Первый слайд презентации: Клиническая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Слайд 2: Современные подходы к классификации речевых нарушений
Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений
Слайд 3: клинико-педагогическая классификация
опирается на медицинский аспект нарушения. На основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи
Слайд 4: Критерии клинико-педагогической классификации
нарушения формы речи (устной или письменной); нарушения вида речевой деятельности применительно к каждой из форм; нарушения этапа (звена) порождения или восприятия речи; нарушения операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи; нарушения средств оформления высказывания.
Слайд 6: Нарушения устной речи (расстройства фонационного оформления )
1. Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. 2. Брадилалия – патологически замедленный темп речи. 3. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. 4. Заикание – нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 5. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. 6. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. 7. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Слайд 7: Нарушения устной речи (нарушения структурно-семантического оформления )
1.Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. 2.Афазия – полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Слайд 8: Нарушения письменной речи
1.Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. 2.Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.
Слайд 9: Психолого-педагогическая классификация (Р.Е. Левина)
строится по принципу группировки от частного к общему; речевые нарушения классифицированы автором с учетом более эффективной организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Слайд 11: Психолого-педагогическая классификация (нарушения средств общения)
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 2. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Слайд 12: Психолого-педагогическая классификация (нарушения в применении средств общения)
Заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
Последний слайд презентации: Клиническая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи: Варианты пересечения классификаций речевых нарушений:
ФН – дислалия, ринолалия, дизартрия (стертая форма) ФФН – дислалия, ринолалия, дизартрия (стертая форма) ОНР – алалия, ринолалия, дизартрия, детская афазия