Слайд 2
БАЛЕТ – танцевать, принято определять как вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах. Его корни уходят в XIV век. Поначалу балеты не имели никакого сюжета. Спектакли составлялись из отдельных придворных бальных танцев и не требовали от и сполнителей особой техники. Постепенно сюда стали использовать несложные сюжеты и появилась пантомима. Герои этих спектаклей появлялись на сцене в костюмах, сшитых по последней моде.
Слайд 3
Движения в танце были медленными и величественными, ноги ставились в в ыворотную позицию: пятки вместе, носки разведены в стороны. Во Франции во времена Людовика 14 была основана Королевская академия танца. Именно в то время были разработаны основные каноны и формы классического балета. Стала меняться и техника танца: он приобрёл всё большую виртуозность и п рофессионализм. Выдающимся реформатором балетного искусства стал ЖАН ЖОРЖ НОВЕР, который выдвинул на первый план содержание спектакля, его сюжет. ЖАН ЖОРЖ НОВЕР
Слайд 4
«Музыка - душа танца» - говорил французский балетмейстер Новер -хорошо написанная музыка, должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка».
Слайд 5
Развлекательным постановкам Новер противопоставил серьёзные драматические с южеты. Темы для своих балетов он брал из истории, античной литературы и м ифологии. Его постановки носили трагико-комедийный и героико-лирический х арактер. Впервые актёры появились на сцене без масок, и зрители могли увидеть Выражение их глаз и мимику. Реформы Новера коснулись также музыки, костюмов и декораций балетного спектакля. Отныне балет стал самостоятельным театральным жанром.
Слайд 6
В эпоху романтизма на первый план выдвинулась идея столкновения мечты и реальности. Основой сюжета романтического балета стала борьба человека И сверхъестественных сил – духи, приведения, мифологические существа. Идеалом романтиков были лёгкие, воздушные танцевальные элементы. Вставая н а кончики пальцев танцовщица будто парила в воздухе. Особую роль стала играть в балете и музыка: теперь она не только сопровождала Действие, задавала ритм танца, но и красноречиво « рассказывала» о судьбах героев.
Слайд 7
Балет – синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой – либретто, с декорациями, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный – классический повествовательный многоактный балет, бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным. 20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет.
Слайд 8
Кто сочиняет балет Композитор – музыка. Либреттист – содержание. Балетмейстер – хореография.
Слайд 9
Либретто - основа балетного спектакля. Либретто основывается на литературном произведении и пишется с учетом хореографического и музыкального воплощения идеи. Обычно сценарии пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист.
Слайд 12
Костюмы показывают особенность персонажей, подчёркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения.
Слайд 13
Кто исполняет балет. Балерины – солисты. Танцоры – солисты. Кордебалет. Дирижер. Симфонический оркестр.
Слайд 14
Балетные термины Вариации – сольный танец героя. Pas-de- deux – танец двух героев. Pas-de-trois – танец трех героев. Кордебалет – большой общий танец. Характерный танец – отличается пантомимой и необычной хореографией.
Слайд 17
Плие - приседание на выворотных стопах. Батман – поднятие ноги на 90 градусов. Гранд-батман – поднятие ноги на 180 градусов Фуэте – вращение на месте на одной ноге.
Слайд 18
Пачка балетная Па́чка — жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц. Стиль и форма пачки со временем менялись. В начале 20 века пришла мода на пачки, украшенные перьями и драгоценными камнями.
Слайд 19
Пуанты Слово пуанты происходит от французского «кончик». Современные пуанты изготавливаются из атласной материи, чаще всего пуанты заказываются мастеру для определенной балерины. Это необходимо для того, чтобы они надежно закрепили стопу. В носке балетной туфельки укладывается уплотненный материал, а ленты перехватывают ногу у щиколотки.
Слайд 20
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Знаменитые балеты композитора: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
Слайд 21
Примы-балерины русского балета ГАЛИНА УЛАНОВА – икона классического бал ета ОЛЬГА ЛЕПЕШИНСКАЯ
Слайд 25
Балерина, балерина ах, как хороша! В белоснежной пелерине тонкая душа. В вечной музыке движений переборы ног, Красота прыжка, круженье стонов, стен и стоп. Всё и всех перетанцуешь - мир, любовь и жизнь... Чьи-то чувства, чьи–то судьбы, в вихре закружишь. В мнимой хрупкости таится гордая душа. Балерина, чудо-птица как ты хороша...