Первый слайд презентации
Искусство Руси XVI века: архитектура КУРС: Русское искусство до XVII века ЛЕКЦИЯ 9
Слайд 2
Четырехстолпные храмы, развивающие раннемосковскую традицию Рождественский собор Рождественского монастыря в Москве. 1501-1505. Близок раннемосковским храмам
Слайд 3
Успенский собор Старицкого монастыря. 1503-1537 гг. Четырехстолпный и трехапсидный, он также продолжает традиции раннемосковского зодчества, однако мощное пятиглавие выдает памятник периода торжества единого государства
Слайд 4
Покровский собор Покровского монастыря. 1510-1514 гг. Четырехстолпный, трехглавый, с тремя апсидами, на высоком подклете-усыпальнице, окружен двухъярусной обходной галереей. Колокольня, изначально столпообразная (1515), перестроена в XVII в. Суровый и приземистый монастырский храм во внешних формах следует московской традиции
Слайд 6
Церковь Трифона в Напрудном (быв. великокняжеском имении). Сер. 1470-х – сер. 1480 х гг. Барабан изначально не имел окон. В решении фасадов сочетаются новгородские, псковские и раннемосковские приемы
Слайд 8
Архангельский собор 1505-1508гг. арх. Алевиз Новый Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей.
Слайд 9: Архангельский собор. Реконструкция и план. В планировочном решении венецианец Алевиз, хорошо знакомый с византийским каноном, следует крестово-купольной системе
Слайд 10
В основном, храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане - прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Привычный нам облик собор приобрел уже в 1505-1508 годах, при Иване III. Для строительства храма из Венеции пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового.
Слайд 11
Архитектор сделал Архангельский собор полной противоположностью Успенскому : если тот имел древнерусскую внешность и итальянскую начинку, то здесь традиционный русский храм облачен в одежды ренессансного палаццо. И собор получился настолько красивым, что русские зодчие начали охотно использовать детали европейской архитектуры.
Слайд 12: Архангельский собор Московского Кремля и церковь Санта Мария деи Мираколи (Венеция, П.и Т.Ломбардо, 1481-1489 гг.)
Слайд 14
Алевиз Новый. Собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре. 1514-1517 Имеет восьмилепестковый план и восьмигранный барабан. Перестроен в XVII в. Для сравнения: Ф.Брунеллески. Ораторий Дельи Анжели во Флоренции. 1434-1436
Слайд 16
Успенский собор в Дмитрове. Конец 1500-х – начало 1510-х гг. Вид с севера
Слайд 17
Успенский собор в Дмитрове. Продольный разрез по центральному нефу. Реконструкция А.В. Яганова и Е.И. Рузаевой
Слайд 18
Успенский собор в Дмитрове. Южный фасад. Реконструкция А.В. Яганова и Е.И. Рузаевой
Слайд 20
Собор Сретения Владимирской иконы Богоматери в Сырковом монастыре близ Новгорода. Начало 1550-х гг. Южный фасад. Реконструкция Т.В. Гладенко. План
Слайд 21
Собор Сретения Владимирской иконы Богоматери в Сырковом монастыре близ Новгорода. Вид с юго-запада
Слайд 22
Успенский собор Ростова Великого. 1508-1512 гг. Выстроен из кирпича, цоколь и лопатки – из белого камня. Фасады расчленены карнизами, закомарам придана килевидная форма, центральный неф расширен, вместо колонн использованы столбы
Слайд 23
Смоленский собор Новодевичьего монастыря. середина XVI в.. Аркатурно -колончатый пояс отсутствует. Высота (с подклетом) 42,5 м. Монастырь основан в память отвоевания Смоленска у Литвы в 1524 г
Слайд 25
Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле. 1588 г. Западный фасад. Чертеж Ф. Рихтера. Середина XIX в. Южный фасад. Реконструкция А.Л. Баталова
Слайд 26
Собор Рождества Богородицы Пафнутьева-Боровского монастыря. Конец 1580-х – начало 1590-х гг. Вид с северо-востока
Слайд 27
Церковь Св. Троицы в селе Большие Вязёмы. Конец 1590-х гг. Вид с северо-запада
Слайд 28
В центре Кремля на Соборной площади расположена колокольня «Иван Великий». Она имеет особое значение, поскольку объединяет все храмы Кремля в единый архитектурный ансамбль. История колокольни началась еще в 1329 году, когда при Иване Калите на этом месте была построена каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году ее разобрали, а уже через три года итальянский архитектор Бон Фрязин в память об умершем Иване III возвел новую церковь — основу современной колокольни. Колокольня Ивана Великого — это пример влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен.
Слайд 29
Церковь-колокольня св. Григория Армянского в Хутынском монастыре близ Новгорода. 1535 г. Вид с юго-востока. Реконструкция Л.Е. Красноречьева
Слайд 30
Церковь-колокольня св. Антония Великого в Антониевом монастыре близ Новгорода. 1537 г. Виды с востока и юго-запада. Реконструкция Л.Е. Красноречьева
Слайд 32
Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым ) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III. Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника великого князя Ивана Грозного. Церковь Вознесения в селе Коломенское (1532)
Слайд 33
Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.
Слайд 39
Палата, как часть комплекса Владычного двора, была заложена по приказу новгородского архиепископа Евфимия в 1433 году.
Слайд 42
Церковь Рождества Христова в селе Юркино. План Южный фасад. Реконструкция
Слайд 44
Церковь Рождества Христова в селе Юркино. Керамический декор западного фасада
Слайд 45
Покровский собор, впоследствии названный храмом Василия Блаженного, 1552 г.,. Из текста летописи XVII в. известно, что его авторами были два архитектора – Постник и Барма.
Слайд 46
Собор Покрова на Рву. Вид с северо-востока. Приделы Св. Троицы, Трех патриархов, Киприана и Иустинии, Покрова Богородицы (на заднем плане)
Слайд 47
Собор Покрова на Рву. Придел Николы Великорецкого. Восьмерик придела Покрова Богородицы
Слайд 49
Храм включает девять столпообразных объемов, симметрично расположенных на высоком подклете. Для сравнения – план собора св. Петра в Риме ( Д.Браманте, 1503)
Слайд 50
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове 1560-е и 1570-е гг. (по А. Л. Баталову)
Слайд 51
Собор Покрова на Рву. Западный портал придела Покрова Богородицы Кессонированный потолок западной внутренней галереи