Первый слайд презентации
Итоговая работа по программе « Инструктор-методист по адаптивной физической культуре : На тему: «Применение тренинга Айкидо в адаптивной физической культуре » Выполнил(слушатель): Ахмедзянов Марат Рафаилович Руководитель: Черноног Дмитрий Николаевич
Слайд 2
Актуальность исследования Постоянные мысли о выживании и повсеместно распространенная гиподинамия приводят организм в состояние «предболезни» особенно это затрагивает людей с нарушениями зрения,слуха и опорно двигательных функций. Тело не получает необходимой двигательной (мышечной) нагрузки или целенаправленной тренировки, из-за чего не снимается «психологический прессинг», и нервная система не справляется с последствиями стресса. Это огромным грузом ложится на психику. Даже незначительные изменения в психическом и физическом состоянии оказывают влияние на все системы организма. Как следствие стресса ухудшается адаптация и появляются различные психофизиологические дисфункции.
Слайд 3: Цель
Целью данной работы было определение влияния тренингов айкидо на психофизиологическое состояние человека и применение в адаптивной физической культуре. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Слайд 4: Объект исследования: 24 добровольца, занимающиеся в группе айкидо (18 мужчин, 6 женщин, средний возраст 25,5±5,9 лет). Предмет исследования: Рассмотрен механизм коррекции психофизиологических патологий способом тренировок айкидо, связанный со специфичностью воздействий восточных боевых практик. Гипотеза: предполагается, что при постоянном использовании тренировок айкидо будет способствовать улучшению психофизическому состоянию испытуемых
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Слайд 5
1. Провести первичное фоновое обследование испытуемых; 2. Исследовать изменения в состоянии испытуемых вследствие проведения тренингов айкидо; 3. Проанализировать динамику первичного и повторного обследований; 4. Дать практические рекомендации на основе полученных в данной работе результатов. Задачи
Слайд 6
Обследование проводилось каждый раз - в начале и в конце тренировки (7-10 тренировок). Всем испытуемым до и после занятий предлагались психофизиологические тесты: – индекс напряжения (ИН). – тест Спилбергера -Ханина – индивидуальное восприятие субъективного времени по сравнению с метрическим – степень концентрации внимания. – стандартными способами измерялись артериальное систолическое и диастолическое давление; – частота сердечных сокращений. Методы исследования
Слайд 7: Этапы исследования
Психофизиологическое состояние волонтеров предложено расценить как перенапряжение (напряженность). Провести комплексное психофизиологическое обследование на основе системного подхода в группе добровольцев, занимающихся айкидо, живущих в современном мегаполисе и испытывающих регулярные неравномерные и непредсказуемые негативные стрессогенные эколого-экономические нагрузки, которые наслаиваются на привычные личные стрессы. Рассмотреть механизм коррекции психофизиологических патологий способом тренировок айкидо, связанный со специфичностью воздействий восточных боевых практик. Обосновать рекомендации необходимости занятий айкидо для повышения психофизиологического статуса и улучшения качества жизни людей с нарушениями зрения, слуха опрно двигательных функций и в современном социуме.
