Слайд 2: План
Становление предмета «обществоведение» в школе. Обществоведение 20-х годов. Общественные дисциплины 30-50 годов. Обществоведение 60-80-х годах. Становление нового содержания обществоведческого образования.
Слайд 3: Дореволюционный этап
К началу XX века в учебных планах российских учебных заведений доля предметов социально-гуманитарного цикла была невелика. Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени. Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ.
Слайд 4
В русской дореволюционной школе знания о том, как устроен мир и как жили люди в прошлом, учащиеся долгое время постигали через религиозное понимание действительности. В школах в XVII-XVIII вв. были в ходу учебные книги, включавшие и сведения о прошлом, и заметки о природных явлениях, и правила поведения в школе, дома, в церкви и на улице, и грамоту, и «счисление». Они назывались «Азбуковники». Материалы в таких книгах размещались по типу словаря, что было свойственно учебным книгам в эпоху Средневековья и в Новое время.
Слайд 5
В русских школах XVIII в. знания об обществе и человеке в прошлом и настоящем передавались в форме катехизиса, т. е. вопросов и ответов, рассчитанных на запоминание фактов, дат, понятий. Главными методами обучения истории были чтение и заучивание вопросов и ответов по учебнику. Учитель же должен был руководить процессом заучивания наизусть. В середине XVIII в. появляется метод попеременного чтения учебника.
Слайд 6
История как предмет государственного обучения появляется вместе с первой правительственной академической гимназией, возникшей при Санкт-Петербургском университете в 1726 г. Обучение в гимназии, начиналось с пятого класса и заканчивалось первым. Начальные 5,4,3 классы составляли так называемую «приготовительную школу». Предмет «История» вводился с 3 класса, ему уделялось три часа в неделю.
Слайд 7
В настоящее время важной проблемой является формирование у детей целостного восприятия мира. Педагоги прошлого тоже ставили и пытались решить эту задачу. В конце XVIII в. комиссией по учреждению народных училищ был предложен метод комплексного повторения материала, когда все учителя время от времени собирались вместе и вели общую беседу с учениками.
Слайд 8
Например, учитель религии задавал вопросы о том, кто создал мир; учитель географии присоединялся к беседе с вопросом о том, «как разделяется мир сей на глобусе», а историк мог выяснять, кто описал создание мира, когда жил святой историк Моисей, какие он писал книги, какие народы и государства были в его век и т. д.
Слайд 9
В первой половине XIX в. в связи с начинающейся либерализацией общества возрастает интерес к воссозданию исторического прошлого с помощью образных представлений, посредством повествовательного рассказа и объяснения, подводящих к определенным выводам и обобщениям. Так преподавали прогрессивные учителя, так писались некоторые учебные книги.
Слайд 10
Например, в 1849 г. массово разошлась по образовательным учреждениям книга для чтения в начальной школе В.Ф. Одоевского (1804-1869) под названием «Рассказы о Боге, человеке и природе». Она содержала следующие разделы: история общественной жизни; понятие о человеке вообще; отношение людей к Богу; место жительство и его окрестности; естественная история; силы и явления природы; сельская и городская жизнь. Материал книги изложен просто и доступно. Форма изложения самая разнообразная: описание, повествование, диалоги учителя с учащимися, разговоры отца с сыном и др. В середине XIX в. появляются и так называемые нетрадиционные методы. К их числу можно отнести метод А. Язвинского.
Слайд 11
В 30-е гг. XIX в. чиновник высокого ранга А. Язвинский предложил настольную игру для изучения хронологии. Она представляла собой своеобразную систему хронологии, где важнейшие факты записывались на квадратных листах разного цвета, разделенных на 100 небольших клеток, каждая из которых обозначала год, а целый лист — соответственно столетие. Клетки имели клапаны, позволяющие открыть и закрыть дату. Эта методика была встречена с большим энтузиазмом, но в нашей стране интерес к ней скоро пропал, зато в Западной Европе этот прием довольно скоро получил распространение, а в настоящее время сохраняется в виде исторического лото.
