Характеристика моторной (экспрессивной) алалии — презентация
logo
Характеристика моторной (экспрессивной) алалии
  • Характеристика моторной (экспрессивной) алалии
  • Определение моторной алалии
  • Механизм поражения
  • Речевая симптоматика: Общие характеристики
  • Фонетико-фонематические нарушения
  • Лексико-грамматические нарушения
  • Тяжесть речевых нарушений: Уровни
  • Неречевая симптоматика: Моторные нарушения
  • Неречевая симптоматика: когнитивные и поведенческие особенности
  • Дифференциальная диагностика
  • Важность ранней диагностики и коррекции
  • Характеристика моторной (экспрессивной) алалии
1/12

Первый слайд презентации: Характеристика моторной (экспрессивной) алалии

Подготовила студентка 2 курса, 3 группы Дерябкина Виктория Михайловна Анализ определения, механизма поражения, речевой и неречевой симптоматики

Изображение слайда

Слайд 2: Определение моторной алалии

Моторная алалия  — это системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное органическим поражением корковых речевых зон головного мозга (преимущественно лобной доли) в пренатальном, натальном или раннем постнатальном периодах (до формирования речи). Ключевые признаки: Первичное нарушение формирования  собственной  речи. Относительная сохранность  понимания  речи. Не связана с нарушением слуха или интеллекта. Синонимы:  Экспрессивная алалия, апраксия развития речи. Что такое моторная алалия?

Изображение слайда

Слайд 3: Механизм поражения

Где происходит «поломка»? Основная локализация поражения:  лобные доли головного мозга, в частности зона Брока (центр моторной речи). Возможные причины поражения: Пренатальный период: внутриутробные инфекции, гипоксия плода, токсическое воздействие. Натальный период: Родовые травмы, асфиксия. Ранний постнатальный период: инфекционные заболевания, травмы головного мозга. Тип поражения: Дисгенезия (нарушение развития мозговых структур). Повреждение нервных клеток (нейронов) в речевых зонах. Нарушение связей между различными отделами мозга, участвующими в речи.

Изображение слайда

Слайд 4: Речевая симптоматика: Общие характеристики

Как проявляется моторная алалия в речи? Задержка речевого развития: Первые слова появляются значительно позже нормы. Ограниченный словарный запас: недостаток как активного (используемого в речи), так и пассивного (понимаемого) словаря. Аграмматизмы : нарушение грамматического строя речи (неправильное согласование слов, пропуск предлогов, ошибки в падежных окончаниях). Трудности в произношении звуков: искажения, замены, пропуски звуков. Бедность экспрессивной речи: односложные ответы, короткие фразы.

Изображение слайда

Слайд 5: Фонетико-фонематические нарушения

Проблемы со звуками. Искажение звуков ( дислалия ): неправильное произношение отдельных звуков. Замена звуков:  замена одного звука другим (часто более простым по артикуляции). Пропуски звуков: отсутствие звуков в слове (особенно в начале или в конце слова). Неустойчивость артикуляции: звук может произноситься правильно в одном слове и неправильно в другом. Трудности в усвоении сложных звуков: в первую очередь страдают свистящие, шипящие и сонорные звуки. Нарушение слоговой структуры слова: упрощение слов, пропуск слогов, перестановка слогов.

Изображение слайда

Слайд 6: Лексико-грамматические нарушения

Слова и грамматика. Бедный словарный запас: ограниченное количество существительных, глаголов, прилагательных. Трудности актуализации словаря: ребенок долго подбирает нужное слово, использует замены. Аграмматизмы : Неправильное согласование слов в роде, числе, падеже. Ошибки в использовании предлогов. Упрощение предложений. Телеграфный стиль речи (использование только значимых слов). Пример : «Мама, дай куклу» вместо «Мама, пожалуйста, дай мне куклу ».

Изображение слайда

Слайд 7: Тяжесть речевых нарушений: Уровни

Насколько сильно страдает речь? Степень выраженности речевых нарушений при моторной алалии может варьироваться: Нулевой уровень: Полное отсутствие речи. Первый уровень (элементарная речь): отдельные слова, звукоподражания, лепетные слова. Второй уровень (фразовая речь): простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Третий уровень (развернутая речь): развернутые предложения, но с многочисленными аграмматизмами и фонетическими дефектами. В зависимости от уровня поражения и своевременности коррекции.

Изображение слайда

Слайд 8: Неречевая симптоматика: Моторные нарушения

Проблемы не только в речи. Нарушение общей моторики: неуклюжесть, плохая координация движений, трудности в выполнении сложных двигательных актов. Нарушение мелкой моторики: трудности с выполнением точных движений пальцами рук (застёгивание пуговиц, рисование, лепка). Оральный праксис : трудности в выполнении произвольных движений органами артикуляции (высунуть язык, надуть щеки). Симптомы оральной апраксии: трудности при выполнении движений по инструкции или показу, лучше получается при подражании.

Изображение слайда

Слайд 9: Неречевая симптоматика: когнитивные и поведенческие особенности

Внимание, память, поведение. Нарушения внимания: Неустойчивость внимания, трудности концентрации. Нарушения памяти: снижение слухоречевой памяти, трудности с запоминанием инструкций. Эмоционально-волевая сфера: Повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость. Импульсивность. Застенчивость, повышенная тревожность. Интеллект: чаще всего интеллект сохранен, но могут наблюдаться трудности в обучении, связанные с речевыми нарушениями.

Изображение слайда

Слайд 10: Дифференциальная диагностика

Важно не перепутать! Моторная алалия  отличается  от: Дизартрия: нарушение произносительной стороны речи, связанное с поражением нервной системы, иннервирующей артикуляционный аппарат (при алалии  нет  парезов и параличей). Задержка речевого развития (ЗРР): более легкая степень отставания в речевом развитии,  не  обусловленная органическим поражением мозга. Аутизм: при аутизме нарушения речи являются  вторичными  и связаны с нарушениями социального взаимодействия. Умственная отсталость: при умственной отсталости страдает  весь  интеллект, а не только речь. Сенсорная алалия: при сенсорной алалии страдает  понимание  речи. Диагностика:  проводится комплексно неврологом, логопедом, психологом.

Изображение слайда

Слайд 11: Важность ранней диагностики и коррекции

Время – решающий фактор! Ранняя диагностика и своевременная логопедическая коррекция —  ключевые факторы  успешной реабилитации детей с моторной алалией. Чем раньше начата коррекционная работа, тем больше шансов компенсировать дефект и полноценно развить речь. Комплексный подход: работа логопеда, невролога, психолога, дефектолога, а также активное участие родителей. Прогноз: зависит от степени поражения мозга, возраста начала коррекции и систематичности занятий.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Характеристика моторной (экспрессивной) алалии

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено