Первый слайд презентации: Использование кукол Би-Ба-Бо, как средство развития детей дошкольного возраста
Музыкальный руководитель МБДОУ №10 Ланихина А.Е. г. Тверь, 2016 год
Слайд 2
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.
Слайд 3
Кукольный театр – вид театрального представления, в которых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей. Театром кукол би-ба- бо или театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались бураттини, теперь они носят имя пупатццы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки. Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, было оберегать ребенка от порчи, сглаза. Но в средние века куклы вышли на площади и ярмарки, где они принимали активное участие в публичных представлениях. Затем куклы–артисты постепенно вошли в дом, где устраивались домашние спектакли почти каждые выходные. Дети сами придумывали спектакли, лепили кукол и шили для них платья, даже делали декорации. Эти потешные персонажи кукольного театра вызывали интерес и добрую улыбку не только у детей, но и у взрослых. Роль в таких спектаклях доставалась почти каждому члену семьи. С тех пор куклы–артисты прочно вошли в нашу жизнь и занимают в ней достойное место.
Слайд 5
Цель : - развитие эстетических способностей; - развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; - развитие артистических способностей; - активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; - овладение навыками общения.
Слайд 6
Основные задачи: создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности ; приобщать детей к театральной культуре; обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе ; создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими и др.).
Слайд 7
Творческое взаимодействие взрослых и детей Дети Р одители Воспитатели Музыкальный руководитель Режиссёр Детские театры Музеи кукол Преподаватель изобразительной деятельности Комплексные занятия Совместные спектакли Психолог Инструктор по физической культуре
Слайд 8
Использование кукол Би-ба- бо : кукла одевается на руку, где указательный палец - это голова, а пальцы с право и слева - это руки. Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам. Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости - он прыгает, при испуге - дрожит, при удивлении - разводит лапки в стороны.
Слайд 9
Потребуется освоить кукловождение - ряд упражнений, чтобы кукольные спектакли были профессионально яркими. Их я разделила на 5 этапов: 1 ЭТАП. - Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы. - Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.
Слайд 10
2 ЭТАП. - Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и двигать ею: кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время "жить", что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. - Внимание детей, чтобы к укла без движения не застывала, т.к. она сразу становиться не интересной. 3 ЭТАП. - Добавляем к движениям - голос, один из важных моментов. Желательно найти для каждого персонажа (кукла) свой, характерный голос, свою манеру разговора.
Слайд 11
- Учимся умению использовать двух кукол сразу в двух руках. - Кукловоды действуют стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу. 4 ЭТАП. 5 ЭТАП. - Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план. Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы. Всё должно быть просто, изящно и красиво. Когда нужно показать - лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода)
Слайд 12
: сцена ширма зрители аплодисменты декорации освещение кулисы з анавес афиша билеты зрительный зал кукловоды спектакль Используем словесные, наглядные методы и приёмы употребляемые в театре:
Слайд 13
Типы занятий по театрализованной деятельност и Репетиционное Интегративное Типовое Доминантное Тематическое Фрагментарное (на других занятиях)
Слайд 14
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает : просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним ; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно- развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности ); игры- превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики; упражнения на развитие выразительной мимики ; подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Слайд 15
Регламентация занятий. Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей – 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие занятия - репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут
Слайд 16
Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Принципы организации театральных занятий:
Слайд 18
№ Месяц Спектакли 1 Сентябрь "Путешествие в лесную аптеку" (ОБЖ ) " Почему морковку - морковкой назвали" 2 Октябрь "Трудолюбивая курочка" "Мужик и медведь" 3 Ноябрь "Часы с кукушкой" "Как Собака друга искала" 4 Декабрь "Новогодняя елка" "Два Мороза" 5 Январь "Снегурочка" "Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко" 6 Февраль " Хрюша обижается" "Петушок и бобовое зернышко" 7 Март "Проделки Бабы Яги" "Колечко" 8 Апрель "Жадина" "Лисица - ученица" 9 Май "На лесном перекрестке" (ОБЖ ) "Репка и Коза - дереза" В 2016-2017 учебном году мы планируем показать нашим юным зрителям следующие спектакли:
Слайд 19
Предполагаемые умения и навыки детей • Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно. • Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц. • Запоминают заданные позы. • Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка. • Знают 5–8 артикуляционных упражнений. • Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно. • Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом. • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. • Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями. • Умеют составлять предложения с заданными словами. • Умеют сочинять этюды по сказкам. • Умеют строить простейший диалог.
Слайд 20
Участие в играх с куклами «Би-Ба- Бо » Д ети развивают мелкую моторику, которая очень необходима для развития речи, мышления, улучшится координация движений, она станет увереннее и точнее. Нужно отметить, что маленький кукловод управляет игрушкой тремя пальцами (указательный, большой и средний), которые так необходимы при письме. Маленькие актеры принимают участие в выступлениях, при этом они фантазируют, читают стихи, импровизируют, что очень важно для развития речи, она становится красивой и грамотной. Малыши учатся перевоплощаться, учатся произвольности, развивают свое творческое воображение, учатся выступать перед публикой, тем самым улучшается общение друг с другом, дети становятся мудрее и добрее.
Слайд 21
Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду» Рекомендуемая литература Анатолий Васильевич Щеткин « Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5‑6 лет»