Слайд 12
Директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберт ввел в конце XIX в. обобщительно-рифмический метод. Суть его в том, что факты истории рифмовали и, распевая, заучивали. Опрос, которому уделялось особенное внимание, помогали проводить помощники учителя, называвшиеся аудиторами.
Слайд 13
Новый этап в передаче знаний о человеке и обществе в России — вторая половина XIX в. Падение крепостного права и проведение либеральных реформ Александра II вызвали значительные изменения в школьном образовании. Царское правительство, учитывая возрастающую потребность в образованных людях, вынуждено было увеличить число начальных школ. Однако реформы не были доведены до конца, и борьба за новую школу, за новое содержание и новую организацию учебного процесса в ней продолжалась. Немалую роль сыграли здесь впервые появившиеся педагогические журналы В журнальных статьях четко проявлялось стремление прогрессивных учителей отбросить казарменный стиль обучения и методику «нудного зазубривания» фактов, дат, имен.
Слайд 14
Огромной вклад в разработку новой организации начального образования в целом и методики начального обучения истории в частности сделал в эти годы К.Д. Ушинский, который создал систему образных рассказов по истории. Изложение материала он советовал сопровождать наглядностью и разнообразными видами беседы, отмечая, что образы не являются самоцелью, а должны подводить учащихся к усвоению понятий.
Слайд 15
В «Педагогическом сборнике» 1877 г. появляется внушительная статья Я. Г. Гуревича «Опыт методики истории», где автор выделяет элементарное обучение истории как очень важный курс, знакомящий школьников с событиями из истории Отечества и личностями, наиболее ярко проявившими себя в истории. В это же время становится популярным биографический метод, который позволял посмотреть на исторические события через призму биографий людей, так или иначе участвующих в историческом процессе.
Слайд 16
На рубеже XIX и XX вв. педагоги начинают придавать большое значение изучению истории в младших классах. Так, появляются работы А. Кролюницкого, Д. М. Петрушевского, В. Желтова и В. Токина.
Слайд 18
Много интересного и важного внесли в преподавание знаний о человеке и обществе методисты XX в. Это такие приемы, как драматизация, персонификация, использование экскурсий, привлечение текстов исторических документов и художественной исторической литературы, разнообразное использование наглядности.
Слайд 19
После революционных потрясений 1917 г. школа пережила ряд кардинальных преобразований. Так, возникшая после 1918 г. трудовая школа отменила классное обучение, заменив его трудовым. В новой школе не было балльных оценок, взысканий, домашних заданий. Вместо классов были введены небольшие группы — «бригады», вместо уроков проводились лабораторные занятия. Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек. Трудовая школа включала две ступени: первая — для детей от 8 до 13 лет и вторая — от 14 до 17 лет. На первой ступени обучение истории начиналось с 3 класса и на него отводилось 3 часа в неделю. Трудовой школой поощрялось практическое освоение и применение знаний: беседы с крестьянами и рабочими, спектакли, организация праздников, экскурсии, доклады, моделирование и реконструкции.
Слайд 20: Послеоктябрьские поиски нового содержания социальных дисциплин
"Мы говорим: наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто, заявляем, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие".
Слайд 21: А.В. Луначарский
стремился сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания не признавал идей Крупской о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа»
Слайд 22: М.Н. Покровский
Заместитель наркома просвещения, отвечал за сферу науки и высшего образования, нарком просвещения РСФСР. Крылатая фраза : «История есть политика, опрокинутая в прошлое» Акцентировал внимание на практическом значении истории, необходимости обращаться к тематике, могущей быть ценной для текущих общественных потребностей. По этой причине он предлагал интегрировать школьный курс истории в курс обществоведения.
