Первый слайд презентации: Как организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в школе
Слайд 2: Вопросы
Нормативные основания организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся Проектная и исследовательская деятельность в соответствии с ФОП ООО Организация учебно-исследовательской деятельности Организация проектной деятельности обучающихся Оценка результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности
Слайд 3: Нормативные основания организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Слайд 4: Нормативное обеспечение учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) Федеральная основная образовательная программа основного общего образования (ФОП ООО) Локальный нормативный акт (положение, порядок), регламентирующий осуществление учебно-исследовательской и проектной деятельности в школе Нормативное обеспечение учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Слайд 5: Метапредметные результаты
п.43 ФГОС ООО 1) Универсальные учебные познавательные действия: Базовые логические действия Базовые исследовательские действия Работа с информацией 2) Универсальные коммуникативные действия: Общение Совместная деятельность 3) Универсальные регулятивные действия: Самоорганизация Самоконтроль Эмоциональный интеллект Принятие себя и других
Слайд 6: Базовые исследовательские действия
Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное. Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой.
Слайд 7: Базовые исследовательские действия
Оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента). Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений. Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Слайд 8: Программа формирования УУД
п.32.2 ФГОС ООО Должна обеспечивать: повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах; овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; … Должна содержать: описание особенностей реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной работы; …
Слайд 10: ФОП ООО
Учебно-исследовательская деятельность Проектная деятельность Цель - решение обучающимися познавательной проблемы. Имеет теоретический характер. Ориентир на получение обучающимися нового знания (ранее неизвестного или мало известного), на организацию его теоретической опытно-экспериментальной проверки. Цель - получение конкретного результата - продукта, с учетом заранее заданных требований и запланированных ресурсов. Имеет прикладной характер. Ориентир на поиск обучающимися практического средства (инструмента) для решения жизненной, социально-значимой или познавательной проблемы.
Слайд 11: ФОП ООО
Учебно-исследовательская деятельность Проектная деятельность Исследовательские задачи ориентированы: на формирование навыков поиска ответов на проблемные вопросы, предполагающие получение новых знаний посредством размышлений, предположений, экспериментирования; на овладение основными научно-исследовательскими умениями : формулировать гипотезу, прогноз, планировать и осуществлять анализ, опыт, эксперимент, делать обобщения, формулировать выводы на основе анализа полученных данных. Проектные задачи ориентированы на формирование у обучающихся умений: определять оптимальный путь решения проблемного вопроса, прогнозировать проектный результат и оформлять его в виде реального “продукта”; максимально использовать для создания проектного “продукта” имеющиеся знания и освоенные способы действия, а при их недостаточности - производить поиск и отбор необходимых знаний и методов.
Слайд 12: ФОП ООО
Требования к организации исследовательской и проектной деятельности, к их содержанию и направленности разрабатываются школой. Отражаются в локальном акте. ФОП ООО
Слайд 15: Формы организации исследовательской деятельности на уроке
урок-исследование; урок с использованием интерактивной беседы в исследовательском ключе; урок-эксперимент; урок-консультация; мини-исследование в рамках домашнего задания. Формы организации исследовательской деятельности на уроке
Слайд 16: Исследование на уроке
Мини-исследование в течение 1 или 2 уроков - поиск ответов на один или несколько проблемных вопросов. Включение учебных исследовательских задач в рамках теоретических вопросов: Как... изменилось? Как … повлияло на... ? Насколько важна была роль... ? Как можно оценить значение... ? Что произойдет (как изменится)..., если... ?
Слайд 17: Исследование во внеурочной деятельности
Направления учебных исследований Формы организации исследований Формы предъявления результатов социально-гуманитарное; филологическое; естественнонаучное; информационно-технологическое; междисциплинарное. конференция, семинар, дискуссия, диспут; брифинг, интервью, телемост; исследовательская практика; образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии; научно-исследовательское общество учащихся. письменная исследовательская работа (эссе, доклад, реферат), статья, обзор, отчет и заключение по итогам исследований.
Слайд 20: Формы организации проекта
Монопроект - использование содержания одного предмета. Межпредметный проект - использование интегрированного знания и способов учебной деятельности различных предметов. Метапроект - использование областей знания и методов деятельности, выходящих за рамки предметного обучения.
Слайд 21: Проектная деятельность на уроке
Решение практико-ориентированных проблем: Какое средство поможет в решении проблемы... (опишите, объясните)? Каким должно быть средство для решения проблемы... (опишите, смоделируйте)? Как сделать средство для решения проблемы (дайте инструкцию)? Как выглядело... (опишите, реконструируйте)? Как будет выглядеть... (опишите, спрогнозируйте)? Проектная деятельность на уроке
Слайд 22: В рамках внеурочной деятельности
Направления учебного проектирования Формы организации проектов Формы предъявления результатов гуманитарное; естественнонаучное; социально-ориентированное; инженерно-техническое; художественно-творческое; спортивно-оздоровительное; туристско-краеведческое. творческие мастерские; экспериментальные лаборатории; конструкторское бюро; проектные недели; практикумы. материальный продукт (объект, макет, конструкторское изделие); медийный продукт (плакат, газета, рекламная продукция, фильм); публичное мероприятие (социальное мероприятие, акция); отчетные материалы по проекту (тексты, мультимедийные продукты).
Слайд 24: Система оценки достижения планируемых результатов
ФГОС ООО ФОП ООО Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ООО должна предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ. Система оценки должна включать описание организации и содержания оценки проектной деятельности обучающихся. Форма оценки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий - экспертная оценка групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов. Проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года.
Слайд 25: Оценка процесса работы над проектом
Критерии Показатели Кол-во баллов 1. Сформированность познавательных универсальных учебных действий Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем: Самостоятельно формулирует проблему. Выбирает адекватные способы решения проблемы, включая поиск и обработку информации. Формулирует выводы, обоснование и реализацию принятого решения. Формулирует обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий Умеет раскрыть содержание работы. Грамотно и обоснованно использует имеющиеся знания и способы действий в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой. 3. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий Умеет самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени. Умеет использовать ресурсные возможности для достижения целей. Умеет осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий Умеет ясно изложить и оформить выполненную работу. Умеет представить её результаты работы. Умеет аргументированно ответить на вопросы.
Слайд 26: Оценка презентации результатов проекта
Критерии Показатели Кол-во баллов 1. Качество защиты проекта Четкость и ясность изложения задачи. Убедительность рассуждений. Последовательность в аргументации. Логичность и оригинальность. 2. Качество наглядного представления проекта Использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации. 3. Качество письменного текста Соответствие содержания текста плану. Качество оформления текста работы. Грамотность изложения. 4. У ровень коммуникативных умений Умение отвечать на поставленные вопросы. Умение аргументировать и отстаивать собственную точку зрения. Умение участвовать в дискуссии. 5. Самооценка Умение дать оценку и провести объективный анализ своей работы и достигнутого результата. Умение увидеть допущенные ошибки и недостатки работы. Умение дать взаимооценку деятельности в группе.