Слайд 8: Тесты
В таблице показана динамика исследуемых функций до занятий айкидо у 24 добровольцев, принявших участие в предложенном эксперименте. При тестировании по методу Спилбергера -Ханина у испытуемых была выявлена высокая степень реактивной тревожности. Средний показатель степени тревожности составлял 52,7-1,2 баллов. Индекс напряжения был 58-1,5 баллов. Большое внимание при оценке состояния каждого участника уделялось тесту «индивидуальная минута», результат которого отражает степень стрессорного воздействия и способности к адаптации. При первичном тестировании биологическое время волонтеров существенно отличалось от метрического (39,3-2,5 субъективной секунды). Время арифметического счета двузначных чисел (сложение и вычитание), затраченное на правильный ответ до тренировки было 3,7-0,3 секунд Тесты
Слайд 9: Тесты
Со стороны кардиореспираторной системы отмечались цифры артериального систолического давления 125,1-1,4 мм ртутного столба, диастолического давления 73,0-1,4 мм ртутного столба, частота сердечных сокращений составляла 76,0-1,6 ударов в минуту. В состоянии расслабления и покоя до начала тренировки регистрируется напряжение регуляторных психофизиологических механизмов, что показывает фоновое напряжение адаптационных возможностей здоровых молодых жителей современного мегаполиса, и подтверждает ранее опубликованные данные. Тесты
Слайд 10: Тесты
Среднеарифметические показатели (-стандартное отклонение) исследуемых параметров у 24 добровольцев в начале и в конце прохождения серии тренингов айкидо Фоновое измерение до прохождение тестов Повторное измерение после прохождения тестов Реактивная тревожность (баллы) 52,7-1,2 43,3*-1,2 Субъективное время (секунды) 39,3-2,5 59,4*-3,0 Концентрация и внимание (секунды) 3,7-0,3 2,7*-0,8 Индекс напряжения (баллы) 58,0-1,5 35,1*-1,5 Систолическое АД (мм рт.столба ) 125,1-1,4 132,1*-2,6 Диастолическое АД (мм рт. столба) 73,0-1.4 77,0*-1,8 Частота сердечных сокращений (уд/мин) 76,0-1,6 78,0*-2,6
Слайд 11: Результаты и их обсуждение
В приведенной таблице также демонстрируются усредненные фоновые показатели проведенного тестирования после серии тренингов айкидо. Достоверно фиксируются приближение исследуемых психофизиологических функций к норме. Средний показатель степени тревожности составляет уже 43,3-1,2 баллов. Индекс напряжения 35,1-1,5 баллов. Психологическое время испытуемых приближается к метрическому - 59,4-3,0 субъективной секунды. Время арифметического счета двузначных чисел (сложение и вычитание), затраченное на правильный ответ после тренировки становится 2,7-0,8 секунд. Цифры артериального систолического давления - 132,1-2,6 мм ртутного столба, диастолического давления - 77,0-1,8 мм ртутного столба, частота сердечных сокращений - 78,0-2,6 ударов в минуту. Важно отметить небольшое повышение цифр артериального давления и частоты сердечных сокращений после достаточно интенсивной физической нагрузки, которые не выходят за границы нормы. Это говорит о запуске активных адаптивных физических процессов и о важности индивидуального подхода к каждому тренирующемуся в зависимости от его фоновой физической выносливости.
Слайд 12: Результаты и их обсуждение
Понижение тревожности и напряжения вследствие занятий айкидо вероятно связано с повышением уровня самооценки и удовлетворением от физических тренировок, когда происходит гармонизация психологических и физических факторов. Улучшение внимания и концентрации может быть связано со специфичностью восточных практик, когда необходимо полное сосредоточение на определенном движении во время выполнения приема. В данном исследовании не ставилась задача проследить динамику изменения тестовых показателей при каждой последующей тренировке индивидуально или при усреднении по разным характеристикам групп, хотя полученные данные могут быть достаточно показательными. Эта задача последующих исследований.