Слайд 23: П. Н. Лепешинский
Возглавлял отдел реформы школы Наркомпроса РСФСР «Московский проект» — наиболее радикальный вариант реформы образования: всеобщее, бесплатное светское, равное, непрерывный учебный год ( 2 дня на экскурсии) примерные программы отмена классов по возрастам группировкой отмена предметного преподавания вместо учебников рабочие книги школа-коммуна главный фактор образования - труд. политехнический принцип обучения выделял эвристический метод
Слайд 24: П.Ф. Каптерев
"Среди продолжающейся политической бури между борющимися за господство политическими партиями куда направить педагогу свою школьно-педагогическую ладью?... Первое, что может представиться педагогу в таком положении, это объявить школу учреждением неполитическим, а потому требовать, чтобы политические партии на нее не посягали, оставили ее в покое"
Слайд 25: Положение учительства
Учительство раскололось на сторонников и противников новой власти и реформы Уже в июне 1918 г. в Петрограде состоялось заседание большой группы ученых и преподавателей истории. Обсуждался вопрос: "Какой долг накладывает переживаемый момент на русского педагога, в особенности на преподавателя истории» "Ассоциация научно-педагогических организаций" (1200 ч ел ) Всероссийский съезд по просвещению (26 августа — 4 сентября 1918 г.) Более 1000 периодических педагогических изданий
Слайд 26: Главные нововведения
" Положение о единой трудовой школе", утвержденное ВЦИКом 30 сентября 1918 Б ыли разработаны и в начале 1919 г. опубликованы опытные примерные программы по «Истории и социологии труда» : а)первые в истории советской школы программы по теоретическому предмету социологического характера для двух последних классов школы второй ступени (8 и 9) б) Предмет состоял из курса истории труда (политической экономии) и социологии. в) Всего на предмет отводилось 144 часа
Слайд 27: Обществоведение 20-х годов
В декабре 1920 г. — январе 1921 г. партийное совещание по вопросам народного образования приняло решение о подготовке преподавателей вузов по обществоведению программы единой семилетней школы 1921 года в этих программах впервые появился термин "обществоведение". Программы 1921 г. строились на основе тезисов о школьном строительстве, подготовленных при участии Н.К. Крупской и принятых научно-педагогической секцией ГУСа (Главного Ученого Совета) 4 июля 1921 г. Программа 1921 г. предлагала порядок распределения материала о жизни общества по новой схеме, своего рода компромисс между старой и новой школой.
Слайд 28
В основу преподавания общественных наук был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно-воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д. Также экскурсионная работа и метод проектов
Слайд 29: Обществоведение — это наука или комплекс знаний ?
Автор объяснительной записки программы 1921 г. Н. Тарасов стоял на точке зрения, что это самодовлеющие отрасли общественного знания: экономика, право и история, объединенные в цельную дисциплину — обществоведение. Другие авторы считали, что не следует вводить в школу несуществующую науку. Если же понимать под обществоведением социологию, то эта абстрактная наука недоступна для учащихся семилетки.
Слайд 30: На путях к новой школе»
К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени. 5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ. Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней. 1927 г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР. Одновременно выходили рабочие книги по обществоведению, впервые приспособленные к утвержденным программам.
Слайд 31: Первые учебники
Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева. «Подвижная лаборатория по обществознанию», Б.Н. Жаворонков, С.Н. Дзюминский –более 100 выпусков(1925) Учебник по истории труда, Н.А. Рожков Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926 )
Слайд 32: Общественные дисциплины в 19 30-50-х годах
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
Слайд 33
В начале 30-х годов наступает новый этап школьного образования: вводятся программы и классно-урочная система с четким расписанием уроков. Таким образом, с 1935 г. до конца 60-х годов в последнем классе начальной школы изучался пропедевтический, т. е. предварительный, курс истории СССР, куда входили и общественно-политические знания.
Слайд 34
В апреле 1930г. В газете «Правда» был дан политический анализ четырёх рабочих книг по обществознанию, а также была поставлена задача пересмотра стандартных учебников Наркомпроса. ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом падагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники. Директивные распоряжения ЦК ВКП(б) и Наркоспроса 1930-1931гг. Выдвинули задачу составления нового марксистского учебника по обществоведению «как ударную политическую задачу текущего момента»
Слайд 35
После принятия Советской Конституции 1936 г. в учебный план школы была введена новая обществоведческая дисциплина. Распоряжением совета Народных комиссаров СССР от 1 февраля 1937 года «в целях изучения основ советского строя советской молодёжью, готовящейся встать в ряды сознательных и активный строителей социалистического общества» с 1937 / 38 учебного года вводилось преподавание Конституции Союза ССР в качестве самостоятельного предмета в 7 классе средней школы. Курс обществоведения был заменен преподаванием Конституции СССР.
