Первый слайд презентации: К.Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения
Слайд 2: Утверждение метода объяснительного чтения
Современная методика связывает утверждение этого метода с появлением учебников-хрестоматий, автором которых является К.Д. Ушинский: «Детский мир» (1861 ) «Родное слово» (1864 ) А также ряда работ: « О первоначальном преподавании русского языка» (1864 ) « Руководство к преподаванию по «Родному слову» (1864)
Слайд 3: Вклад К.Д. Ушинского в методическую науку
О н научно обосновывает, что и как нужно читать в младших классах; К.Д.Ушинский первым включил в круг детского чтения произведения устного народного творчества; В се предметы начального образования концентрировались вокруг курса родного языка вообще и чтения в частности ; Б ыло положено начало традиции включать в хрестоматии по чтению наряду с художественными произведениями научно-познавательные статьи
Слайд 4: Вклад К.Д. Ушинского в методическую науку
Хрестоматия « Детский мир » для объяснительного чтения предусматривала связь с наглядным обучением, которому отводилось место отдельного предмета. С истема разбора должны определяться литературными свойствами видов и жанров художественных текстов. Ч тение с объяснением подкреплялось катехизической беседой, в ходе которой детям задавались вопросы двух видов: 1 ) испытательные, 2) наводящие.
Слайд 5: Система работы с произведением
Говоря о системе работы с произведением, К.Д. Ушинский подчеркивал, что вопросы должны выстраиваться от частных к обобщающим, а объяснения, с одной стороны, должны быть доступны, а с другой стороны – полезны.
Слайд 6: Особое место объяснительного метода
Требование К.Д. Ушинского, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение», ставило его метод на особое место в общей системе обучения чтению.
Слайд 7: Необходимость двух видов чтения
К.Д. Ушинский писал о необходимости двух видов чтения - логического и эстетического. Логическое чтение требует полного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между словами, высказываниями, частями текста. Эстетическое чтение прежде всего нацелено на возбуждение чувств читающего.