Первый слайд презентации
Изобразительное искусство Руси XVI века КУРС: Русское искусство до XVII века ЛЕКЦИЯ 10
Слайд 2: Собор Ферапонтова монастыря. Интерьер. Фрески Дионисия 1502 г. Вид на южный люнет
Слайд 4: Собор Ферапонтова монастыря. Покров Богоматери. Фреска восточного люнета
Слайд 5: Собор Ферапонтова монастыря. Дионисий. О Тебе радуется. Фреска северного люнета
Слайд 6: Дионисий. Чудо в Кане Галилейской. Фреска южного свода. Первый ярус росписей включает евангельские сцены и чудеса Христа
Слайд 11: Дионисий. Сошествие во ад. 1502. ГРМ Из иконостаса собора Ферапонтова монастыря
Слайд 12: Дионисий. Митрополит Петр с житием. Успенский собор Московского Кремля. Распятие. Нач. XVI в. ГТГ Митрополит Петр в 1324 г. при Иване Калите перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву
Слайд 15
Евангелист Матфей Дионисиев Феодосий Школа или худ. центр: Москва 1507 г. 17 × 12.5 см Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, Россия Евангелие, иллюстрированное Феодосием [Погод. 133], л. 10 об.
Слайд 16
Преп. Сергий Радонежский Первая треть XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Одна из центральных икон этого времени. Происходит из Дмитрова (Успенский собор). Сергий молится над умершим младенцем
Слайд 17
Св. Георгий в житии. 1520-е гг. Из Пятницкой церкви в Дмитрове. ЦМиАР Георгий исповедует христианскую веру перед царем
Слайд 18
Св. Георгий в житии. 1520-е гг. Из Пятницкой церкви в Дмитрове. Георгий с житием. Первая треть XVI в. Икона происходит из Успенского собора г. Дмитрова Московской области.
Слайд 19
Св. Георгий в житии. 1520-е гг. Из Пятницкой церкви в Дмитрове. ЦМиАР Георгий с житием. Первая треть XVI в. Икона происходит из Успенского собора г. Дмитрова Московской области. ЦМиАР Великомученик Георгий, с житием. Ростов Первая четверть XVI в. ЦМиАР
Слайд 20
Бгоматерь Одигитрия Первая треть XVI в. Икона происходит из Успенского собора г. Дмитрова Московской области
Слайд 21
«О Тебе радуется…» первая треть XVIв. Мастерская Дионисия ГТГ, Инв. 28640 из Успенского собора в Дмитрове. Иконография стандартна, но живопись другая: «эмалевая фактура», материальная.
Слайд 22
Похвала Богоматери, с Акафистом Середина XVI в. ГРМ. ДРЖ-1834 Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Слайд 23
Благословенно воинство Небесного Царя («Церковь воинствующая ») 1520 -1530 гг.
Слайд 25
«Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести» — Октоих, стихира V гласа к мученикам Икона "Благословенно воинство Небесного Царя". Середина XVI в. 41,0 х 65,0 х 2,2 см. Музеи Московского Кремля. Ж-1065
Слайд 26
Распятие из иконостаса Николы с Усохи – 1535г., Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Расписной крест, деталь. ок. 1370 ц. Дельи Эремитани, Падуя
Слайд 27
« Четырехчастная » икона Середина XVI в. 190 × 151 см Благовещенский собор Московского Кремля, Москва, Россия Инв. Ж-1321; 3059 соб. «И почи Бог в день седьмый » «Единородный Сыне» «Во гробе плотски, во аде же с душою» « Приидите, Трисоставному Божеству поклонимся»
Слайд 29
Николо Семитеколо.Троица (Престол Благодати) . ок. 1370 Окружной музей, Падуя
Слайд 32
Праотец Исаак Благовещенский собор Московского Кремля Середина — третья четверть XVI в.
Слайд 33
Четко о самостоятельном ряде праотцов речь идет в описи 1579 г. Благовещенского собора в Сольвычегодске : « Праотцы, 11 икон на золоте: на десяти иконах по 4 Праотца писаны, а на одиннадцатой иконе Господь Саваоф в силах: а под Саваофом Херувим со крестом »
Слайд 35
«И почи Бог в день седьмый » Середина XVII Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник В отличие от сюжета "Единородный Сыне", который рано обособился и часто повторялся, первый сюжет Четырехчастной иконы как самостоятельная композиция встречается значительно реже.
Слайд 38
« Приидите, Трисоставному Божеству поклонимся» «Лики святых» и люди «живы суще» в молении
Слайд 39
«Достойно есть…». 1550-е – 1560-е гг. Из Преображенского собора Соловецкого монастыря. Музеи Московского Кремля
Слайд 40
«Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородице». Клеймо иконы «Достойно есть…»
Слайд 42
Иоанн Предтеча, преподобный Иоанн Лествичник, великомученик Феодор Стратилат. 1560-е – 1570-е гг. Из церкви Николы от Торга в Пскове. Псковский музей-заповедник
Слайд 43
Иоанн Предтеча. Третья четверть XVI в. Из Успенского собора в Рязани. Рязанский музей-заповедник
Слайд 44
Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Третья четверть XVI в. Из Махрищского монастыря близ Александрова. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Слайд 45
Святитель Николай Чудотворец. Третья четверть XVI в. Из Леонтьевской церкви в Вологде. Вологодский музей-заповедник
Слайд 47
Деисус (Седмица), со святыми на полях Дербин Посник Вторая половина XVI в. 36 × 29.7 × 2.5 см Сольвычегодский историко-художественный музей Инв. СМ-102-Ж
Слайд 48
Мученик Никита. Прокопий Чирин. – 1593г. 29 × 22 см ГТГ, Инв. 7406/3 Икона являлась средником складня, створки которого сейчас хранятся в ГИМ.
Слайд 50
Святитель Петр, митрополит Московский, с житием. Начало XVII в. Мастер Истома Савин. Государственная Третьяковская галерея
Слайд 51
Святитель Петр пишет икону Богоматери. Клеймо иконы «Святитель Петр, митрополит Московский, с житием»
Слайд 52
Учение трех святителей. Начало XVII в. Мастер Никифор Савин. Государственная Третьяковская галерея
Слайд 53
Чудо мученика Феодора Тирона о змие. Начало XVII в. Мастер Никифор Савин. Государственный Русский музей
Слайд 54
Благовещение. 1610-е гг. Мастер Назарий Истомин Савин. Бывшее собрание М.Е. Елизаветина