Первый слайд презентации: И. Кант и кантианство
Выполнили студентки 2 курса ЭФ группа Сочнева А. Крецу В.
Слайд 2: Источники:
Философия: учеб. / А.В. Аполлонов, В.В. Васильев и др ; Кант И. Сочинения: В 8 т.- М., 1994.- Т.З.-С.52. Кант. Соч.-Т.З.- С. 173, 176, 188, 193.
Слайд 3: Иммануи́л Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма
Родился в 1724 году в Кенигсберге. 1724-1804 Два периода « Докритический » «Критический»
Слайд 4
I этап (до 1770 года ) — разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами: -разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год ); -наметил идею генеалогической классификации животного мира, т.е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения; -выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас; изучал роль приливов и отливов на нашей планете. II этап (начинается с 1770 или с 1780 -х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Слайд 5: Докритический период
интерес к естественно - научным и натурфилософским темам; философская методология; Одной из главных проблем философии вопрос о границах человеческого знания Работа: «Критика чистого разума» (1781) писал работы по истории Земли, теории ветров, о причинах землетрясения и т.д ;
Слайд 6: Главная тема критики
Проблема: Каким образом можно достоверно узнать что-то о вещах, которые не даны или пока ещё не даны нам в чувственном опыте? Человек может определять лишь те вещи, которые даны ему в опыте, имеют к нему отношение. «Как возможны априорные синтетические суждения?» ( Кант И. Сочинения: 8 т.- М., 1994.- Т. З-С.52.)
Слайд 7
Вещи «Явления» или «Феномены»-вещи имеющие к нам отнощения «вещи сами по себе» Им противостоят Непознаваемы, но допускается их существование Человек не удовлетворяется миром чувственного опыта, хочет проникнуть к сверхчувственным основам мироздания. Ответить на вопросы о свободе воли, бессмертии души и бытии Бога.
Слайд 8
Считает, что лишены перспективы усилия : продемонстрировать существование Бога; постичь первоосновы природного мира, выяснить, имеет ли он начало во времени и границы в пространстве, состоит ли материя из подлинных атомов или делима до бесконечности, допускает ли ход природы беспричинные события и есть ли в мире необходимые вещи; «Антиномия»-состояние внутренней раздвоенности разума. При рассмотрении этих вопросов разум запутывается в противоречиях!
Слайд 9: Кант решает антиномию чистого разума, отсылая к выводам трансцендентальной эстетики:
Природный мир Всего лишь явление, а не вещь сама по себе Не имеет самостоятельной реальности То он поэтому Бессмысленно говорить, к примеру, о том, что он бесконечен, искать его жестко определенные границы. Та же ситуация и с делимостью материи.
Слайд 10: Таким образом:
Понимание раздвоенности сущего на вещи сами по себе и явления в двух других случаях позволяет разнести тезисы и антитезисы антиномии по разным сферам бытия! Пример: из того, что мир явлений подчинен закону естественной причинности, не следует невозможность беспричинных событий (свободных) Свобода - необходимое условие «морального закона» Моральные требования возникают из разума, определяющего волю. -связывает моральный закон и свободу. Человек свободен всегда, но моральным он становится лишь в том случае, если следует категорическому императиву: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»
Слайд 11
подтверждает право человека на счастье В нашем мире непосредственная связь между добродетелью и счастьем отсутствует мы должны допускать существование бога, который в нашей посмертной жизни согласует одно с другим Человек должен быть достоин счастья, а достоинство состоит лишь в моральном поведении.
Слайд 12
- Свобода возможна в ситуации фундаментальной неопределённости Высшая ценность бытия: моральность и свобода Человек, как цель сама по себе, является главной проблемой философии
Слайд 13: Художественное творчество
« Критика способности суждения» (1790) Творческое начало человека раскрывается: В поздних сочинениях - тема общественного прогресса. На индивидуальном уровне На социальном уровне Общество в целом, как и индивид, нацелено на совершенствование. В совершенствовании личности решающую роль играют моральные мотивы Общество развивается естественным путем, при определяющем влиянии конкуренции между людьми