Слайд 13
Главным отличием айкидо является полное отсутствие агрессии. Тренировка начинается с общей разминки, на которой разогреваются мышцы и суставы. Движения в айкидо согласуются с законами природы. «Перекаты» в разные стороны, являющиеся элементами страховки, не только приводят в порядок позвоночник, но и стимулируют биологически активные точки. Различные приёмы повышают гибкость суставов. Организм человека находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, осуществляемом центральной нервной системой и е ведущим отделом - корой головного мозга. Кора головного мозга точно воспринимает изменения и процессы, происходящие как во внешней среде, так и внутри организма, обеспечивая адаптацию к окружающему миру. . Главным отличием айкидо от других видов спорта и единоборств является полное отсутствие агрессии и не соревновательный вид. Что доступно и применимо человеку любого пола и возраста в том числе и в адаптивной физической культуре.Применимый как для людей с нарушением зрения, слуха и опорно двигательных функций. Наглядным примером являются действующие коррекционно-реабилитационные группы айкидо.Например, айкидо для незрячих людей в России стало развиваться совсем недавно, сейчас адаптированные секции работают в республике Татарстан, Вологодской, Саратовской и Свердловской областях. Заключение
Слайд 14
Перед тренировкой ученики обычно принимают положения, характерные для дзэн-буддийских монахов, приготовившихся к созерцанию, и стараются дышать глубоко и равномерно. Это заранее готовит органы дыхания к физической работе и содействует дальнейшему ритмическому функционированию лёгких во время самой тренировки, когда резко возрастает потребность организма в кислороде. Внимание фокусируется на выполнении приёмов. Волны, возникающие в коре головного мозга, становятся более синхронными, усиливается б-ритм. Формируется вегетативный баланс за счет понижения активности симпатического отдела центральной нервной системы. При регулярных занятиях этим видом спорта происходит оптимизация работы кардиореспираторной, мышечной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем организма человека, падает уровень гормонов стресса. Улучшается метаболизм. Токсины, накапливающиеся в организме, более интенсивно выводятся через дыхание и потоотделение. Заключение
Слайд 15: Заключение
Тренировка начинается с общей разминки, на которой разогреваются мышцы и суставы. Движения в айкидо согласуются с законами природы. «Перекаты» в разные стороны, являющиеся элементами страховки, не только приводят в порядок позвоночник, но и стимулируют биологически активные точки. Различные приёмы повышают гибкость суставов. Организм человека находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, осуществляемом центральной нервной системой и её ведущим отделом - корой головного мозга. Кора головного мозга точно воспринимает изменения и процессы, происходящие как во внешней среде, так и внутри организма, обеспечивая адаптацию к окружающему миру.
Слайд 16
Заключение Зал для тренировок воспринимается местом покоя, снижается количество сенсорных раздражителей. Полностью отсутствует конфликтная ситуация. В зале занимаются не соперники, а партнёры, помогающие друг другу на пути самоусовершенствования. Разминка проходит в молчании, движения ритмичны. Это помогает привести тело и мозг человека в уравновешенное, релаксационное состояние. По полученным в нашем исследовании данным реактивная тревожность вследствие тренировок айкидо понижается на 18%, индекс напряжения - на 40%.
Слайд 17
По данным клинических исследований в результате спортивных тренировок усиливается иммунитет, происходят изменения в составе периферической крови, указывающие на синхронизацию в работе центральных регулирующих отделов головного мозга. Количество белых кровяных телец (лейкоцитов), отвечающих за противодействие бактериям и вирусам, существенно повышается после занятий борьбой, возрастает дифференциация лимфоцитов, так называемых «клеток-убийц», отвечающих за борьбу с угрожающими организму инфекциями. Заключение Улучшается выносливость, растяжка, координация, нормализуется дыхание, исчезают приступы вегето-сосудистой дистонии, облегчается течение гипертонической болезни. Становится лучше клиническая картина таких психосоматических дисфункций как головные боли напряжения, симптом психогенной гипервентиляции, нарушения со стороны работы желудочно-кишечного тракта. Понижается избыточный вес, нормализуется сон. Поэтому применение айкидо на практике дает реальную возможность любому человеку стать психологически устойчивым и здоровым, чувствовать себя в безопасности и управлять собой. Такая способность управлять собой вырабатывается по мере приобретения и овладения практикой этого вида восточных единоборств.
Слайд 18
Заключение Наряду с общеукрепляющими, оздоровительными и лечебными эффектами постепенное улучшение качества выполнения приёмов повышает мотивацию и степень самооценки, которые сопровождаются чувством гармонии в душе, улучшают психологический настрой, повышают «качество жизни». Преимущественное духовное напряжение способствует развитию самообладания, хладнокровия и трезвости мысли при всех упражнениях. Являясь вторым образующим элементом в спортивных дисциплинах, физическое воспитание требует от ученика оттачивания техники, развития физической силы, выносливости, выработки почти инстинктивной реакции и координации движений. Всё это достигается при сильной мотивации в результате регулярных тренировок, которые повышают хладнокровие, спокойствие, присутствие духа и помогают не терять ясности ума при самых серьёзных испытаниях.