Слайд 36: Приемы изучения Конституции
Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.
Слайд 37: ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДИКИ
1-Учителю предлагалось приводить примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и предприятий Советского Союза, статистические данные, законодательные акты, материал из курса истории, а также примеры из жизни народов зарубежных стран (примеры должны были служить «задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения» 2-Газетные и журнальные статьи было рекомендовано использовать в качестве источника ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров «как радостной и счастливой жизни народов СССР и стран нарожднолй демократии, так и мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран» 3-Затем важное место на уроках Конституции занимали идеи, содержащиеся в идеях руководителей страны.
Слайд 38: Особо важные статьи Конституции 1936 года»
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».
Слайд 39: Новые предметы
В 1947 учебном году школьный учебный план пополнился двумя новыми обществоведческими дисциплинами. Официальное сообщение в "Учительской газете" гласило, что "ЦК ВКП(б) признал совершенно ненормальным, что в средних школах не преподаются логика и психология". Были выпущены учебники, намечены меры по подготовке преподавателей. Действительно, для нового советского поколения преподавателей содержание вновь введенных дисциплин было незнакомым и достаточно сложным. ОДНАКО: В середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.
Слайд 40: Обществоведческое образование в 19 60-80-х годах
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ ОТ ОТТЕПЕЛИ ДО ЗАСТОЯ
Слайд 41
В последующий период, в 1970-1980-е гг., этот курс был включен в программу средней школы и в начальной школе не преподавался.
Слайд 42: ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ
Постановление ЦК КПСС от 25 апреля 1960 г., «О введении курса «Основы политических знаний» в средних школах и средних специальных учебных заведениях и о подготовке учебника по этому курсу» XX съезд КПСС – демократические перемены Реформа образования – два новых курса новейшая история обществоведение
Слайд 43: ВВЕДЕНИЕ КУРСА
3 года – экспериментальное преподавание курса В 1963 г. курс введен в выпускных классах средних школ, но называться он стал «Обществоведение», а не "Основы политических знаний» Учебная программа написана под влиянием Программы партии 1961 г. («Программы строительства коммунизма»)
Слайд 44: СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения Социализм первая фаза коммунистического общества КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм XX век — век торжества коммунизма Таким образом, курс последовательно пропагандировал партийную идеологию.
Слайд 45: НОВОЕ В МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ
Достижения преподавания нового курса были представлены на Всероссийском семинаре учителей обществоведения (1964 г.) и педагогических чтениях (1965 г.), где поднимался широкий круг методических проблем: межпредметные связи и формирование мировоззрения учащихся; изучение законов диалектики; из опыта организации ученических социологических исследований; индивидуальные задания по обществоведению в школах рабочей молодежи; подготовка учащихся к жизни; активизация общественно-политической деятельности учащихся; тематическое планирование в курсе обществоведения; теоретические конференции; виды заданий на уроках обществоведения; изготовление наглядных пособий
Слайд 46: УРОК-СЕМИНАР
С новым предметом в школу пришла новая для среднего образования форма учебных занятий — семинар, основой которого стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса: конспектирование литературы, подборка газетных вырезок, посильные наблюдения явлений действительности Ищущие новую методику учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований обсуждаемых проблем. Внимание учащихся с запоминания отдельных фактов и положений переключалось на самостоятельное их истолкование и оценку.
