Первый слайд презентации: Как оказать помощь подросткам в кризисных ситуациях»
Татьяна Федоровна Лаврова педагог-психолог МАОУ «Гимназия №86 с углубленным изучением иностранных языков»
Слайд 2: Переходный/подростковый возраст
Возраст от 1 1 -1 2 до 17-18 лет – не столько фаза развития организма, сколько этап развития личности, переход от зависимого, опекаемого детства к самостоятельной и ответственной деятельности.
Слайд 3: Характерные особенности подростков:
половое созревание и неравномерное физиологическое развитие («гормональная перестройка») внешние изменения (угловатость, несуразность, прыщи и пр.), эмоциональная неустойчивость подростки ощущают постоянный дискомфорт, переживают по любому поводу более ярко и интенсивно
Слайд 4: Характерные особенности подростков:
изменение социальной ситуации развития переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости открытие и утверждение собственного «Я», поиск своих ценностей и норм
Слайд 5: Возраст, когда всё впервые:
первая любовь, первые взрослые увлечения, первые взрослые разговоры, первые большие ошибки. Крайне необходимо, чтобы в семье был хороший климат, доверительное общение, способное сглаживать все удары и падения.
Слайд 6: Почему подростки уязвимы?
не знают, как реализовать свои потребности, желания; нет четких жизненных целей и ценностей; значимо признание сверстников; плохо устойчивы в ситуации стресса; мало жизненного опыта; отрицают авторитеты; бескомпромиссны.
Слайд 7: Кризисные ситуации: — любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая ; — несчастная любовь; — острый конфликт со значимыми взрослыми; — травля, отвержение, запугивание, издевательства; — тяжелая жизненная ситуация; — разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи; — неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация
Слайд 8: К чему может привести неумение подростков справляться с тяжелыми кризисными ситуациями?
Слайд 9: Проявления аутоагрессии : - навязчивое прокалывание кожи, - уколы, проколы, пирсинг, - перфорация частей тела с помещением инородных предметов, - татуаж
Слайд 10: Проявления аутоагрессии : Расстройства пищевого поведения: анорексия, булимия, переедание
Слайд 11: Проявления аутоагрессии : деструктивные, опасные увлечения (опасные селфи, зацеперство, путешествие по крышам многоэтажек …)
Слайд 12: Обратите внимание!! Если ваш подросток: - носит одежду только с длинными рукавами и/или полностью закрывающую ноги, даже в жару; - всегда имеет при себе/рядом острые/режущие предметы; - часто запирается в комнате/ванной в одиночестве; - перестал рассказывать вам где, как и с кем он проводит свое свободное время, гуляет; - проявляет признаки эмоционального неблагополучия (напряжен, часто сообщает о чувстве безнадежности, беспомощности, одиночества, собственной бессмысленности или малозначимости, отверженности, паники, злости; ненависти к себе); - проявляет нехарактерное для себя поведение
Слайд 13: Обратите внимание!!
на аватарки, картинки в статусе, и пр. на шрамы неизвестного для вас происхождения, свежие порезы, сильные царапины, синяки и другие раны. Локализация: руки, ноги, живот, торс.
Слайд 14: Чтобы: - справиться с утратой, травмой, насилием и превратить душевную боль в физическую; - «наказать» себя; - почувствовать себя «реальным»; - восстановить контроль над своим телом; - почувствовать эйфорию; - исследовать границы своих возможностей; - привлечь внимание; - повысить статус, принадлежность к группе; - справиться с тревогой или депрессией; - просто почувствовать себя лучше
Зачем?
Слайд 16: Если вы заметили признаки опасности: - попытайтесь выяснить причины кризисного состояния ребёнка; - окружите ребёнка вниманием и заботой; - обратитесь за помощью к психологу; - в случае длительно сохраняющихся признаков, таких, как отсутствие интереса к деятельности, плохое настроение, изменение сна, аппетита, необходимо обратиться за помощью к психиатру, психотерапевту
Слайд 20: У нас, взрослых, есть большое преимущество: мы были детьми и знаем, каково это. Очень важно, общаясь с детьми, помнить себя в их возрасте
Слайд 21: Помните основную задачу подросткового возраста: из пубертата должен выйти настоящий взрослый, ответственный и самостоятельный
Слайд 23: Стремитесь к доверительным отношениям со своим ребенком
Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Доверие и контроль!!
Слайд 24: Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть со своим ребенком. Ваш сын или дочь спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им!
Последний слайд презентации: Как оказать помощь подросткам в кризисных ситуациях»
Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете.