАК КАК ИСХОДНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРЕТАЕТСЯ ИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ЧИТАТЕЛЯ, ТО ТЕПЕРЬ ЭТО УЖЕ НЕ ПРОСТО ЦЕЛОСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ АВТОРА, А ЦЕЛОСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ АВТОРА И ЧИТАТЕЛЯ ОДНОВРЕМЕННО. ПРОЦЕСС СОЗЕРЦАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕМ МОЖЕТ ЗАНИМАТЬ ТАКОЕ ЖЕ ВРЕМЯ, ЧТО И ЕГО СОЗДАНИЕ АВТОРОМ. Перечитывание произведения – это норма в художественном познании
Слайд 12: II. Взгляд леонардо: искусство, как жизнь и жизнь, как искусство
«Человек искал и находил способы, чтобы закрепить или воскресить по своему желанию самые прекрасные и самые возвышенные состояния собственной души, воспроизводить, передавать, веками сохранять формулы своего вдохновения, экстаза, своего внутреннего отклика». Поль Валери
Слайд 13: Поль Валери о жизни, как искусстве и искусстве, как жизни
Музыка, живопись, архитектура – это разнообразные формы, соответствующие разнообразным чувствам. Однако среди этих средств производства и воспроизводства поэтического мира … самым древним, самым непосредственным и самым сложным является язык. Человек искал и находил способы, чтобы закрепить или воскресить по своему желанию самые прекрасные и самые возвышенные состояния собственной души, воспроизводить, передавать, веками сохранять формулы своего вдохновения, экстаза, своего внутреннего отклика. Нужно пройти от ноля до ноля. – И это есть жизнь. – От бессознательного и неощутимого до бессознательного и неощутимого. Этот переход невозможно увидеть воочию, поскольку он совершается от видимого к невидимому, пройдя от невидимого к видимому. Отстранённый взгляд на вещи, взгляд человека, который не узнаёт, человека не от мира сего, где глаз – граница между бытием и не-бытием, - свойство мыслителя.
Слайд 14: Пейзажи, как пример взгляда Леонардо
"Примеры, которые мне приходят в голову, все как один относятся к пейзажам, причем к таким, которые соответствуют безлюдным, бессловесно-прекрасным, тревожащим картинам, посещающим нас между явью и сном". Петер Хандке «Учение горы Сен- Виктуар » Леонардо да Винчи был действительно простым человеком, но не упрощенным. Его уникальность была обусловлена упрощением его мышления, иногда почти элементарным, которое позволяло ему “наблюдать” и “видеть” вещи. Биография Леонардо (Португалия) Мир Леонардо не был сложным для понимания, он становился сложным только в том случае, если речь шла о “трудном мышлении”, неправильном подходе, предвзятости или глупости: ничто из этого не служило его мышлению, а служила лишь простота видения. Биография Леонардо ( Португалия)
Слайд 18: Леонардо: «Я ученик опыта»
CURIOSITA (любопытстсво)- опора на собственный опыт, а не на украшение себя чужими трудами; не быть «трубачом и перессказчиком чужих трудов»; SENSAZIONE – состояния сознания от ощущений: тактильных, зрительных, звуковых; ощущения удовольствия или боли. «Обычный человек смотрит, но не видит, слушает, но не слышит, прикасается, но не осязает, ест, но не ощущает вкуса...» ARTE-SCIENZA – стремление уравновесить слово и образ, мышление и пребывание Леонардо писал: «Изучайте науку искусства и искусство науки» «Самый жестокий обман, от которого страдают люди, – это обман, проистекающий из их собственных мнений».
Слайд 19: Искусство видеть ( I )
Способность к созерцанию «Ум живописца должен быть подобен зеркалу, которое всегда превращается в цвет того предмета, который оно имеет в качестве объекта, и наполняется столькими образами, сколько существует предметов, ему противопоставленных.» «Живописцу необходимы:... мозг, способный изменяться в зависимости от разнообразия предметов, перед ним находящихся... Но прежде всего – иметь душу, подобную поверхности зеркала, которая преобразуется во столько разных цветов, сколько цветов у противостоящих ей предметов». Андреа Вероккьо «Товий и ангел»
Слайд 20: Искусство видеть ( II )
Истина, которую достигает живописец, самостоятельно обнимающий первую истину этих тел; Обычный человек смотрит, но не видит; Находить в плоских зеркалах своего учителя (на нём - истинная картина) Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души.
Слайд 21: Художник и сборник ментальных образов
«Итак зная, что ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимым природой, и что ты не сумеешь их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, то, бродя по полям, поступай так, чтобы твое внимание обращалось на различные объекты, и последовательно рассматривай сначала один предмет, потом другой, составляя сборник из различных вещей, отборных и выбранных из менее хороших». «Также я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные, или же другие достойные внимания предметы, захваченные тонким размышлением. И на самом деле это очень похвально и полезно для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти». «Живописец должен не оставлять предмета, пока он не запечатлится в памяти».