Слайд 47: МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
В 60-80-е гг. в практику лучших учителей вошло проблемное обучение. Продолжалась разработка проблемы применения знаний, полученных при изучении обществоведения, на последующих по времени уроках истории В 70-х гг. была разработана методическая система лекция семинар коллоквиум зачет
Слайд 48: ВЫДАЮЩИЕСЯ МЕТОДИСТЫ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ И ИХ ИДЕИ
А. В. Дружкова (работа с документами) С. А. Ежова (уроки-конференции) Г. В. Артемьева (социологические исследования) В. И. Загвязинский (использование личного опыта учеников)
Слайд 49: БОРЬБА ДВУХ ТЕНДЕНЦИЙ
С самого начала в организации учебного процесса по обществоведению обнаружились две тенденции догматическая творческая Господство «воспроизводящих» методов развитие самостоятельного мышления идеологическая заданность демократический импульс XX съезда
Слайд 50: НОВАЯ» ПРОГРАММА
В 70-х гг. программа курса «Обществоведение» объединяла основное содержание курса в 4 разделах: Диалектический и исторический материализм основа научного мировоззрения Капитализм — последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму Социализм и коммунизм — две фазы единой коммунистической формации Коммунистическая партия Советского Союза — руководящая и направляющая сила Советского общества Половина учебного времени отводилась на изучение III темы, т. е. советского общества.
Слайд 51: НОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Обществоведческий цикл в школе пополнился двумя новыми курсами: Основы советского государства и права Советское государство. Право и мораль. Государственное (конституционное) право. Отрасли Советского права. Борьба за социалистическую законность. Этика и психология семейной жизни Личность, общество, семья. Особенности межличностных отношений юношества. Брак и семья. Основы семейных отношений. Семья и дети.
Слайд 52: Становление нового содержания обществоведческого образования
ПЕРЕСТРОЙКА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Слайд 53: ДИСКУССИИ
В 1985- 1986 гг. происходила дискуссия « Каким должен быть учебник обществоведения? » Дискуссия показала неудовлетворенность учителей, существовавшим тогда учебником, их желание работать с книгой, в большей мере ориентированной на личность ученика.
Слайд 54: Программа курса в середине 19 80-х гг
нацеленность на формирование коммунистического мировоззрения отражение основных задач «перестройки» курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека проблема «общество и личность» – сквозной для всего курса были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи было запланировано время для семинарских и практических занятий разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.
Слайд 55: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В условиях развернувшейся перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии самостоятельно разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет. Выдвигались новые задачи для учителей: Отход от догматических методик Отказаться от авторитарности Отказ от отнимающих много времени и не вызывающие интереса учащихся видов деятельности Использовании собственного опыта учащихся
Слайд 56: АГОНИЯ КУРСА
В 1986 — 87 гг. — последняя попытка модернизировать курс «Обществоведение» Предложен для обсуждения проект новой учебной программы, отразившей «идеологию перестройки» Поддержку учителей получили следующие положения: поворот курса к проблемам человека акцент на личностный аспект обществоведения усиление связи курса с жизнью усиление направленности на выработку умений ориентация на перестройку учебного процесса
Слайд 57: РЕФОРМИРОВАНИЕ КУРСА
Перемены в стране обгоняли реформирование курса «Обществоведение» 1988 г. началась разработка взамен старых обществоведческих учебных дисциплин принципиально нового обществоведческого курса, который должен начинаться с 8-го класса и продолжаться до выпускного класса средней школы включительно
Слайд 58: РАЗРАБОТКА НОВОГО КУРСА
На рубеже 80 — 90-х гг. к разработке программ такого курса приступило несколько коллективов Название курса — «Человек и общество». Часть творчески работающих преподавателей не удовлетворенных содержанием существовавших общественных дисциплин, стали на свой страх и риск преподносить учащимся новое содержание.
Слайд 59: НАКАНУНЕ РАСПАДА СССР
1990 г. Всесоюзная научно-практическая конференция по этим проблемам нового курса «Человек и общество» в г. Луцке (УКРАИНА). Было представлено четыре авторских варианта программ нового курса.
