Слайд 6
Официально, т.е. по инициативе власти, получать образование женщины в России начали при Петре 1: в 1724 году он издал указ, предписывающий монахиням воспитывать сирот и обучать их грамоте. А девочек – ещё и шитью, и прочему рукоделию в обязательном порядке.
Слайд 7
В дворянские семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, танцам, музыке, гувернанток и бонн для обучения светским манерам, рукоделию. При этом главное внимание обращалось на внешнее воспитание, заключавшееся в «политесе» — обходительности в обращении. Встречались единичные школы для девочек в Прибалтийском крае России, в Москве при лютеранской церкви (с 1694 г.) и Петербурге при церкви святого Петра (с 1703 г.). Это были смешанные школы для детей иностранцев. Появились и частные школы, где девочек обучали «Для домашнего обихода» чтению (письму обучали только в некоторых школах).
Слайд 8
Во 2-ой половине XVIII века для девочек из привилегированных семей создавались частные пансионы, большинство которых содержали иностранцы, преимущественно французы и француженки. Большинство пансионов находились в Москве и Петербурге. Образование женщин оставалось преимущественно домашним, считалось делом семьи, заботой родителей.
Слайд 9
Усиление в стране просветительного движения и распространение прогрессивных идей оказали свое влияние на развитие школы и, в частности, на женское образование. В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы».
Слайд 12
Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков
Слайд 13
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища — средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.
Слайд 17
30 мая 1858 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», согласно которому эти учебные заведения должны были содержаться преимущественно на средства общественности, благотворительных организаций и частных лиц, получая денежные субсидии от правительства лишь в отдельных случаях.
Слайд 18
В 1870 году было утверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», по которому женские училища первого разряда переименовывались в женские гимназии, а второго разряда – в женские прогимназии
Слайд 19
В 1897 году в Петербурге был открыт женский медицинский институт, в 1903 году – педагогический институт.
Слайд 20
На рубеже веков школа оставалась многотипной. В стране насчитывалось 60 различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей.
Последний слайд презентации: история женского образования в России
Основная масса женщин дореволюционной России не только была лишена возможности получать специальное образование, но, и оставалось неграмотной. По данным переписи 1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской местности — всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек, среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин. Система образования в России сформировалась лишь после революции 1917 года, которая уравняла права женщин и мужчин.