Слайд 24: Художник Марко Базаити «Портрет джентльмена»
« Каждое тело наполняет окружающий воздух своими образами, — образами, которые все во всем и все в каждой части. Воздух полон бесчисленных прямых и светящихся линий, которые пересекают друг друга и переплетаются друг с другом, не вытесняя друг друга; они представляют каждому противостоящему истинную форму своей причины». Леонардо
Слайд 25: Выводы по художественному кредо Леонардо
Опираться не на мнения, а на свой собственный опыт восприятия органами чувств; это значит быть «учеником опыта» пребывания в реальности, уметь «видеть и слышать», иметь душу «подобную поверхности зеркала»; Уметь писать человека и представления его души; Составлять сборник неповторимых и уникальных (индивидуальных) вещей в своей душе с помощью их созерцания с последующим их вспоминанием. «Не оставлять предмета, пока он не запечатлится в душе»
Слайд 27: Мелета, Мнема, Аэда - музы созерцания, памяти и творчества
В Древней Греции вера и знание про богинь-муз, вдохновляющих человека на творческую деятельность, зародилось в области Беотии со столицей в городе Левадия. Древнегреческий писатель и географ Павсений писал о таких трёх музах, как о «старших музах», «титанических музах»: Аэда - муза песни, звука (творчество, как таковое); Мнема – муза памяти и воспоминаний; Мелета – муза опыта и размышлений Обратим внимание на то, что две из этих муз – Мелета и Мнема – не связаны с каким-то видом искусства, их областью деятельности является особый когнитивный процесс, связанный с любой творческой деятельностью,
Слайд 28: Мелета – муза созерцания и различения
«Мелета» в переводе с греческого означает буквально «созерцать», «размышлять»; «Мелета» – это состояние расслабленной сосредоточенности, в котором идёт отрешённое наблюдение за происходящим; В то же время, наряду с присутствием внешней реальности, Мелета связана с присутствием в уме – присутствием в процессе спонтанного рождения мыслей и образов. Мелета – муза прикосновения к источникам, к началам «Я охотник за своей собственной душой, которую нахожу, узнаю то в еловых молодых шишках, то в белке, то в папоротнике, на который через лесное окошко упал солнечный луч, то на поляне, сплошь покрытой цветами». Михаил Пришвин «Так я замечаю, что в путешествиях внимать всему новому до конца могу не более трех месяцев, после чего делаюсь на всяком месте обывателем и, как все обыватели, ничего не вижу возле себя ». Михаил Пришвин
Слайд 29: Мнема – муза, помогающая сохранить в памяти образы чистого восприятия
Мнема – это муза внутренней реальности, муза отражений реальности в памяти. Мнемозина была тётей Зевса и она стала пятой женой Зевса, по совместительству - богиня Памяти, которую он соблазнил в образе смертного пастуха и спал с ней в течении девяти дней и ночей. Плодами этой связи Зевса и Мнемозины было девять муз. Мнемозина - мать всех муз: Мнемозина почиталась и обыкновенно изображалась вместе с музами. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду, она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемосины; Как и Мелета, Мнемозина – это прикосновение к познанию истоков, начал.
Слайд 30: Призывание муз и образы-символы
Память человека – это не только хранилище информации. Память хранит кроме информации еще результаты познания человека в виде целостных переживаний и состояний. Память включает в себя не только индивидуальную память личности, но и обычно неосознаваемые глубины коллективной человеческой памяти. Слово «призывает» соответствующий индивидуальный ментальный образ из памяти; Для вызова ментальных образов из коллективного и индивидуального бессознательного можно призывать муз. Ментальные образы-символы влияя на глубинную память, также «вызывают» соответствующие состояния и переживания. Этот процесс будет рассматриваться в лекции про Эмпатический уровень чтения.
Слайд 31: Выводы о представлениях греков про творчество
Творческий процесс имеет три последовательных этапа – им соответствуют три музы: Мелета, Мнема, Аэда; Без Мелеты и Мнемы не бывает Аэды. С помощью слова «вызывается» соответствующий индивидуальный ментальный образ из памяти; Появившийся образ (или ряд образов) вызывает соответствующее состояние или переживание; Это состояние души «закрепляется» в произведении искусства, чтобы затем воспроизводиться в душе зрителя (читателя).
Слайд 32: IV. «Реализация» Сезанна
«Реализация» Сезанна означает «перевод видимого явления [мира] в собственную реальность образа» путём интенсивного изучения натуры и отказа от языковых костылей прошлого. «Не будьте художественным критиком. Рисуйте. В этом спасение». Сезанн
Слайд 33: Искусство, не основанное на органах чувств, — это вообще не искусство»
"Все намерения художника должны быть безмолвными. Он должен заставить замолчать все голоса предрассудков. Забудь! Забудь! создай тишину! Будь идеальным эхом. […] Пейзаж отражается, становится человечным, мыслит во мне. […] Я поднимаюсь с ней (тишиной) к истокам мира. мы прорастаем, Нежное волнение охватывает меня, и из корней этого волнения затем поднимается сок, цвет. Я родился в реальном мире. Я вижу! […] Тогда, чтобы нарисовать это, нужно использовать ремесло, но скромное ремесло, которое подчиняется и готово передавать бессознательно ". Сезанн «Марсельский залив»
Слайд 34: Четыре понимания для первого шага в живое пространство искусства
Первое понимание: На фактическом уровне мы читали с помощью аналитическое сознания, в область абстрактного мышления. Так мы обретали общее понимание текста. Второе понимание: Теперь нам надо как-то превратить внешний абстрактный текст фактического уровня в свою живую внутреннюю реальность, то есть уметь «прочитать» его инструментами искусства ( превратить сценарий во внутренний спектакль ) ; Третье понимание: В искусстве нет слова «вообще». Поэтому мы начинаем оживлять абстрактный фактический текст с помощью наших индивидуальных саморождающихся образов из своей памяти (образы, звуки, запахи и т.д.). Начинаем превращать абстрактное «вообще» в свой личный жизненный опыт. Четвёртое понимание Мы не «создаём» образы – мы приучаем наше внимание своей частью постоянно присутствовать в том месте ума, где образы самопроизвольно появляются.