Слайд 19
Проведенные исследования и изложенные новые сведения об особенностях состояния психофизиологического здоровья людей вносят определенный вклад в понимание важности профилактики и коррекции здоровья человека. В практическом отношении полученные данные могут быть использованы для обоснования необходимости лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, выраженных в различной форме, в том числе, с применением восточных техник. Таким образом, внедрение оздоровительных реабилитационно-адаптивных восточных практик может являться частью программы в адаптивной физической культуре. Заключение
Слайд 20
1. Айкидо для незрячих людей: сила воли, терпение и самооборона © Информационный портал «Особый взгляд» https://specialviewportal.ru/articles/post205 2. Коррекционно-реабилитационная группа айкидо для незрячих и слабовидящих. Такемусу Айкидо Казань. https://www.youtube.com/watch?v=iYVn1n4efec Руководитель проекта: Рафаэль Мусин, 4 дан айкидо Айкикай 4. Бартош М. Айкидо - исцеляющее искусство / М. Бартош, Вудман Р.Р. // Боевое искусство планеты. Москва, 1993. № 8-10. С. 64-66. 7. Волкова С.Ю. Влияние уровня тревожности на восприятие и оценку времени // Вопросы сенсорного восприятия. Свердловск, 1987. С. 140-145. 8. Германов Г.Н. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮШС, СДЮШОР, ШВСМ, УОР / Г.Н. Германов, Никитушкин В.Г. // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. М., 2006. №2. С. 8-13. 9. Дядичкин В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности. Минск, 1990. «Высшая школа». 120 с. 10. Ежов С.Н. Особенности психомоторных реакций и межполушарных отношений мозга на этапах временной адаптации / С.Н. Ежов, С.Г. Кривощеков - // Физиология человека, 2004. Т.30. №2. С. 53-57.
Слайд 21
11. Ермолаева Н.В., Корецкий Н.В. Воспроизведение временных интервалов в условиях выполнения спортивного задания // Сб. Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем. Л., 1980. С. 146-147. 12. Желтиков В.А. Экологические условия и психоэмоциональная неустойчивость молодежи / В.А. Желтиков, А.А. Желтиков - // Экология человека, 2005. №8. С. 27-31. 13. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. «Питер», 2005. 411 с. 14. Киселев Ю.А. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности // Стресс и тревога в спорте. М., 1983. С. 28. 15. Коган О.С. О периодических медицинских осмотрах лиц, занимающихся профессиональной спортивной деятельностью / О.С.Коган - // Медицина труда и промышленная экология. М., 2006. №7. С. 37-43. 16. Корнева Е.А. О взаимодействии нервной и имунной систем // Иммунофизиология. СПб.: Наука, 1993, С. 7 - 9. 17. Кривощеков С.Г. Принципы физиологической регуляции функций организма при незавершенной адаптации / С.Г. Кривощеков, Г.М. Диверт - // Физиология человека, 2001. Т.27. №1. С. 127. 18. Любицкий Р.Е. Взаимозависимость значений вегетативных показателей и длительности «индивидуальной минуты» // Сб. фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем. Л., 1980. С. 147-150.
Последний слайд презентации: Итоговая работа по программе « Инструктор-методист по адаптивной физической
20. Матова М.А. Динамика оперативной оценки времени в процессе интенсивной мышечной деятельности / М.А. Матова - // Теория и практика физической культуры. 1978. №2. С. 8-11. 21. Петров Г.А. Отчет биологического времени как условие адаптации человека / Г.А. Петров, И.И. Макарова - // Экология человека, 2005. №8. С. 16-23. 24. Смирнов А.Г. Оценка субъективной секунды при помощи теста «Индивидуальная минута» / А.Г. Смирнов - // Журнал высшей нервной деятельности. 1992. Вып. 5. С. 1035-1038. 25. Судаков К.В. Теория функциональных систем: новый подход к проблеме интеграции физиологических функций в организме / К.В. Судаков - // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова, 2002. Т.88. №12. С. 1590-1599. .25. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. ЛНИИФК. Л., 1976. 19 с.