Первый слайд презентации: Ключевые изменения в ГИА по русскому языку в 2025 году
декабрь 2024 г. Дощинский Роман Анатольевич руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по русскому языку, заведующий лабораторией русского языка и литературы ФГБНУ «ФИПИ», кандидат педагогических наук
Слайд 3: Обновлённая формулировка задания 27
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. ( Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации. ) Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 1 2 3 4 5 Обновлённая формулировка задания 27
Слайд 4: Трансформация критериев оценивания задания 27
Год изменения К1 (формулировка проблемы) К2 (комментарий проблемы) К3 (формулировка позиции автора) К4 (обоснование собственного мнения) 2007 1 2 1 2 2009 1 2 1 3 2016, 2024 1 3 1 3 2019, 2023 1 5 1 1 2021 1 6 1 1
Слайд 5: Трансформация критериев оценивания задания 27 (с учётом 2025 года)
Год изменения К1 (формулировка проблемы) К2 (комментарий проблемы) К3 (формулировка позиции автора) К4 (обоснование собственного мнения) 2007 1 2 1 2 2009 1 2 1 3 2016, 2024 1 3 1 3 2019, 2023 1 5 1 1 2021 1 6 1 1
Слайд 6: Действительно ли экзаменуемые становятся несвободными при написании сочинения?
Решался вопрос не только о «пустом» критерии. Если бы разработчиков волновало исключительно это, то достаточным было бы просто ликвидировать критерий, сохранив задачу самостоятельной формулировки проблему. Решался ещё вопрос о «мнимой», «ложной» свободе. Основная цель нововведения – уход от шаблонизации, эталонных, заранее заготовленных ответов, речевых штампов, которые, как футляр, сковывают непосредственное восприятие текста экзаменуемым. Действительно ли экзаменуемые становятся несвободными при написании сочинения?
Слайд 7: Почему бы не предложить несколько проблем?
Близость проблем Технические трудности при проверке
Слайд 8: Сформулированная за экзаменуемого проблема – это упрощение экзамена или его усложнение?
Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым? Внешность человека… Как она отражает его сущность? Всегда ли военная служба связана с карьерным ростом? Военная служба – это карьерный рост или служение Отечеству?
Слайд 9: Приросты» сочинения-рассуждения в рамках ЕГЭ по русскому языку
В отношении задания 13.3 в ОГЭ по русскому языку В отношении итогового сочинения в 11 классе Чёткое разведение понятий «пример-иллюстрация» (на основе опорного текста) и «пример-аргумент» (на основе фоновых знаний). Тема сочинения формулируется только в виде проблемного вопроса. Наличие указания и пояснения смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Источником для проблемного вопроса является опорный текст. Минимальный объём сочинения составляет не 70, а 150 слов. На экзамене предполагается непосредственная работа с опорным текстом, к которому экзаменуемый может обращаться неоднократно и на основе которого строит комментарий проблемы. Иной уровень сложности текста, соответствующие возрасту 15-16 лет. Проблемный вопрос уникален по своей сути, так как его форма и содержание находятся в прямой зависимости от предъявленного экзаменуемому текста. Отсутствие Открытого банка заданий, используемых в процедуре ЕГЭ в текущем учебном году. Критериальная система оценивания более расширенная и формализованная.
Слайд 13: Алгоритм проверки сочинения по критерию К3
Вывод: важны принципы соответствия, убедительности и конкретности. Оцените степень конкретности материала
Слайд 14: Критерии оценивания К6
№ Критерии оценивания ответа на задание 27 Баллы К6 Соблюдение этических норм Этические ошибки отсутствуют 1 В работе приводятся примеры экстремистских и/или иных запрещённых к производству и распространению среди несовершеннолетних материалов / социально неприемлемого поведения людей / имеются высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации (пропаганда фашизма, антигосударственных идей, нетрадиционных ценностей, употребление нецензурной брани, иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке и не содержащихся в нормативных словарях, и т.д.) 0 В большей степени сдерживающая, упреждающая функция данного критерия!
Слайд 15: Грамотность сочинения (экзаменуемого)»: критерии К7–К10
Изменения в 2025 г. Добавлены по 1 баллу в критерии К9 и К10. К7 = К8 = К9 = К10 = система оценивания грамотности в ОГЭ. Если в сочинении 99 слов или менее, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.