Слайд 60
Высказывались идеи: выпускники школы «больны» функциональной неграмотностью необходима нацеленность школы на человека учебник по новому предмету не должен давать окончательные ответы на все вопросы, а пробуждать интерес новое содержание учебного предмета требует диалогизации методов обучения предполагается самостоятельное обращение учащихся к различным источникам в изучении нового предмета велика роль семинаров, диспутов и т.д. компьютеризация обществоведческой подготовки учащихся
Слайд 61: А НУЖЕН ЛИ КУРС?
Две противоположенные точки зрения на обществоведение в конце «перестройки»: обществоведческие дисциплины должны быть исключены из учебного плана школы, поскольку они навязывают учащимся потерпевшую крах идеологию в кризисное время особенно велика роль учебных дисциплин, помогающих понять окружающий мир, самостоятельно определить собственную жизненную линию
Слайд 62: ОТМЕНА КУРСА
В этой обстановке прежний курс «Обществоведение» был исключен из учебного плана школы. Попытка в 1990—91 гг. учебном году заменить его курсом «Введение в марксистское обществознание» не была поддержан большей частью учителей. На рубеже 90-х гг. разработкой нового курса уже занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, несущие в школу современные взгляды на общество и человека.
Слайд 63: НОВЫЙ КУРС
Наибольших успехов в этой сфере добился Л.Н. Боголюбов С конца 80-х гг. он возглавляет коллектив научных сотрудников и учителей по разработке основ современного обществоведческого образования. В его лаборатории созданы учебные пособия «Введение в обществознание», 8-9-е кл., «Человек и общество», 10-11-е кл.; тесты и задания по обществоведению. Подготовлены методические пособия для учителей школы. Издан учебник для студентов педвузов «Методика преподавания обществознания в школе»
Слайд 64
К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы.
Слайд 65: Новое реформирование образования произошло в связи с перестройкой общества. Линейная структура учебных предметов была заменена концентрической, и тогда Министерство образования рекомендовало перенести пропедевтический курс из основной школы в начальную. Обязательный минимум содержания обучения в начальной школе, утвержденной приказом Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1235, включает 7 образовательных областей: филологию, математику, естествознание, обществознание, искусство, технологию, физическую культуру
Слайд 66: Образовательная область «Обществознание» объединена с областью «Естествознание» в единый образовательный компонент «Окружающий мир». Базисным учебным планом РФ на федеральный и региональный компонент «Окружающий мир» отводится в 1 и 2 классах по 1 часу в неделю без деления на предметы, в 3, 4 классах — по 2 часа в неделю (1 час — естествознание, 1 час — обществознание). Например, данный компонент может быть представлен предметами «Природоведение» и «Моя Родина — Россия» или «Естествознание» и «Введение в историю». В начальной школе возможен и единый курс, объединяющий знания о природе, обществе, человеке (например, «Окружающий мир», «Я и мир вокруг»)
Слайд 67: В настоящий момент действует новый образовательный стандарт для начальной школы, который предусматривает изучение образовательной области «Окружающий мир», в рамках которого изучается предметная область «Обществознание»
Последний слайд презентации: История преподавания обществознания в России: Литература и источники:
История и обществознание в школе, 2000. №3 Морозова С.А. « Основные тенденции правового обучения и воспитания школьников в советское время». Конституция СССР 1936 г. Алексеева Л.В. «Школьное образование: история, теория,и проблемы методики обучения» Учебное пособие. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 304 с. Изучение обществоведения в средней школе. Пособие для учителей /Под ред. А.В. Дружковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с. Обществоведение. Программа для средней общеобразовательной школы и средних специальных учебных заведений. – М.: Политиздат, 1984. – 32 с. Обществоведение. Программа для средней общеобразовательной школы и средних специальных учебных заведений. – М.: Политиздат, 1976. – 16 с. Обществоведение. Программа для средней общеобразовательной школы и средних специальных учебных заведений. – М.: Политиздат, 1981. – 32 с. Обществоведение. Тематическое планирование курса для средней общеобразовательной школы, средних специальных и средних профессионально-технических учебных заведений на 1989/90 учебный год. – М.: Политиздат, 1989. – 32 с.