Слайд 2
Главные заметки урока Какие явления в развитии искусства свидетельствовали об обмирщении русской культуры в XVII в.? Обмирщение Парсуна Московское (нарышкинское) барокко Симон Ушаков Симеон Полоцкий
Слайд 3
Архитектура в XVII в. В XVII веке в России активно развивалась церковная и гражданская архитектура. Зодчие стремились создавать единый гармоничный архитектурный ансамбль, сочетая новые здания с постройками прошлых эпох и особенностями местного ландшафта. Особенно это удалось в Москве, Ростове, Ярославе и Суздале.
Слайд 4
Достижение Описание Кремлёвский ансамбль Москвы Включал колокольню Ивана Великого – самое высокое здание столицы (81 м). Теремной дворец (1635–1636) Построен для царских детей, отличался резным белым камнем, цветными изразцами, росписью стен и сводов. Возрождение византийской традиции (1652 г.) Церковь запретила шатровые храмы, что привело к появлению нового «смешанного» стиля: пятиглавых церквей с шатровой колокольней и причудливыми крыльцами, пристройками, переходами. Строительство монастырей Русские обители получили завершённый архитектурный облик. Развитие деревянного зодчества Сказочные деревянные возводились без единого гвоздя, строили деревянные терема и дворцы. Вершиной считался летний дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой.
Слайд 5
Архитектура в XVII в. Архитектурный стиль XVII в. называются московским (нарышкинским) барокко. Храмы в новом стиле отличались богатой декоративной отделкой, разноцветными фасадами. Среди лучших образцов нового стиля во второй половине XVII в.: Церковь Живоначальной Троицы (Москва) Церковь Покрова в усадьбе Л. К. Нарышкина в Филях Церкви Ильи Пророка в Ярославле Церкви Иоанна Златоуста под Ярославлем
Слайд 6
Терем царя Алексея Михайловича Кабинет (Престольная палата). Теремной дворец Московского Кремля
Слайд 10
Выделите характерные особенности архитектуры XVII века. Докажите, что московское (нарышкинское) барокко является оригинальным и самобытным направлением российского зодчества. Задание
Слайд 11
Живопись В XVII веке художники изображали библейские мотивы, но в русской живописи на смену строгим канонам пришло обмерщение – появление светских мотивов. Художники стремились к объёмности, выразительности и передаче индивидуальности персонажей.
Слайд 12
Достижение Описание Примеры Появление парсунов Светская портретная живописть « Титулярник » (1670-е), парсуны вельмож и купцов Симон Ушаков – ведущий художник эпохи Внёс новые принципы живописи, стремился к «живому образу». «Спас Нерукотворный». Фресковая живопись Стремление к динамике и повествовательности Фрески в церквах Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле Книжная и летописная миниатюра Отображение бытовых и исторических сцен Изображения крестьян, воинов, кораблей, царских детей
Слайд 14
Прочитайте отрывок из сочинения С. Ф. Платонова и ответьте на вопросы: Стр. 284 О ком идет речь в отрывке? Какие особенности творчества отражены в тексте?
Слайд 15
Театр В 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича появился первый постоянный театр, хотя церковь считала театр греховным занятием и осуждала скоморошество. Царский театр: Первая пьеса – «Комедия-притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого. Актёры – ученики лютеранской школы из Немецкой слободы во главе с пастором Готфридом Грегори и слуги боярина А. С. Матвеева. Женские роли исполняли мальчики, так как женщин не допускали на сцену. Отношение церкви – отрицательное; театр считался греховным занятием.
Слайд 17
Театр Царь Фёдор Алексеевич, воспитанник Симеона Полоцкого, театр закрыл, но в стране появилась западно-европейская музыка и ноты. Народные развлечения: Скоморохи – выступали с тремя видами представлений: Глум – сатирические сценки и фарсы. Позорище – зрелищные постановки. Потеха – развлекательные номера. Кукольные комедии – главным персонажем был Петрушка. Музыкальные представления – использовались духовые, струнные и ударные инструменты (гусли, домры, бубны).
Слайд 19
Как вы понимаете понятие «обмирщение культуры»? В чем выразился процесс обмирщения в русском искусстве в XVII в.? Вопрос