Первый слайд презентации
Искусство Руси XV века КУРС: Русское искусство до XVII века ЛЕКЦИЯ
Слайд 3
С 14 в. восстанавливается каменное зодчество на Руси. Период расцвета и становления Московского княжества был временем усиленного каменного строительства. Подлинный всплеск каменного градостроительства в исконно деревянной Москве наблюдается при Иване Калите : во второй четверти XIV в. были возведены Успенский собор (1326 - 1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329). Успенский собор
Слайд 4
Митрополит Петр закладывает Успенский собор в Москве. Клеймо иконы «Святитель Петр, митрополит Московский, с житием». Конец XV в. Музеи Московского Кремля
Слайд 5
Успенский собор в Москве. 1326–1327 гг. Реконструкция плана (по К.К. Романову), совмещенная с планами соборов 1472–1474 и 1475–1479 гг.
Слайд 7: Успенский собор. Совмещенные планы храмов 1326, 1472-1474 и 1475-1479 гг. (По К.Романову). Храм 1326-1327 (реконструкции Н.Воронина и С.Заграевского)
Слайд 9
Все храмы были выстроены из белого камня, что соответствовало традициям Владимиро-Суздальской архитектуры, на которую ориентировались московские зодчие. Соборы Успения на Городке в Звенигороде (около 1400), Спасо -Андроникова монастыря (1427), Троицкий Троице-Сергиевской лавры (1422) во многом перекликаются с владимирской архитектурой 12 в. Собор Успения на Городке в Звенигороде Спасо-Андроников монастырь Троицкий Троице-Сергиевской лавры
Слайд 14
Церковь Рождества Богородицы. Завершение портала лестницы на хоры и окно-розетка
Слайд 16
Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. 1420-е – 1430-е гг. Вид с севера
Слайд 17
Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Резной пояс западного фасада
Слайд 18
Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Резной пояс центральной апсиды
Слайд 21
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Реконструкция плана и продольный разрез по центральному нефу (по В.И. Балдину)
Слайд 25
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Вид с северо-востока. Западный фасад. Реконструкция В.И. Балдина
Слайд 27
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Резные пояса центральной апсиды и фасадов
Слайд 29
Спасский Собор Андронникова монастыря Белокаменный блок с изображением «Воина змееборца» был обнаружен во время реставрации собора. Вероятно он был частью более раннего архитектурного Сооружения, но в виду его особой важности был Использован во время возведения новой постройки.
Слайд 31
УСПЕНСКИЙ СОБОР (1475-1479) Архитектор: Аристотель Фиораванти. Собор возведен в 1475-1479 годах по образцу Успенского собора XII века во Владимире. Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы.
Слайд 33: Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля. 1475-1479 гг
Слайд 38: Успенский собор. Разрез. Первая полная роспись 1513-1515 гг., существующая – 1642-1643
Слайд 39: Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля. 1475-1479 гг
Слайд 40: Успенский собор. Интерьер. Фрески И. и Б.Паисеиных, С.Поспеева и др. XVII в
Слайд 41: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марко Руффо и др. Московский Кремль. Стены и башни. 1485-1495 гг
Слайд 42: Московский Кремль. Стены и башни. Мост Скалигеров (Верона, Г.Бевилаква, 1355 г.)
Слайд 43: Москва. Кремль. Церковь Ризположения – домовый храм митрополитов. 1484-1488 гг. Построена псковскими мастерами. Выполнена из кирпича. Апсиды декорированы тянутыми полуколонками, объединенными килевидными арочками. В орнаментальный пояс включены фризы из балясин и лилий
Слайд 46: Благовещенский собор Московского Кремля. Построен псковскими мастерами в 1484-1489 гг. Современный вид
Слайд 47: Благовещенский собор Московского Кремля – домовая церковь царей. 1484-1489 гг. Реконструкция. Малые главы были только над восточными ячейками. Аркатурно-колончатый пояс соседствует с псковским декором барабанов
Слайд 48: Благовещенский собор. План. Возведен на подклете, включает хоры и ступенчато повышающиеся своды. В 1564 г. окружен галереями с 4 приделами, стал 9-главым
Слайд 49
Итальянцы – Марко Руффо и Пьетро Солари - воздвигают Грановитую палату (1487 - 1491), получившую свое название по облицовке ее фасада граненым камнем.
Слайд 50
Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня, характерная для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, называлась “бриллиантовым рустом”.
Слайд 51: Марк Руффо, Пьетро Антонио Солари. Грановитая палата Московского Кремля. 1487-1491 гг. Оконные проемы изменены в XVII в
Слайд 52: Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари. Грановитая палата. 1487-1491 гг. Высота белокаменного здания 20 м, толщина стен 1,5 м. Над сенями находится «смотрильная палатка» для царицы и царских детей Палаццо Диаманти (Феррара, Б.Росетти, XV в.)
Слайд 53
Грановитая палата Ее парадный зал, расположенный во втором этаже, перекрыт крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп.